Наступает осень, а значит, скоро 1 сентября. За это время нужно не только приобрести все школьные принадлежности, но и психологически подготовиться к новому учебному году — чтобы и самому устоять в стрессовой ситуации, и не навредить ребенку своим волнением. Психолог делится своими наблюдениями о распространенных ошибках родителей в этот период.
фото:
iStockphoto
Юмористические высказывания в честь первого сентября редко вызывают смех. Это связано с тем, что речь идет о конце каникул (даже не только для детей), отсутствии желания учиться и всепоглощающем ощущении безысходности, которое испытывают ученики и их родители.
Что делать с чувствами в такое тяжелое время?
В ожидании начала нового школьного года родителям нужно позаботиться о готовности детей не только с практической точки зрения, но и уделить внимание их эмоциональному состоянию. Об этом поведала специалист по детской психологии, рассказав об типичных ошибках, которые допускают родители накануне 1 сентября.
Анна Власова
Консультативный психолог Страхового дома ВСК
В преддверии нового учебного года многие дети и их семьи начинают готовиться к первому дню в школе. Однако, несмотря на всю важность этой даты, есть ряд проблем, с которыми часто сталкиваются родители при подготовке ребенка к началу обучения.
Такие проблемы могут включать:
1. Недостаточное время для отдыха и восстановления после летних каникул.
2. Тяжелое настроение или стресс по причине предстоящего начала нового учебного года.
3. Невосприимчивость школьной программы, что может привести к отсутствию мотивации у ребенка.
4. Неразбериха в графике и расписании дня перед первым днем в школу.
5. Отсутствие четкой стратегии для перехода от летнего отдыха к школьному режиму.
6. Необходимость скорого адаптации к новой для ребенка обстановке учебного заведения.
7. Нередко дети сталкиваются с проблемами при освоении нового школьного материала и навыков.
8. Роды и мамы не всегда имеют возможность на должном уровне следить за успеваемостью своего ребенка.
9. Отсутствие поддержки со стороны учителей и классных руководителей.
10. Нередко дети сталкиваются с проблемами социальной адаптации в новой среде, что может привести к чувству незащищенности и неуверенности.
При подготовке ребенка к началу обучения важно уделить внимание следующим аспектам:
* Обеспечение достаточного отдыха и восстановления перед первым днем в школу.
* Дисциплинированный подход к графику дня ребенка, который должен включать в себя все важные мероприятия.
* Содействие мотивации ребенка через общение с учителями и классным руководителем.
* Работа над адаптацией ребенка в новую обстановку учебного заведения, что может потребовать дополнительных усилий со стороны родителей.
* Сотрудничество с учителями, чтобы следить за успеваемостью ребенка и решать проблемы на ранних стадиях.
Приглашаем к дискуссии! Прошлые года какие ошибки допустили? Какие вы нашли эффективные решения этих задач при подготовке детей к школе?
Анна Власова отмечает важность бережного отношения родителей к психике детей: чрезмерные требования к поведению и успеваемости могут навредить ребёнку. Она советует строить с ним отношения на доверии и поддержке, проявляя терпение и не рассчитывая на быстрый прогресс.
Специалист по детской психологии советует родителям вести регулярные беседы с детьми накануне начала учебного года и избегать этих частых заблуждений при подготовке к школе.
Вложить обязанность по сбору средств и организации мероприятия на плечи ребенка.
Загружать ребёнка бесконечными занятиями и секциями — не всегда лучшая стратегия. Важно давать ему возможность отдохнуть и развиваться в своих собственных темпах.
Не стоит использовать страх перед школой как мотивацию: не нужно внушать ребенку ужас по поводу учителей, уроков или плохих оценок.
Сравнение с другими детьми может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя недостаточно хорошим и сомневаться в себе.
Не обращать внимания на рассказы ребёнка о школьных делах и сторониться разговоров о трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться.
Запрещать выбирать одежду, занятия или общаться с кем-то – значит разрушать личность.
Ставить перед ребенком нереалистичные цели — значит нагнетать его, провоцируя неудовлетворение и ощущение бессилия из-за неизбежной неполучения желаемого результата.
Если превратить школу в место наказания, ребенок увидит ее как скучное и нерадостное пространство, что породит у него негативные эмоции по отношению к обучению.
Заставлять ребенка беспрекословно слушаться учителя, не давая ему возможности выражать свое мнение и сомневаться в информации.
Полагать знания как единственный показатель любви и признания может вызвать сомнения в своих способностях.
Специалист по детской психологии обращает внимание родителей на потенциальную проблему: в случае совершения ряда ошибок воспитанием к началу учебного года ребенок может испытывать сильный уровень стресса и беспокойства.
Анна Власова говорит: «Ребенок может выражать стресс и тревогу по-разному – это могут быть перемены в поведении, проблемы со сном, снижение аппетита, головные боли, раздражительность или частые слёзы. Необходимо не наказывать ребенка за непослушание, а постараться разобраться в причинах его поведения. Успешная адаптация к новому учебному году – это результат совместной работы родителей и детей. Создайте обстановку взаимопонимания, поддержки и доверия, тогда ваш ребёнок с радостью вернется к учебе».