Часто недооценивают влияние слов, ведь одна необдуманная фраза способна кардинально изменить жизнь человека. Это особенно важно для детей, которые легко воспринимают информацию, словно губка. Исследования также подтверждают, что негативное отношение в детском возрасте оказывает разрушительное воздействие на физическое и эмоциональное благополучие человека в будущем. В этой статье будет рассмотрено, какие последствия могут быть вызваны наиболее распространенными родительскими высказываниями.
Milayaya.ru понимает, что прошлое изменить нельзя, но можно постараться не допускать ошибок предыдущего поколения.
1. «Все папе расскажу»
Что слышит ребенок: «Мой отец и я действуем как единое целое, и если я испытываю обиду, то и он разделяет ее».
Последствия: Ребенок приходит к выводу, что если отец безоговорочно поддерживает мать, а его объяснения никто не принимает во внимание, то это свидетельствует о том, что они оба настроены против него. В результате возникают чувства одиночества и недоверия, которые со временем будут только нарастать.
Как лучше сделать: Обычно дети проявляют себя лучше, когда рядом отец, ведь они воспринимают его как авторитет. Однако, мамам часто легче найти общий язык с детьми, поэтому необходимо демонстрировать ребенку уверенность и умение решать возникающие вопросы. Если требуется передать информацию отцу, стоит узнать, готов ли ребенок самостоятельно поделиться ею. Важно научить малыша признавать свои промахи и делать это откровенно.
2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»
Что слышит ребенок: «Даже того, кого ты любишь больше всего, нельзя назвать твоим, и в любой момент мы можем лишить тебя всего».
Последствия: У ребенка возникает страх, связанный с осознанием того, что привычный мир (комната, одежда, игрушки) не принадлежит ему. Любимые вещи становятся основным рычагом давления, и именно в этот момент дети начинают осознавать, что материальные ценности превышают все остальное.
Как лучше сделать: Для ребенка даже незначительные детали имеют большое значение. Ключевым аспектом воспитания является демонстрация ребенку любви и защита его чувств от манипуляций, даже если речь идет о любимой игрушке, например, плюшевом медведе.
3. «Ты меня в могилу сведешь»
Что слышит ребенок: «В случае, если с родителями произойдет несчастье, ты понесешь ответственность за это».
Последствия: Многие родители считают, что их дети должны быть благодарны им за то, что появились на свет, и любое несогласие воспринимается как оскорбление. В результате у ребенка может развиться ощущение собственной неполноценности.
Как лучше сделать: Прежде всего, важно осознать, что ребенок – это самостоятельная, уникальная личность, и ключевая задача родителей – вырастить достойного человека, которого со временем необходимо будет отпустить. Откажитесь от подобных выражений, как «Ты сводишь меня с ума», «Из-за тебя у меня болит голова», «Ты нас с отцом в могилу сведешь» и тому подобное. Вместо эмоциональных сцен, ясно и конкретно объясняйте суть ваших замечаний к ребенку, если они имеют место.
4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»
Что слышит ребенок: «Ты никому не будешь нужна».
Последствия: Такие «прогнозы», которые делают бабушки и мамы, порождают страх перед будущим и подрывают веру в свои возможности: если самые близкие люди говорят, что успех невозможен, то ребенок может поверить в это. Такой способ воспитания не способствует достижению ребенком успеха, и он даже не осознает, что, по мнению родителей, он сделал что-то не так.
Как лучше сделать: Сосредоточьтесь на формированию личности ребенка, а не на его внешности, которая постоянно меняется, и не ограничивайте его стремление к самовыражению. Главное – поддерживайте своего ребенка, даже если его нынешние взгляды и поведение не соответствуют вашим ожиданиям.
5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»
Что слышит ребенок: «Бессмысленно прилагать усилия и экспериментировать, поскольку у тебя не выйдет. Тебе нельзя поручить ответственные задачи».
Последствия: Чрезмерная опека подавляет инициативу ребенка и лишает его возможности приобретать новые навыки. В будущем такому малышу будет сложно проявить независимость, и он будет считать себя неспособным.
Как лучше сделать: Для формирования здоровой самооценки необходимо, чтобы ребенок осознавал свое место в семье и имел возможность заниматься деятельностью, в которой он преуспевает. Для этого требуется практика, поэтому проявите терпение и предложите задания, которые ребенок сможет выполнить без посторонней помощи. Если у ребенка возникли трудности, не вмешивайтесь, а задавайте вопросы, направляющие его к решению задачи.
6. «Почему четверка, а не пятерка?»
Что слышит ребенок: «Мои ожидания не оправдываются тобой. Если бы ты был успешен, то, безусловно, получил бы высший балл».
Последствия: Взрослые часто теряют связь с детскими воспоминаниями и наивно полагают, что в их жизни нет трудностей и поводов для переживаний. Однако дети подвержены стрессу по разнообразным причинам, поэтому важно не усугублять их положение. Не стоит прививать ребенку стремление к безупречности, которое впоследствии может обернуться серьезными последствиями.
