На платформах ИВИ и KION стартует сериал «Дайте шоу», который обещает раскрыть тайны мира развлечений и телешоу. Создатели проекта стремятся показать правду о закулисной жизни индустрии. Сценарист Андрей Золотарёв поделился своими мыслями о кино, новых форматах и способах захватывать зрителей в интервью для ОK!

Фото: Александр Мультиков Андрей Золотарёв

Андрей, сначала ты осваивал богословские дисциплины, а затем перешёл на факультет режиссуры. Это было случайным стечением обстоятельств или давно зрела мысль о кино?

Кино всегда меня увлекало, но в детстве у меня была череда юношеских мечтаний – я хотел быть и таксистом, и врачом скорой помощи, и многим другим. Поступил на богословский факультет, где оказался самым молодым и наименее осведомлённым. В итоге приходилось объяснять все сначала остальным, а потом ещё отдельно Андрюше.
Такое положение дел было неблагоприятным. Хотя косых взглядов в мою сторону не испытывал, я всё же чувствовал, что мне нужно сменить специальность. Хотел бы перевестись на романо-германскую филологию, но это очень сложный факультет с множеством обязательных экзаменов. Единственный вариант без дополнительных испытаний – режиссерский факультет.

Ты вроде бы на режиссерском показе, хотя всем нас знаешь как сценарного автора. Не думаю, что это очень близкие профессии.

В то время как сходство между профессиями есть, направления расходятся: всем постановщикам нужно обладать навыками писателя сценариев, однако умение писать сценарии не обязательно влечет за собой работу режиссера.

Ты как раз тот сценарист, который еще и режиссер.

Хотя я могу притвориться режиссером и выполнять его обязанности, настоящим режиссером стать не смогу. Мое творчество основано на интуиции, а не на академическом подходе, как у Жоры Крыжовников. В отличие от других профессий в кинопроизводстве, режиссуру можно подделывать, но не полностью её освоить.

Как повлияла работа по этой специальности на твою деятельность как сценариста? Не стал ли стиль написания сценариев другим после этого опыта?

(СмеетсяПонимаю постановку лучше, но о сценариях информации не получил дополнительной.

Расскажите, как обстоит дело с этим жанром в настоящее время?
Часто говорю о посредственных продюсерах и нехватке качественных сценариев от талантливых авторов.

Скорее всего, жалобы на нехватку сценаристов исходят от тех, кто непосредственно ответственен за эту ситуацию.

В чём же вина актёров?

Артисты недовольны качеством текста пьесы. Продюсеры жалуются на сценаристов. Режиссёр может улучшить материал, актёры иногда корректируют текст самостоятельно. Но продюсеры обладают большей властью и влиянием, они находятся выше остальных. Продюсеры часто кричат о нехватке сценаристов, хотя именно они, как часть этой индустрии, ответственны за это положение дел. Именно их действия привели к такому состоянию.

Как это?

В советское время каждый знал Григория Горина, например. Тогда говорили о фильме, что по сюжету его написал такой-то человек. Но в девяностые отношение к профессии сценариста резко ухудшилось: денег на киноиндустрию практически не было, и никто не стремился стать сценаристом. Сейчас ситуация улучшается, но все равно статус сценариста не сравнится с престижем этого труда в СССР или Голливуде. Сценарист фактически остается незаметной фигурой, в тени продюсеров и режиссеров. Посмотрите на пресс-конференции фильмов: 48 продюсеров выстраиваются в ряд, половина из которых никогда не читали сценарий фильма и не были на съемках.

Интересно: зачем фильму понадобилось столько продюсеров (48)?

Наличие платформы, продюсеров, сопродюсеров, которые приобрели материал, дистрибьюторов и прокатчиков создает огромную толпу людей — даже три вагона едва хватит. Но в этой массе большая часть не понимает цели собрания. Сценариста практически невозможно найти среди них — либо он на заднем плане, либо его вовсе не пригласили. Продюсеры полагают, что они сами создали это кино.

Это не так?

Простите, но не совсем так. Конечно, продюсеры важны, у меня есть проекты, где я именно продюсер, а сценарий пишут другие. Но всё же авторами фильма считаются режиссер и сценарист, возможно еще композитор. Продюсер — это скорее четвертый по значимости в команде, но не первый. Именно поэтому нет желающих становиться сценаристами: нормальный амбициозный человек не пойдет в эту профессию. Это работа для тех, кто оказался на обочине славы.

У тебя же есть ученики?

Конечно.

Думаешь, это все закончится просто так, или желаешь, чтобы твои ученики сами воспитали новых учеников?

