Недавно на известной конференции TEDex выступил тринадцатилетний Логан Лаплант. Он откровенно поделился своим видением счастья, творчества и самореализации для детей в современном мире и отметил, какое значение в этом может иметь образование, в том числе и школьное. На сегодняшний день видеозапись его выступления собрала на YouTube свыше 10 млн просмотров. Речь Логана оказалась понятной и близкой каждому – независимо от возраста и места жительства.
Нас в Milayaya.ru тронуло это искреннее выступление, и мы решили непременно поделиться им с вами, ведь ролик оказался настоящим откровением для многих взрослых по всему миру.
Каждый человек, достигший совершеннолетия, допускает единую и ту же ошибку
«По словам Логана, детей нередко спрашивают один и тот же вопрос, который может быть весьма утомительным: «Кем ты мечтаешь стать, когда станешь взрослым. По словам эксперта, взрослые часто ожидают, что ребенок заявит о желании стать космонавтом, политиком или хирургом. Однако настоящая сложность заключается в том, что эти мечты, как правило, принадлежат родителям. А кем же видит себя сам ребенок? Скорее всего, он предпочтет признаться, что хочет отлично освоить катание на скейтборде или серфе, или, возможно, мечтает стать блогером или игроком в Minecraft. Когда Логан спросил об этом у своего младшего брата, тот ответил: «Чувак, мне 10 лет, и я понятия не имею, может, горнолыжником. Пойдем поедим мороженого!»
Дети, в свою очередь, отвечают на эти вопросы, рассказывая о своих увлечениях, о том, что им кажется увлекательным и замечательным. Однако это часто не соответствует ожиданиям взрослых. При этом Логан, отвечая на вопрос о том, кем он видит себя во взрослой жизни, дает простой, но весьма содержательный ответ: «Когда я стану взрослым, я стремлюсь к счастью. Я хочу ощущать себя таким же счастливым, как сейчас». Как и многие мальчики, он большую часть времени задается простыми вопросами: «Почему в моей комнате всегда беспорядок?», «Я помыл уши?» и — самый сложный вопрос — «Как добиться расположения девушек?».
восемь ключевых потребностей ребенка
Неврологи отмечают, что мозг подростка имеет свою специфику: из-за неполной зрелости префронтальной коры и обилия нейронов, дети часто проявляют большую креативность, но также могут быть более склонны к перепадам настроения, импульсивностью и капризами по сравнению со взрослыми. Таким образом, типичный подросток стремится к простым и доступным вещам – ощущению защищенности, отсутствию насмешек и издевательств, а также безусловной любви и принятия.
«Полагаю, когда взрослые интересуются нашими будущими профессиями, они предполагают, что мы обязательно будем здоровы и счастливы. Однако, это не всегда соответствует действительности . „Посещай школу“. „Поступай в институт“. „Ищи работу“. „Создай семью“. Бум — и ты счастлив, так ведь? А где детей учат быть счастливыми? Обучение этому важнейшему навыку, по какой-то причине, полностью обособлено от общепринятой системы школьного образования», — признается подросток, выделяя для себя формулу из 8 составляющих счастья всех детей:
- заниматься спортом, правильно питаться и соблюдать диету, проводить достаточно времени на природе, помогать другим людям, общаться с людьми и выстраивать правильные отношения, развлекаться, достаточно отдыхать и научиться бороться со стрессом, развиваться духовно.
Эти восемь пунктов взяты из работ доктора Роджера Уолша, который называл их «терапевтическими изменениями образа жизни». Когда Логан готовился к своему выступлению, он обратился к ученому с вопросами. В частности, его интересовало, уделяют ли современные школы этим направлениям приоритетное внимание. Полученный ответ был отрицательным. Подросткам приходится приобретать значимые навыки за пределами учебного заведения, в то время как школьная программа в основном ориентирована на обучение тому, как заработать, но не научиться жить полной жизнью.
Не исключено, что имеет смысл перевести ребенка в другую школу
В 2006 году Кен Робинсон, еще один профессор, произнес на TED одну из самых известных речей в истории конференции — «Как школы подавляют творчество». Он утверждал, что стандартная система образования лишает людей креативности и самобытности, и подчеркивал важность творческого потенциала, сравнимую с владением грамотой. Профессор Робинсон предложил разработать образовательную модель, ориентированную на раскрытие, а не на ограничение творческих способностей учащихся.
Логан считает себя счастливым, поскольку его родители, увидев это видео, решили перевести его из обычной школы в девять лет. Они решили, что сын получит образование самостоятельно, исходя из его увлечений и особенностей. Однако это решение вызвало неоднозначную реакцию. «Я помню, как мама плакала, когда некоторые знакомые говорили ей, что она не права и что это неразумный поступок», — рассказывает мальчик.
