Роман Зимогорский родился и провел детство в Санкт-Петербурге, окончил художественную школу, после чего поступил в Высшую школу экономики на программу «Брендинг в индустрии моды». Вскоре он осознал, что стремится к ручному труду, и перешел на направление дизайна. Благодаря стилистке Вике Салават, в прошлом году его работы украсили обложку португальского Vogue, а теперь коллекция молодого дизайнера произвела впечатление на всех присутствующих на выпускном показе Высшей школы экономики. Мы решили тщательно изучить ее, чтобы лучше узнать этого многообещающего специалиста.

Выпускная коллекция Романа Зимогорского: лукбук

ЖЕНСКИЙ ГНЕВ

«По словам Зимогорского, ключевая концепция коллекции посвящена феминизму и, как принято называть, female rage. Этот термин описывает сложный комплекс чувств, включающий подавляемое недовольство, разочарование и дискомфорт, которые женщины испытывают в связи с гендерными стереотипами, диспропорции в распределении власти, традиционным делению ролей и дискриминацией.

В качестве основного исторического ориентира Роман определил 1950-е годы, эпоху «малоэтажной золотой Америки». По его мнению, именно этот период заложил основу для последующих десятилетий, когда от женщин ожидалось соответствие образу идеальных «степфордских жен» — с безупречной прической и натянутой улыбкой.

Референсы для коллекции Романа Зимогорского

Выпускная коллекция Романа Зимогорского: лукбук

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ БИГУДИ

Одной из характерных черт того времени были бигуди. «Если говорить просто, то женщины каждую ночь страдали от бессонницы, надевая на голову жесткие катушки. И все это ради соответствия навязанным представлениям о красоте, поскольку это напрямую влияло на их социальное положение и статус», – поясняет Зимогорский. Именно поэтому он и решил представить их в качестве символа патриархального гнета и сделал ключевым визуальным кодом.

Материалы, служащие основой для формирования концепции Романа Зимогорского

Материалы, служащие ориентирами для формирования концепции Романа Зимогорского

Дизайнер стремился передать ощущение тревоги и агрессии, поместив их в оболочку, имитирующую уютную скатерть или клетку виши, выполненную в виде оборок и рюшей. В результате появились платья и юбки, будто скрученные на бигуди, как волосы домохозяек, и целые образы, где главная героиня сама становится огромным приспособлением для завивки волос. «Она словно воплощает патриархальные устои», — объясняет Роман. По его словам, создание такой концептуальной работы и личное исследование было вдохновлено работой Барбары Крюгер Untitled (Never Perfect Enough).

Untitled (Never Perfect Enough), триптих, Барбара Крюгер, 2020

ПРИНТ С ЗУБАСТОЙ УЛЫБКОЙ

Некоторые дизайнеры черпают вдохновение в текстурах и тканях, а затем разрабатывают концепцию. Роман же определял выбор материалов, исходя из изначальной идеи коллекции. Он использовал различные интерпретации своей, как он утверждает, любимой клетки виши и хлопок с разной обработкой. На ткань нанесли специально разработанный принт с изображением улыбающейся «зубастой» женщины. Еще на этапе разработки дизайнер понял: коллекции необходима не просто визуально лиричная героиня, а своего рода талисман (персонаж-талисман).

«Для меня было необходимо донести ощущение ярости и показать, что, несмотря на постоянные попытки ограничить женщину, она превосходит эти рамки, сохраняет силу, — но при этом важно избежать добавления излишних интерпретаций», — рассказывает выпускник. Поэтому девушка улыбается, словно насмехаясь над происходящим, но при этом «выставляет на показ свои острые зубы» — она обязательно ими воспользуется, если кто-то попытается нарушить установленные границы.

Роман создал коллажи из винтажных снимков 1950-х годов, распечатав их, а затем, с помощью друзей, обработал с использованием искусственного интеллекта.

Форма — всему голова

«Зимогорский отмечает, что его авторский интерес в первую очередь сосредоточен на форме. Он добавляет, что некоторые экспонаты из представленной коллекции больше похожи на текстильные скульптуры. Однако, по его словам, ни один проект, даже минимально достойный внимания, не может быть реализован без тщательной работы с принтом, цветом и текстилем. Четыре года обучения в Высшей школе экономики под руководством куратора Марии Смирновой помогли ему сформировать визуальный язык, с помощью которого он теперь рассказывает истории».

Эскизы Романа Зимогорского

Не поделка, а корсет

Дизайнер рассказывает, что над созданием этой коллекции он работал продолжительное и непростое время: первоначально было разработано множество эскизов, чтобы определить способ наиболее точного и выразительного воплощения задумки. Затем для балетных пачек был использован значительный объем фетра, корсетного регилина и стальки (металлической проволоки). Из них создавались каркасы каждого платья, которые впоследствии обтягивались тканью и декорировались рюшами. «В выбранном мной направлении важно избегать эффекта рукоделия», — делится Роман. Именно поэтому для формирования каждой детали он применял корсетные приемы, что позволило добиться желаемого визуального, тактильного и смыслового результата.

КАСТИНГ

Мусю Тотибадзе представила публике в качестве работы Романа, закрывая общий показ выпускников Высшей школы экономики, однако, как стало известно, сам дизайнер узнал об ее участии лишь накануне. Кастинг проходил открыто: он просил своих друзей и знакомых, которыми искренне восхищается, прийти на него. О том, что в финале показа появится одна из его муз, поведала Катя Павелко (стилист, художник по костюмам, ранее занимавшая должность директора по моде в российском Esquire и являющаяся одним из кураторов Высшей школы экономики), которая всегда участвует в организации показов университета. «Я был вне себя от радости, и после обсуждения мы с Катей выбрали образ, который лучше всего соответствовал Мусе», — добавляет Зимогорский.

Муся Тотибадзе в наряде от Романа Зимогорского

ВДОХНОВИТЕЛИ РОМАНА

Зимогорский отмечает, что на его творческий подход, как и на творчество любого, оказала влияние совокупность книг, фильмов, произведений искусства и общей визуальной среды. Однако, наибольшим источником вдохновения для него всегда были работы, созданные женщинами, и женщины-визионеры в целом — не только в сфере моды, но и в других областях. Среди коллег старшего поколения Роман называет Рэй Кавакубо, Симон Роша и Мелитту Баумейстер, а в искусстве выделяет Луиз Буржуа и уже упомянутую Барбару Крюгер.

Выпускная коллекция Романа Зимогорского: лукбук