фотобанк

Детская площадка. Ребенок бежит и падает. Сразу на глаза наворачиваются слезы. В этот момент с лавочки поднимается мама и вместо утешения начинает отчитывать ребенка, то есть, по ее мнению, воспитывает: «Смотри, куда бежишь! Еще и испачкался!» или «Я же тебе говорила: не бегай! Сам виноват, теперь не плачь!» Обыденная ситуация, не так ли?

Когда с ребёнком случается что-то неприятное, кажется, что наиболее разумно и естественно будет его поддержать. Но почему так трудно заставить себя проявить нежность и утешить дитя, когда происходящее становится реальностью?


фотобанк

Первая причина кроется в том, что мы привыкли поступать таким образом.

Безусловно, часто мы склоняем вину на родителей, которые не смогли дать нам необходимые знания, не смогли разъяснить или не продемонстрировали своим примером правильного поведения. Замечено, что практически в любой ситуации, когда мы совершаем ошибки или сталкиваемся с трудностями, мы возлагаем ответственность на воспитание, семейные традиции и подобные факторы. Однако, для одних это может быть правдой, а для других – удобное оправдание, мол, в детстве вместо утешения получали поучения за ссадины и синяки, поэтому я не способен иначе. Я не умею и не буду.

Однако существуют и другие, более весомые основания для строгого воспитания детей.

Причина вторая – мы испугались за ребенка.

Зачастую, наша неспособность утешить и обнять ребенка объясняется нашим страхом. Мы беспокоимся о его безопасности. Наблюдая за падением, мы испытываем сильный стресс, переживая о возможных травмах и их последствиях – перед нами возникают образы бинтов и гипса (а иногда и более тревожные картины). Именно эта паника и становится причиной агрессивной реакции, особенно когда мы осознаем, что все обошлось, и наш испуг был напрасным.


фотобанк

Третий фактор – опасения, связанные с общественным мнением.

Внешний вид и достижения наших детей часто воспринимаются как отражение нашей родительской компетентности. Когда ребенок выглядит ухоженным, жизнерадостным и демонстрирует положительный пример окружающим, это вызывает чувство гордости. Однако, если ситуация меняется, и ребенок выглядит неопрятно, возникает чувство неловкости. Мы можем испытывать стыд за то, что, по нашему мнению, упустили что-то важное. В такие моменты мы можем видеть в происходящем упрек и, порой, несправедливо выговариваем ребенку, который при этом и сам пострадал.

Четвертая причина заключается в том, что мы испытываем чувство вины.

Безусловно, нельзя упрекать ребенка за то, что он разлил чай или упал. Плитка может быть скользкой, чашки могут выскользнуть из рук – подобные ситуации случаются. Однако в момент инцидента сложно сохранять спокойствие, эмоции захватывают, и мы начинаем отчитывать ребенка, стремясь как можно быстрее избавиться от чувства дискомфорта.


фотобанк

Пятая причина заключается в том, что мы не стремимся воспитать бесхарактерного человека.

Действительно, вопрос о том, когда и в какой степени следует проявлять сочувствие к ребенку, волнует немало родителей. Это особенно актуально для тех, кто воспитывает сыновей. Ведь родители стремятся вырастить не слабого, а сильного человека, способного справляться с трудностями. Поэтому с раннего детства стараются объяснить ребенку, не подозревающему о сложностях, что мир не всегда справедлив и не всегда рядом будут те, кто готов прийти на помощь. Безусловно, в этом есть доля правды, однако мы не ожидаем, что четырехмесячный ребенок уже умеет ходить.

Способность выражать эмоции и управлять ими формируется постепенно. Важно научить детей правильно справляться с переживаниями, помогая им осознавать чувства и предлагая решения. Постепенно потребуется меньше поддержки со стороны родителей. Однако, оставлять ребенка один на один с неконтролируемыми чувствами – это прямой способ развития комплексов и формирование ощущения, что его и его переживания не важны.

Стоит проявлять меньше эгоизма и не забывать, что сочувствие и поддержка родителей в сложный период – важная форма выражения любви.


фотобанк

Когда ребенок переживает трудности, будь то небольшая царапина или утрата любимой игрушки, важно выслушать его и проявить сочувствие. Пусть сегодня это кажется незначительным эпизодом, например, падением со стула, но время пролетит незаметно: в один момент мы отметим его десятилетие, а в другой – встретим выпускной. И вместе с ребенком будут расти и его заботы.