Возможно, в одиночку мне не удастся достичь цели, но я прилагаю все усилия. Моя деятельность направлена на популяризацию сценаристики. Я много путешествую и считаю, что это профессия, которую можно успешно осваивать вне мегаполисов. Не нужно ехать пробиваться в Москву, достаточно остаться в Саратове или Екатеринбурге. Именно поэтому я стараюсь рассказывать о ней в регионах, проводя интенсивы и пробуждая интерес к этой профессии.

Выполняете ли ваши интенсивные курсы или мастер-классы (которые вы, насколько я знаю, часто даёте на кинофестивалях в разных городах) достаточно для того, чтобы люди поняли, как действовать в этой профессии?

Достаточно будет заявки. Важно показать стремление — чтобы донесли, что это возможно. Сейчас многие видят возможность открыть сезонный шиномонтаж. Не обобщаю, конечно, но для многих людей предел мечтаний – маленький бизнес. Сценарист тоже – малый бизнес, просто его даже не рассматривают как вариант.

Да, но должен же быть талант.

Не всякий справляется с любым делом.
**или**
Даже такое, как шины менять, требует умения и навыков.

Я считаю, что ремесло и талант — это не то же самое.

В написании сценариев есть и наука, и искусство. Можно овладеть техникой, подобно тому как научиться играть на пианино даже без особого слуха. Но стать великим автором невозможно без врожденного таланта.

Стать гениальным сценаристом непросто, хоть и хорошо пишу я, как журналист, все-таки не решаюсь браться за сценарии — боюсь, не справлюсь.

До тех пор, пока ты не приступишь к делу и не попробовав, невозможно утверждать, способен ли ты достичь желаемого результата. И я тоже прежде высказывался о том, что не смогу, что этого не сделаю, но обстоятельства вынудили меня изменить своё мнение. На факультете режиссуры не хватало сценаристов, и чтобы снять фильм, необходимо было написать сценарий.

Основатели студии INEY PRODUCTIONS — Андрей Золотарев и Алена Акимова.

Писать историю — значит погрузиться в её глубины и испытать сильные эмоции, не просто изложить текущие события.

Я не интересуюсь текущими событиями, меня волнуют вещи, которые вызывают у меня сильные эмоции. Это могут быть любые события, не обязательно связанные со мной или моим опытом, просто мне интересно изучать их. Я могу долго погружаться в разные темы. Например, совсем недавно я провел два часа, читая статью о швейцарской гвардии и переходя по ссылкам для получения дополнительной информации.

Я бы хотел изучить твой индивидуальный стиль письма, анализируя твоё творчество: «Лёд», «Слово пацана», «Сто лет тому вперёд» и «Буратино». Разнообразие твоих произведений поражает воображение – словно настоящий фейерверк!

Верно, меня переносит туда-сюда. Разобрался, что мне нравится: создание миров. Ничего нет — а потом появляются сложные правила игры, взаимосвязанные между собой. Ты начинаешь играть со зрителем: немного рассказываешь историю, но сам знаешь больше. Зритель чувствует, что скрыто еще многое, и это приносит наслаждение от постижения тайны. В этом я получаю удовольствие. Я не стремлюсь впихнуть какие-то скрытые смыслы — это не моё. Стремлюсь сделать то, что сам бы с удовольствием посмотрел.

Полагаю, что интересных историй ты сможешь поведать только после того, как сама наполнишься чем-то захватывающим.

Представляю себе, ты сможешь. Но, обычно это ограничивается какой-то одной конкретной ролью. Существуют актеры, чей диапазон умений весьма ограничен.

Откуда такое широкое разнообразие звуков у тебя?

Я обладаю невероятным талантом, я думаю, что нет лучшего определения для себя. Смеется.За свою жизнь я много успел увидеть и пережить. При выборе студентов нам важно обратить внимание на их жизненный опыт. Но вот с чего начать рассказывать о себе — затрудняюсь сказать. Почти всё мне приходилось делать: от торговли шоколадом на Тверской до работы в службе спасения и авиаотряде.

С какого возраста ты начал работать?

Лет с 15.

Была необходимость?

Моя жизнь с самого юного возраста была самостоятельной: мать ушла рано, отца не знал, опекун воспитывал меня до тринадцати лет. После пятнадцати мы расстались по обоюдному согласию. Я жил на разницу между арендной платой за свою квартиру и суммой, которую получал от сдачи комнаты – так было принято в 90-е годы, все жили бедно. Жизнь была интересной, но денег не хватало. Я был непоседливым подростком – например, меня исключили из десятого класса из-за поведения. Однако к семнадцати годам я остепенился и женился в девятнадцатом году, а потом начались дети.

У тебя их четверо.