Какие возможности существуют для получения качественного образования за пределами традиционных образовательных учреждений
По словам самого Логана, обучение в широком смысле часто напоминает посещение Starbucks, поскольку он способен учиться в различных местах, будь то дом или кафе. При этом мальчик активно применяет онлайн-инструменты в процессе обучения, и социализации ему не хватает: он поддерживает общение со сверстниками и находит людей со схожими интересами в сети. Если у человека есть стимул и желание освоить что-либо, он способен добиться значительных успехов в короткие сроки, занимаясь самостоятельно.
Как и многие дети, Логан осваивает математику, естественные науки и историю. Раньше он не любил писать сочинения, поскольку учителя просили его описывать радуги и бабочек. Однако теперь он с удовольствием пишет на темы, которые его увлекают, например о горных лыжах.
Логан сам характеризует свой образовательный процесс как «хакерский». «У меня отсутствует четкий план обучения. Я сам формирую свой образовательный путь. Я черпаю вдохновение и поддержку из общения с обществом, друзьями и семьей. Этот подход напоминает создание ремикса или коллажа из различных знаний, поскольку он формирует определенный взгляд на вещи, а не является частью традиционной системы образования. При этом он подчеркивает, что воспользоваться такой системой может любой подросток, даже обучаясь в обычной школе.
Логан вместе с друзьями применяет физические знания на практике, создавая увеличенную модель установки с шарами Ньютона и проводя опыты, демонстрирующие основные физические законы. Ребята активно экспериментируют, не опасаясь допустить ошибки. В изучении истории подростки используют биографии выдающихся личностей, которые затем воплощают в сценических постановках. Таким образом, их образовательный процесс выходит за рамки теории и сочетается с увлекательными впечатлениями и физической деятельностью.
Ребята также активно контактируют с окружающей средой и учатся контролировать свои чувства. Благодаря «Веревочному курсу», расположенному на высоте 18 метров над землей, они освоили техники преодоления страха и, что наиболее важно, научились доверять своим товарищам.
Новаторы — новые кумиры молодежи
Логан поделился информацией о своем кумире – горнолыжнике, которого мальчик называет «хакером». Этот спортсмен разрушает устоявшиеся представления, но не взламывает компьютеры. «Популярное мнение рисует хакеров как затворников, увлечённых компьютерами, живущих с родителями и создающих компьютерные вирусы. Однако я не согласен с таким представлением. Хакеры – это люди, которые совершают открытия и внедряют инновации. Это те, кто оспаривает существующий порядок и трансформирует его, добиваясь более эффективной работы. Это люди, обладающие нешаблонным мышлением».
По мнению подростка, современный мир нуждается в людях, обладающих мышлением, схожим с мышлением Стива Джобса или Марка Цукерберга. При этом он подчеркивает, что речь идет не только о технологическом прогрессе. Существует множество сфер, которые можно и нужно переосмыслить и улучшить. Например, образование, спорт, медицина или даже жизненные стратегии.
Необычный подход к образованию позволяет подросткам уже в тринадцать лет понять, чем они хотят заниматься в будущем
В заключение Логан поделился, что обдумывает возможность открытия собственного предприятия. Стоит отметить, что ему всего 13 лет. Горные лыжи всегда вызывали у него интерес, поэтому он решил заняться производством горнолыжной экипировки. С подготовки к предпринимательской деятельности юный бизнесмен начал с практического опыта — он посетил фабрику, выпускающую лыжи и сопутствующие товары, чтобы определить, какие знания ему понадобятся в будущем. Затем он устроился на работу помощником на это производство с целью совершенствования навыков дизайна и пошива. Помимо этого, подросток доставлял обеды, занимался уборкой туалетов и оказывал любую поддержку сотрудникам. Логан утверждает, что это были его лучшие дни, поскольку на фабрике он увидел счастливых, здоровых, творческих людей, которые занимаются любимым делом.
«Здесь я чувствую настоящее счастье – снежные деньки. Это удачная метафора, отражающая мою жизнь, мое образование и мой путь в хакерском искусстве. Если бы каждый спускался с горы так, как многие представляют себе образование, то все выбирали бы один и тот же маршрут – самый безопасный. Но значительная часть «снега» при этом осталась бы нетронутой. Я смотрю на это и вижу тысячи возможностей: прыжок с трамплина, фристайл на рампе, спуск с уступа на уступ. Логан заявил, что, похоже, он начинает понимать, какое у него призвание. Однако, если спросить его о том, кем он видит себя в будущем, он ответил, что хочет быть счастливым человеком.
По мнению экспертов, подобная инновационная образовательная стратегия способна повысить уровень удовлетворенности жизнью у подростков?