Как лучше сделать: Важно регулярно спрашивать ребенка о том, как он провел день. Если вы наблюдаете, что у него возникают какие-то сложности, помогите ему найти пути их преодоления. Если же ребенок испытывает отчаяние, научите его рассматривать любые трудности с точки зрения долгосрочной перспективы. Это поможет снизить тревожность, укрепить его дух и пробудить стремление вновь взяться за решение задачи.
7. «Не хочешь по-хорошему?»
Что слышит ребенок: «Я сильнее, поэтому я всегда прав».
Последствия: Угрозы теряют свою силу, если не подкрепляются действиями. Если же доходит до физического насилия, не стоит удивляться возникновению у ребенка в будущем проблем со здоровьем, таких как мигрень, артрит, боли в пояснице, астма, гипертония, хроническая усталость, депрессия и другие заболевания. Научные исследования выявили прямую взаимосвязь между травматическим опытом раннего детства и физическим самочувствием человека в зрелом возрасте.
Как лучше сделать: Гораздо более эффективными, чем запугивания и наказания, являются доверительные отношения и открытое общение.
мне безразлично, чего ты желаешь, а чего не хочешь»
Что слышит ребенок: «Твои стремления не вызывают интереса у окружающих, и ты сам не представляешь для них ценности».
Последствия: Когда на ребенка оказывается чрезмерное давление, у него возникает стремление к сопротивлению. В перспективе это может привести к двум противоположным сценариям: либо вырастет человек, лишенный инициативы и неспособный сформировать собственную точку зрения, либо бунтарь, который будет действовать вопреки всему, даже если это принесет ему вред.
Как лучше сделать: Важно всегда делиться с ребенком своими соображениями и объяснять причины, по которым вы настаиваете на определенном решении. Умеренность в общении с детьми вполне достижима, поэтому необходимо выслушивать друг друга и быть честным. К примеру, если у ребенка есть желание приобрести что-то дорогостоящее, а ваши финансовые возможности ограничены, то прямо сообщите об этом: «Я понимаю, как сильно ты хочешь эту вещь, но сейчас у нас нет возможности ее приобрести. Вместо этого мы можем купить вот это. Тебе подойдет?»
9. «Не выдумывай»
Что слышит ребенок: «Я не заинтересован в твоих проблемах, и я тебе не верю».
Последствия: Отрицание детских страхов не решает проблему. Все эмоции, даже те, что возникают из фантазий, ощущаются реально, и подобное поведение учит ребенка подавлять свои истинные чувства и переживания. Впоследствии из таких детей вырастают замкнутые и неэмоциональные взрослые. Детские страхи требуют внимания, а не игнорирования.
Как лучше сказать: Изучите вместе с ребёнком самых жутких существ, убедите его в своей поддержке и всегда будьте рядом. Откажитесь от использования частицы «не», например, замените фразу «Не выдумывай, под кроватью никого нет» на «Давай вместе посмотрим, вот увидишь, там никого нет».
10. «Мне за тебя стыдно»
Что слышит ребенок: «Ты плохой».
Последствия: Если необходимо обратить внимание ребенка на его слабое место, важно помнить, что он перенимает поведение родителей. Следует учитывать, что на формирование личности влияет то, как ее называют. Можно предположить, каким вырастет ребенок, которого регулярно называют «ленивым», «невоспитанным», «грязнулей», «жадиной» и подобными словами.
Как лучше сказать: Показывайте своим поведением пример достойного отношения к окружающим. Если вы здороваетесь с соседями, доносите мусор до урны и проявляете внимание к другим, то и ребенок переймет эти качества.
11. «Пока не поешь — никаких игр»
Что слышит ребенок: «Услуга за услугу».
Последствия: Данный подход эффективен лишь в течение короткого периода, после чего ребенок начнет выдвигать условия: получу хорошие оценки в четверти – купите компьютер, буду выгуливать собаку в течение двух часов за игрой на приставке и тому подобное. Такая стратегия формирования семьи искажает подлинные причины, побуждающие человека к определенным действиям.
Как лучше сказать: Обосновывайте свою точку зрения и объясняйте, почему необходимо выполнить вашу просьбу. Избегайте поощрения нежелательного поведения у ребенка, так как со временем это может привести к непредсказуемым последствиям.
12. «Замолчи!»
Что слышит ребенок: «Я тебя не люблю».
Последствия: Неуместные выражения, сказанные сейчас, могут причинить боль в будущем, и тогда страдать будете вы сами. Многие родители с удивлением отмечают грубое поведение и неуважение со стороны своих детей, не вспоминая, как когда-то сами не проявляли к ним должного уважения в детстве.
Как лучше сказать: Перед началом разговора с ребенком важно понять собственные чувства: что именно вызывает раздражение в его поведении? Вероятно, причина кроется в ваших собственных непрожитых негативных эмоциях, и ребенок не должен быть для вас способом избавиться от них.
Какие выражения, на ваш взгляд, не стоит употреблять в общении с детьми?
Иллюстратор Igor Polushin специально для Milayaya.ru