Четыре штуки, да.

Это уже отдельный серьезный личный опыт.

Согласен. Занимался множеством дел в различных областях.
Если оценивать прожитую жизнь, то она наполнена событиями, достойными отдельного рассказа.

Но ты их откладываешь?

Я не очень комфортно чувствую себя при создании сценариев на основе личного опыта.

Не хочешь туда погружаться?

Часто мы либо преувеличиваем, либо умаляем значение своего опыта. Такое восприятие опасно.
Эмоциональное восприятие нашей жизни и жизни близких искажает наше видение прошедших событий. Хотелось бы разобраться с ситуацией в «Норд-Осте», это действительно интригует, но я не могу этого сделать из-за личного отношения к этой теме. Это слишком тяжело для меня.
В период штурма заложников в Москве на Дубровке Андрей трудился в службе спасения. ).

Я recall that Igor Yakovlevich Zolotoviitsky once said that when experiencing intense emotions, he collects them in his «backpack» to later use them in performances. Many actors have this habit. Do you do the same?

Удержать эмоции можно. Возможно, до определённой степени, но у меня это не вызывает нравственных сомнений. В этом смысле я немного менее размышляющая личность. Когда автор создаёт, это как будто обезличено: мы не принимаем на себя эту маску, а делаем всё чуть отстранённо. Поэтому с совестью нам проще договориться, чем актеру в подобной ситуации. Когда актёр фиксирует эмоцию, это похоже на лицедейство, что само по себе грешно.

На съемочной площадке проекта «Дайте шоу» присутствовали Дмитрий Литвиненко, Алена Акимова и Андрей Золотарёв.

Что ты думаешь о сериале «Дайте Шоу»? Какие у тебя ощущения от такого рода телепрограмм?

Я создавал программы для НТВ. В течение длительного времени трудился там, участвуя во всех проектах, включая развлекательные шоу. Моего опыта не хватало, но всё же я кое-что успел узнать.

Что это было за шоу?

Спектакль о Ванге пользовался огромным успехом, собрав больше зрителей, чем даже новогодние праздники. УлыбаетсяПроизошло что-то особенное. Я осознал исключительность этого действа. Само создание такого шоу – невероятный процесс, рукотворный, искусственный, даже можно сказать противоестественный, но в то же время захватывающий. Astonishing — масштаб работ, проявление всего спектра человеческих качеств: от бескорыстия до жестокости. За кулисами телевизионного шоу — хаос и суета, всё это очень любопытно.

Во всех твоих работах, включая эту, заметна тема человеческой несправедливости. Неужели я ошибаюсь?

Согласен, такой способ подключения самый доступный. Мы стремимся вызвать у зрителей эмоциональную реакцию. Многие авторы, особенно фестивального кино, занимаются интеллектуальным развлечением, побуждают к размышлениям и рефлексии, а я — стремлюсь к эмоциям. Это другая задача.
Чтобы добиться эмоционального отклика, нужно погрузить зрителя в сюжет настолько, чтобы он забыл о том, что находится в зале.

Ты разбираешься в формате телешоу, но откуда ты знаешь устройство мира шоу-бизнеса?

Многое мне до сих пор не ясно. Например, как функционирует ракета – это подлежит изучению. Мы целый год уделяли этому вопросу пристального и тщательного рассмотрения. Затем наш режиссер Дима Литвиненко, снимающий клипы, отлично разбирается в этой отрасли. Изначально мы задумали этот проект, когда разговаривали друг с другом о телепередачах и поняли, что нас обоих эта тема манит.

Андрей, при большом количестве авторов в проекте, имеется ли главный сценарист или работа строится по принципу совместного редактирования?

Вполне возможно, что даже у восьмисерийного проекта несколько авторов: первый придумал идею, второй её развил, а третий оформил сценарии окончательно.

Ты первый или последний?

Как правило, последний.

Ты всегда сохраняешь свое авторство?

Моя позиция проста: я не ухожу из проектов, даже если результат меня разочаровывает или возникают конфликты с коллегами.
В своей работе я достаточно уверен и считаю, что ошибки не критичны. Если где-то допустил оплошность – попробую исправить её в следующий раз. Я стараюсь делать свою работу искренне и до конца, если мы взялись за дело, то его должны завершить. Но иногда бывают ситуации, когда с продюсерами невозможно прийти к компромиссу.
В одном проекте мне предложили доверить завершение другому автору. Снять своё имя из титров в такой ситуации кажется несерьёзным и безответственным, ведь я уже получил оплату за работу. Предпочитаю довести дело до конца, даже если результат неудовлетворительный.

Фото: Александр Мультиков
Продюсер: Нина Пономарёва