По мнению известного российского психолога Михаила Лабковского, имеющего 30-летний опыт работы, счастливых детей можно воспитать лишь родителям, которые сами счастливы. Ранее он занимал должность школьного психолога в Москве, работал с семьями и сложными подростками в Иерусалиме, стал автором книги и в настоящее время проводит индивидуальные и публичные консультации, а также участвует в авторских теле- и радиопередачах.
Мы в Milayaya.ru прослушали лекции и эфиры Михаила, и его подход к педагогике нас заинтересовал.
-
- Дети, подобно всем остальным представителям животного мира, усваивают информацию схожим образом. Например, когда родители пытаются научить ребенка, воспроизводя известные слова из стихотворения «Крошка сын к отцу пришел», малыш на самом деле ничего не понимает. В результате вы просто тратите время. Однако, когда родители ссорятся с супругом или супругой, решают конфликты с матерью или отцом, проводят время с друзьями на даче, ребенок наблюдает и воспринимает окружающую действительность.
Поведение, взаимодействие, атмосфера в семье и личностные качества влияют на развитие психики вашего ребенка. Его благополучие напрямую зависит от того, как вы работаете над собой. Несчастливые люди не способны создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя счастливым.
- Для того чтобы ребенок проявлял стремление к постановке целей и их реализации, родителям необходимо демонстрировать позитивное отношение к своей работе, радость от возвращения домой и полноценный отдых, что свидетельствует об их благополучии. В противном случае, если в доме царит уныние, любые усилия по постановке целей перед ребенком будут неэффективны.
Любить ребенка необходимо так же, как и любить себя, просто за то, что он появился на свет и существует.
-
- Все эти стремления, предъявляемые требования и постоянное недовольство свидетельствуют о неудовлетворенности собой и нереализованных амбиций. Ребенку с шести лет следует давать карманные деньги. Это должны быть небольшие, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он сам может распоряжаться. Не требуется осуществлять контроль над тем, на что ребенок их расходует, и привязывать размер выплат к его успехам в учебе и поведению. Когда в семье появляется второй, третий, пятый ребенок,
не говорите старшим, что они уже взрослые. Ни поведением, ни словами не давайте им понять, что, мол, «ты уже большой»
- . Прежде всего, несмотря на то, что он старший ребенок, по отношению к своим родителям он остается таким же, как и прежде, и это вполне естественно. Кроме того, все эти истории о том, что он теперь должен быть старшим, воспринимаются детьми как признак того, что к нему относятся с меньшей любовью или вовсе перестали его любить.
Как выстроить доверительные отношения?
-
- Когда родители постоянно осведомлены о действиях ребенка – с кем он общается по телефону, во сколько ужинает, когда заканчивает домашнее задание (и при этом проверяют выполненные задания!), они могут иметь иллюзию, что все находится под контролем. Однако
чем больше родители контролируют ребенка, тем дальше ситуация от их контроля: он растет, подверженный чужому влиянию, и кто угодно может склонить его куда угодно
-
- . Причина проста: у ребенка отсутствует собственная точка зрения, поскольку его постоянно контролировали. С самого начала, когда он сидит за одним столом с родителями, необходимо спрашивать, что он желает съесть, а не наливать ему в тарелку суп, потому что «так принято в нашей семье». Важно учитывать его мнение по любому вопросу: «Ты этого хочешь? Не хочешь? Что ты думаешь об этом? Каково твое отношение к этому?». Ребенок должен изначально понимать ценность своей точки зрения. Страх побуждает к обману и сокрытию. Ведь ребенок, который никогда не боялся родителей и не опасался последствий своих действий, так как ему предоставлялась возможность оценивать и самостоятельно определять свое отношение, не будет лгать. У него даже не было опыта подобного поведения.
Дети в раннем возрасте, как правило, не лгут, но со временем начинают это делать, поскольку боятся столкнуться с негативными последствиями!
Как воспитывать сыновей матерям-одиночкам?
Не стоит перенимать отцовские функции,
- хотя многие женщины стремятся таким образом компенсировать отсутствие папы за счет якобы мужской жесткости, твердости, мужественности. Тогда ребенок может начать бояться всех женщин. Если отец не поддерживает связь с сыном, важно объяснить ребенку, что это не означает отсутствия любви. Не рекомендуется критиковать отца, поскольку это может привести к внутреннему конфликту у ребенка, который идентифицирует себя с отцом.
Как относиться к учебе ребенка?
Не обязательно помогать ребенку с уроками, иначе он не сможет стать самостоятельным.
-
- Образовательное учреждение призвано помочь ребенку обрести независимость. Важно, чтобы у вашего ребенка оставалось хотя бы несколько часов свободного времени в день. В этот период он никуда не посещает, не занимается учебой. Такая возможность побыть наедине с собой поможет ему научиться находить интересные занятия самостоятельно.
Успешные ученицы часто страдают от перфекционизма и тревожности. На них обычно оказывается сильное давление. Они проявляют черты мазохизма уже в пятом классе. Полноценное развитие не позволяет быть отличником, как это касается и мальчиков, и девочек. За счет тревожности они это из себя вымучивают.
Не стоит навязывать ребенку развитие его талантов. Представим, что девочке нравится танцевать. Ее отправляют в танцевальную секцию, и тогда она может начать испытывать неприязнь к танцам, поскольку там не танцуют, а заучивают движения. Если у ребенка есть собственное желание, это, безусловно, необходимо поддерживать. Однако если родители замечают у него способности и пытаются извлекать из них пользу, я выступаю против этого.
Как правильно наказывать?
-
- Прибегая к физическому наказанию, некоторые родители снимают напряжение. Сдерживать свои эмоции не всегда возможно. В конечном итоге, вы все равно выплеснете их, но при этом будете испытывать скрытое неприятие по отношению к детям. Важно устранить корень проблемы — агрессию.
Физическое наказание отсутствует как таковое. Существует лишь физическое насилие.
-
- При общении с ребенком не акцентируйте внимание на его недостатках, а выражайте свои чувства. Вместо того чтобы говорить «ты плохой», объясняйте, что именно вызвало негативные эмоции. Важно, чтобы ребенок не ощущал личной оценки, а обсуждалось только совершенное действие.
В любом возрасте можно нанести ребенку психологическую травму, и это сделать довольно просто. Неудивительно, что впоследствии вырастают люди, не проявляющие инициативы и не способные за себя постоять.
- Важно проводить разграничение между ребенком и его действиями. Если ребенок совершил ошибку, ключевое в данной ситуации — не проявлять гнев и не прибегать к крикам о том, что «все дети такие». Не стоит предрекать, что из вашего ребенка вырастет личность без определенных качеств. С спокойствием подходите к ребенку. С улыбкой обнимаете его и говорите: «Я очень люблю тебя, но планшет ты не получишь в течение недели». А крики, оскорбления, обиды и игнорирование — нежелательны. Ребенок понес наказание в виде лишения гаджета.
Разделяете ли вы точку зрения Лабковского относительно воспитания детей? Какими принципами вы опираетесь при воспитании детей?
По материалам labkovskiy.ru