В связи с самоизоляцией все дети оказались дома, и тревожат родителей не только опасения за здоровье, но и беспокойство об образовательном процессе. Стало очевидным, что дети испытывают трудности с дистанционным обучением, а родители не всегда могут обеспечить необходимый контроль. О том, какие риски представляет карантин для ребенка, рассказал Николай Ягодкин, основатель Центра образовательных технологий Advance.
Кадр из мультфильма «Симпсоны»
☑️ Отставание в учебе
Многие родители считают, что самое большое опасение связано с трудностями в освоении учебной программы. Однако не стоит сильно беспокоиться, ведь дети и так быстро забывают изученный материал в течение двух недель. Узнайте у ребенка, какие темы он изучал месяц назад, а затем спросите о том, что такое уравнение. Вы убедитесь, что он не помнит определение, хотя и знаком с уравнениями на протяжении многих лет.
Вместо того чтобы ваш ребенок был единственным, кто не успевает по программе, сейчас все учащиеся находятся в условиях карантина. Однако не всем удастся справиться с образовательной программой дистанционно. Образовательное учреждение должно учитывать даже не средний, а минимальный уровень подготовки, поэтому учебный материал предстоит повторить всему классу.
К тому же приближается лето, что подразумевает отпуск для детей, и к 1 сентября различия в том, как была освоена образовательная программа – самостоятельно, в классе или вовсе не была освоена – исчезнут безвозвратно.
Более важны для вашего ребенка не оценки в текущих отметках, аттестат хорошего качества или поверхностные знания, вроде «мы проходили синусы, но я не помню, что это такое», а способность к эффективной работе мозга, умение самостоятельно получать знания и продуктивно трудиться.
Уделите время восстановлению вашей мотивации, освоению методов самообразования и укреплению основных психических функций.
Кадр из мультфильма «Симпсоны»
☑️ Злоупотребление гаджетами
Дети способны полностью увлекаться использованием гаджетов. Если вы не контролируете время, проводимое ребенком у экрана, обратите внимание, не увеличилось ли оно до 12–14 часов в сутки. Такая продолжительность может вызвать нарушения зрения, снизить концентрацию внимания и повлиять на другие аспекты жизни. Отказ от гаджетов и сокращение времени их использования может оказаться сложной задачей, поэтому важно контролировать этот момент в период самоизоляции.
Не стоит удивляться, но полное лишение ребенка гаджетов и принуждение к занятиям тоже неэффективно. Такой подход будет расценен как агрессия, и вы станете для него противником. Кроме того, учеба, которая и без того не является приоритетом, впоследствии будет ассоциироваться с ограничениями. Также существует риск потерять связь с ребенком, чего следует избегать.
☑️ Смерть мотивации
Отсутствие мотивации – это действительно значимая и пугающая проблема, поскольку у большинства школьников она и без того едва заметна. Если в школе ребенок хоть как-то прислушивается к объяснениям, взаимодействует с учителями и получает ответы на свои вопросы, это в некоторой степени компенсирует недостаток навыков самообразования. Однако карантин выявил, что дети в целом не умеют учиться самостоятельно.
Необходимо учитывать, что речь идет не о том, как усваивать новую информацию из книг, учебников или фильмов. Многие не могут справиться даже с обычным школьным учебником (который ученики часто проходят самостоятельно всего за три-четыре дня) и не способны выполнить простые домашние задания. И это вызывает серьезную обеспокоенность! У детей отсутствуют навыки эффективного запоминания, повторения информации и выполнения заданий, даже базовых указаний недостаточно. Из-за этого возникает демотивация: ребенок остается один дома, у него ничего не получается, объем домашних заданий увеличился, радости нет, и нет ощущения завершенности.
Попытки принудить ребенка к занятиям бесполезны, поскольку через некоторое время он все забудет, а заодно и укрепит негативное отношение к процессу обучения, что не способствует поддержанию его мотивации. В противном случае ребенок может потерять интерес к учебе. Даже специалистам в своей области необходимо непрерывное обучение, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда, ведь знания и навыки в любой сфере быстро теряют актуальность. Не сомневайтесь, постоянное обучение потребуется и вашему ребенку.
☑️ «Атрофия» мышления
«Родители нередко сталкиваются с фразами: «Я не могу, не умею, не хочу». У детей отсутствуют необходимые навыки, поэтому им потребуется помощь, которую могут оказать либо родители, либо репетиторы. Оба подхода нежелательны, поскольку ребенок получает сообщение о том, что можно переложить ответственность на других, а репетиторы и родители решат все трудности за него.
Убедитесь, что ключ к успешному будущему вашего ребенка не в умении решать квадратные уравнения, а в способности самостоятельно находить ответы и выполнять задачи. Недостаток самостоятельности, свойственный современным детям, усугубляется пассивным восприятием информации.
В период карантина важно восстановить мотивацию ребенка и не перегружать его учебными занятиями, а сосредоточиться на развитии психических функций и умений, необходимых для успешного обучения, таких как память, внимание и логическое мышление).
Для достижения этой цели требуются практические задания, которые можно отыскать в данной статье. Кроме того, перейдя по указанной ссылке, вы сможете бесплатно получить доступ к обучающим программам для родителей и детей, посвященным запоминанию и обработке информации.
Учитесь правильно и будьте здоровы!
Источник




