Мы размышляем о будущем модного глянца, когда-то главном носителе новостей в мире моды, сейчас теряющем свою актуальность.

Уход печатного глянца предсказывали так долго, что это стало фоном, не вызывающим особого внимания. Вместе с тем приходится признать: живая пресса утратила былую популярность. Полки в магазинах с печатью свидетельствуют об этом — никто не стремится опустошить их сразу же. Но в чем причина такого падения? Почему глянец уступает, что неожиданно, интернет-ресурсам?

Тривиальные обложки

Обложка Vogue 2003 года

Обложка Vogue 2020 года

Греческий Vogue или сербский Harper’s Bazaar создают более привлекательные обложки, чем американский Vogue. Первые выбирают необычных моделей, малоизвестных фотографов и эксклюзивные локации, в то время как всемирно известный журнал публикует по десять минималистичных обложек на однотонном фоне.

Можно печалиться или раздражаться, но осуждать не стоит. Модель на обложке привлечёт больше внимания, чем талантливая и привлекательная, но малоизвестная.

Обложка итальянского Harpers Bazaar

И обложка итальянского Vogue

Бюджеты глянца обязаны покрывать заработную плату CEO (одна Анна Винтур, по ненадежным данным, зарабатывает около 4 миллионов долларов), оклады всех сотрудников холдинга, спецпроекты, аренду помещений и проводить роскошные мероприятия на исторических площадках, соответствующих имиджу мероприятия и гостям.

Зависимость от рекламодателей

Влияние рекламодателей всегда сдерживало глянц. В сентябрьском номере Vogue реклама занимала половину места. Из-за этого креативная команда не может поместить на обложку талантливый, но неизвестный бренд — Bvlgari или Louis Vuitton заплатят больше.

Никакой дерзости

Представьте: марка уровня Chanel проводит вас на показ бизнес-классом, оплачивает отель высшей категории, размещает в первом ряду рядом с знаменитостями и дарит вещи из новой коллекции. Как написать резкий или едкий текст в такой ситуации?

Анна Винтур, главный редактор Vogue, и певица Tyla присутствовали на показе Chanel.

В этом аспекте интернет превзошел глянец. Никто не стремится читать формальный и местами чрезмерно сладкий обзор показов — такую информацию можно найти на сайте самих брендов. Одни читатели предпочитают иронию и остроту, другие — более мягкую, но все же объективную оценку. Однако всех объединяет желание: глянец должен быть строже.

Пелена спала

Пять лет назад массовое представление о глянцевом редакторе строилось на образе девушки, которая посещала вечеринки в платье Valentino (конечно же, подаренном брендом) и проводила выходные на Миконосе или в Сен-Тропе. Однако забастовки редакторов в Америке показали другую реальность.

Фрагмент из фильма «Дьявол носит Прада».

Протестующие критиковали низкие зарплаты, незаплаченные сверхурочные работы, некомпетентное руководство и нежелание работодателей официально оформлять сотрудников. Изменилось ли что-то? У редакторов — нет, ведь всегда найдутся желающие занять их место даже при перечисленных недостатках, и руководители это знают. А вот у читателей глянцевых журналов — да, поскольку с их глаз спала иллюзия сказочности мира гламурных изданий.

Влияние интернета

Из всех причин эта является самой важной. С развитием интернета читатели предпочитают веб-сайты печатаным изданиям. Информация доступна мгновенно, а редакторы используют более простой язык общения с аудиторией. Однако главными героями нашего материала стали анонимные источники о моде.

Первым стал Style Not Com — аккаунт модного специалиста Беки Гвишиани. Представление рецензий на показы и новостей о изменениях в индустрии стало глотком свежего воздуха: после печатного глянца и сайтов, все же скованных редакционными ограничениями, появился независимый взгляд, комментировать который можно.

Журнал Style Not Com публикует новость о приеме Джонатана Андерсона в Dior.

Он также упоминает о продаже сумки Birkin, которая когда-то принадлежала Джейн Биркин.

Вскоре появился похожий аккаунт Boring Not Com, ставший ещё более дерзкой версией аккаунта Гвишиани. Неизвестный автор без стеснения ставит оценки показам — Prada FW/25 по его мнению, была 4/10. А ещё предсказывает модные назначения — Boring утверждал, что Мария Грация Кьюри покинет Dior, а Джонатан Андерсон Loewe, и что мы видим?

То же происходило и на ресурсе Miss Tweed, где модный эксперт Астрид Вендландт предсказывала изменения в домах моды с поразительной точностью, например, назначение Матье Блази в Chanel. Такой уровень инсайда объясняется надежными источниками, о которых подобные аккаунты никогда не говорят.

Gucci представила свою новую коллекцию одежды для путешествий, и журнал Boring Not Com дал ей оценку.

Он же оценивает круизную коллекцию Dior