По мнению режиссера, наилучшей наградой являются многочисленные просмотры, а не статуэтка.

Режиссер Алексей Зотов умеет обращаться к зрителю на языке доброй, живой и искренней комедии. В его фильмографии сериалы «Политех», «Пожить как люди» и другие проекты разной длины. Сейчас он работает над новым комедийным сериалом «Потехе час» с Никитой Кологривым в главной роли. В эксклюзивном интервью Клео.ру Алексей поделился идеей проекта, рассказал о любви к созданию экранных миров и о том, почему избегает ярлыков в профессии.

– Как ты попал в проект «Потехе час»?

Это «Руки вверх продакшн», кинокомпания, с которой я хотел поработать уже давно. Год назад меня пригласили на проект для СТС, сериал «ВИА «Васильки». Тогда у нас ничего не сложилось, но контакт остался. Потом спустя год предложили снять пилот «Потехе час», и я с удовольствием согласился. У Жукова была идея про двух братьев-близнецов, и мне она показалась интересной. Особенно с учетом того, что в главной роли – Никита Кологривый. Он актер с настоящим потенциалом, с которым можно делать что-то актерски сложное. А мне как режиссеру это важно.

В чем отличие съемок пилотного эпизода от полного сезона?

— Очень сильно отличается. Когда есть сезон, есть история, арки персонажей, развитие. А в пилоте — только сценарий одной серии, всё остальное гипотетика. Актерам не за что цепляться, кроме текста сцены. Поэтому много репетировали, выдумывали бэкграунды, чтобы сцены не выглядели «пустыми». Еще сложность в логистике и бюджете: в пилоте нельзя снимать сцены подряд на одной локации, как в сезоне. Все приходится подгонять. Ну и, конечно, мотивация команды. Иногда слышу: «Ну это же просто пилот…» А для меня — нет. Я считаю, что на каждом этапе надо выкладываться на максимум.

– Какова дальнейшая судьба проекта?

В настоящее время ведется монтаж пилотного выпуска. Будем смотреть его в продакшне, а затем покажем руководству ТНТ. После этого станет ясно, что будет изменять: возможно, локации, костюмы или даже актерский состав. Обсуждение всегда идет – иногда по банальным причинам: актер занят или локация снесена. Однако думаю, проект всё равно запустится – к нему есть интерес.

Алексей Зотов во время съёмок сериала «Потеха час». Источник: социальные сети / @lesha.zotov

– Какое произведение грандиозней: «Потехе час» или одно из твоих предыдущих работ?

«Пожить как люди» – масштабнее точно. Там погони на катерах, трюки и работа с животными: еноты, павлины, собаки были. «Потехе час» меня привлек возможностью показать праздники, ведь главный герой – организатор мероприятий. В пилоте три разных праздника – каждый со своей концепцией, стилем, атмосферой. Каждую вечеринку команда обсуждала отдельно. В этом была своя прелесть. Я вообще мечтал когда-то сделать сериал с настроением «Голубого огонька».

– Почему ты снимаешь в основном комедии?

Мне в них уютно. Иногда ловлю себя на том, что начинаю пользоваться шаблонами, но это помогает: например, когда актеры больше драматического плана, использую инструменты комедии, чтобы раскрыть их. Хочется выйти за пределы привычного. Например, интересна мелодрама – но честная. Или фэнтези. Обожаю комедию дель арте, маски – это тоже своего рода фэнтези. Нравится создавать вселенные, даже если это история про обычных людей.

– Почерк у тебя уже сформировался?

– Трудно судить, будучи участником событий. Но, наблюдая работу, считаю, что всё-таки есть что-то. Например, стараюсь давать персонажам сильные желания – чтобы за ними было интересно наблюдать. Если герой чего-то сильно хочет, появляется энергия, движение. Я за то, чтобы ставки были высокими. Эффект есть.

Ты относящийся к новой волне в российской комедии?

– Не нравятся мне эти ярлыки. Как только определяет себя, ограничивает себя. Думаю, эго в творчестве – это ловушка. Лучше, если зритель сам определит, к какой «волне» отношусь. Просто стараюсь делать свое дело хорошо. Есть свой зритель, и это приятно.

За свободу творчества артиста на сцене или за установленные границы?

Правда где-то посередине. Мне нравится, когда есть место для импровизации — особенно в комедии. Но важно, чтобы актер все равно рассказывал историю, а не уходил в сторону. Иногда даю свободу, иногда очень четко строю сцены. Все зависит от задачи.

Алексей Зотов с Андреем Федорцовым. Фото: социальные сети / @lesha.zotov

С какими актерами работать приятнее всего?

У меня есть любимчики, которые часто переходят из проекта в проект: Аня Глаубе, Наташа Бардо, Аня Ардова. Очень нравится работа Кологривого – он талантливый и точный. Обожаю Андрея Федорцова – с такой любовью делает комедию. Алексей Шевченков снялся у меня в «Пожить как люди» – драматический актер, но как сыграл в комедии – восторг.

– В чем, по-твоему, феномен Кологривого?

Секрет успеха кроется в обаятельности. Взглянув на человека, у тебя сразу возникает приятное чувство. Он может молчать – всё равно хочется смотреть. Так, например, был Юра Борисов в «Аноре» или Ардова. Даже когда ругаются в кадре – чувствуется теплота. В комедии это очень важно: чтобы персонаж не становился злым, а даже во время ссоры сохранялось ощущение, что герой не хочет потерять другого человека.

Фото: Telegram / @TNTouch

– Обычно люди попадают в эту профессию либо случайно, а потом развивают нужные навыки, либо же сначала проходят определенные этапы подготовки. А у тебя как?

Сначала я учился быть копирайтером, потом решил попробовать себя в сценарном творчестве. И вот тогда произошёл судьбоносный момент: первый же снятый по моему сценарию короткометражный фильм имел успех. Всё шло своим чередом. В рекламе у меня не было любви, а здесь её появилось. Думаю, это и есть настоящее.

– В прошлом году твой сериал «Политех» получил премию III Национальной премии интернет-контента. Есть ли у тебя мечта о награде, которая стала бы подтверждением твоего успеха?

Не жду никаких статуэток. Лучшая награда — высокий рейтинг, много просмотров. Когда проект смотрит большое количество людей — вот это по-настоящему радует. Ради этого готов придумывать, закладывать в мизансцену смыслы, чтобы кино сработало.

Алексей Зотов. Фотография из Telegram / @leshazotov.

– Что ты думаешь о современном российском кино?

Вырос объем проектов, улучшилось их качество. Создать хороший фильм – всегда удача множества обстоятельств. Иногда желаемая локация недоступна, актер занят. Надо проявлять гибкость. Я понял: не обстоятельства важны, а то, что ты из них можешь выжать. Команда должна работать в любых условиях. Вот и есть профессионализм.

Ты думаешь, что новое поколение режиссеров повысило качество фильмов?

Нет, скорее, благодаря увеличению объема работ. Ранее снимали меньше, а сейчас больше — вот и повышается уровень. Все осваивают профессию, растет конкуренция, увеличивается спрос на специалистов. Это положительно.