Пора положить конец домашним конфликтам!
Я откровенно скажу: если бы существовал конкурс на максимальную вредность, мой сын, несомненно, занял бы одно из первых десяти мест. Отсутствие самоконтроля, повышенная раздражительность и плаксивость – все это признаки эмоциональной неустойчивости. Буду честна: мы, родители, тоже не остались в стороне, поскольку долгое время потапывались над его капризами.
Я консультировалась с психологами и неврологами, пытаясь найти ответы на вопрос, как действовать в непростой ситуации. В результате у меня получился подробный перечень рекомендаций для взрослых. Они действительно помогают, и это подтверждено опытом!
1. Не поддавайтесь на детские провокации
Дети – умелые манипуляторы, и им еще предстоит узнать пределы дозволенного, они будут проверять вашу стойкость. Наилучшим решением в подобной ситуации будет сдержанность. Если ребенок часто ведет себя вызывающе, прекрасно осознавая отсутствие серьезных последствий, стоит задуматься: возможно, таким образом он привлекает ваше внимание. Неужели вы уделяете меньше внимания, когда он ведет себя хорошо, а когда он проказничает, откладываете все дела и посвящаете ему все свое время? Даже если это выражается в упреках или раздражении, в этот момент вы полностью сосредоточены на нем. И именно этого он и добивается. Я говорю это с уверенностью, поскольку совсем недавно Тимофей сам признался мне в этом. «Мама, я так себя веду, потому что мне обидно, что ты работаешь и не играешь со мной».
2. Поощряйте ребенка похвалой как можно чаще.
Не стоит стесняться похвалы, ведь она поможет укрепить его уверенность в себе. Однако важно не хвалить абстрактно, а указывать конкретные заслуги. Даже самые маленькие дети достойны похвалы за незначительные успехи, например, за то, что не забыли помыть руки или самостоятельно застегнули куртку. Похвалы детям старшего возраста касаются уже других моментов: «Здорово, что ты помог мне прибрать в доме», «Спасибо, что напоил собаку», «Ты выучил стихотворение? Замечательно».
3. Разграничьте «хорошо» и «плохо»
В семье необходимо установить ясные правила, определяющие границы дозволенного и нежелательного поведения. На основе этих правил следует создать понятную систему поощрений и наказаний, причем положительное подкрепление должно быть немедленным. Наказания, в свою очередь, не должны принижать достоинство ребенка. Важно проявлять последовательность и наказывать за конкретные действия. Вместо того, чтобы характеризовать ребенка как «плохого», следует указывать на совершенный им неправильный поступок. Также необходимо помнить, что доброе дело, совершенное после нарушения, не освобождает от ответственности, как и извинения, сказанные устно. Иначе ребенок усвоит, что можно совершить проступок, а затем исправить ситуацию хорошим поступком или извинениями, и все будет забыто.
Учите ребенка нести ответственность за то, что он говорит.
Не позволяйте ему постоянно изменять свои решения. Если вы предоставили ему выбор между макаронами и картофелем на обед, и он выбрал картофель, а затем, уже за столом, внезапно попросил макароны, это не повод для того, чтобы срочно готовить пасту. У него был выбор, он его сделал, у него была возможность передумать, но он ею не воспользовался. Значит, этот вопрос сегодня закрыт. Однако я приму его просьбу к сведению в будущем. Если вы предложили ему прогулку, а он отказывается, не потому, что у него есть реальная нежелание, а из-за простого желания досадить, то прогулку следует отменить. Даже если впоследствии он заявит о перемене решения. «Ты сам отказался от прогулки, значит, мы не пойдем». Да, это потребует определенных усилий, но со временем он осознает необходимость соблюдения своих слов.
5. Не обязательно давать ребенку все, что он просит.
Понимаете, да? Не обязательно! Сравнение глаз с кошачьими из «Шрэка» не является весомым доводом. Истерика посреди магазина — это еще хуже. Если вы спешите выполнить все желания ребенка при первом же требовании, вы делаете ему не самое лучшее одолжение. Прежде всего, вы лишаете его способности мечтать и стремиться к чему-то. Искать способы достижения желаемого. Кроме того, простите за прямоту, но, вероятно, вырастет эгоист, полагающий, что его интересы всегда приоритетны.
6. Учите «властвовать собой»
Мы ссылаемся на Пушкина не случайно. Крайне важно научить эмоционально чувствительного ребенка осознавать собственные чувства и эмоции окружающих. Необходимо объяснять, что даже слова могут причинить глубокую обиду. Следует подчеркнуть, что и родители имеют право испытывать негативные эмоции, если им говорят что-то неумное или неприятное. Важно, чтобы ребенок старался контролировать себя и адаптировать свое поведение к конкретной ситуации. Если ребенок склонен к вспышкам гнева, следует обучать его социально приемлемым способам выражения злости. Возможно, стоит рассмотреть возможность приобретения боксерской груши?
7. Самое главное
Прежде всего, начните с себя. Спокойная мать – спокойный ребенок. Безусловно, непросто сохранять самообладание, когда на полу валяется то, что недавно находилось в горшке с вашим любимым растением. Однако, если вы посмотрите в глаза ребенку, вы увидите, что он уже чувствует себя виноватым и ожидает вашего гнева. Измените привычный ход событий! Вы можете выразить свои замечания по поводу порядка и выразить свое недовольство спокойным голосом. Разница в том, как это будет воспринято, будет поразительной. Кроме того, помните: когда вы раздражены, ребенок мгновенно улавливает ваше эмоциональное состояние и тоже может начать капризничать.
Алена Казанцева — практикующий психолог.
Преодоление детского отрицания может оказаться сложной задачей. Особенно, когда ребенок проявляет упрямство, а вы, к примеру, спешите. Такая ситуация создает замкнутый круг: отказ ребенка вызывает ваше раздражение, что приводит к его слезам и, как следствие, к вашему раздражению. Важно понимать, что для малыша сам процесс отстаивания своих желаний часто важнее, чем их достижение, поэтому активно противостоять детскому «не хочу» не стоит. Ваша основная цель — создать новые правила взаимодействия с ребенком и помочь ему научиться выражать свое мнение и сообщать о своих потребностях более эффективным, комфортным и зрелым способом.
Главное – способствуйте развитию самостоятельности. Малыш не является полностью беспомощным. Не выполняйте за него задачи, которые он способен выполнить сам, например, одеваться или убирать игрушки. Если вы постоянно будете делать это за него, то однажды, опаздывая в детский сад, вы наверняка услышите объяснение «не хочу». Ведь для чего, если мама и так все сделает?