
Прошлую неделю интернет-магазины активно предлагали скидки в своих аккаунтах и письмах, а некоторые даже настаивали на покупках. В противовес этому действовали бренды, которые бойкотировали «Черную пятницу» или проводили ее по собственным правилам, соответствующим принципам этичного потребления. О них мы и расскажем.
RaeburnВосстановите старый предмет, а не покупайте новый.
В «Черную пятницу» надпись «Купи ничего — почини что-то» появилась на витрине магазина Raeburn в Лондоне и на сайте бренда. 29 ноября Кристофер Рейберн закрыл офлайн- и онлайн-магазины. Вместо покупки новой вещи дизайнер предлагал отремонтировать старую: весь день можно было принести в студию Рейберна любимую вещь любого бренда, которая нуждалась в ремонте — зашивали, заштопывали, перешивали или ставили заплатки.
Бренд Кристофера Рейберна представляет собой ответственный подход к производству и потреблению, не только в «Черную пятницу». В коллекциях дизайнера – списанные с военных складов парашюты, старые спальные мешки и светоотражающие куртки рабочих. Второй год Рейберн проводит бойкот магазинов, закрывая их на время «Черной пятницы». По его словам, агрессивная культура этого дня подталкивает людей к покупке ненужных вещей, ведущих к перепроизводству и перепотреблению.
PatagoniaПожертвовайте вместо того, чтобы купить новую вещь.
В 2011 году газета New York Times опубликовала сенсационную рекламу бренда Patagonia. Реклама с заголовком «Не покупайте эту куртку» изображала серую флисовую куртку марки. Под изображением подробно описано производство материала для вещи, затраты воды и выбросы углекислого газа в атмосферу. В конце заметки прозвучал призыв дважды подумать перед покупкой новой вещи и не покупать то, что не нужно. Газета вышла накануне «Черной пятницы», и полоса Patagonia была рекламным материалом — то есть бренд заплатил газете, чтобы призвать к меньшему потреблению.
Американская марка Patagonia установила золотой стандарт ответственного производства и осознанного потребления. В 1993 году бренд стал первым среди производителей снаряжения для активного отдыха, который превратил мусор во флисовые куртки. С тех пор компания разработала множество материалов на основе переработанных пластиковых бутылок и старых вещей, запустила программу WornWear для ремонта старых изделий Patagonia, а также проект ReCrafted, в рамках которого мастера Patagonia изготавливают новые вещи из отслуживших флисовых курток. В этом году бренд в «Черную пятницу» призвал отказаться от покупки новой вещи и помочь фонду, который борется за спасение океана, редких животных и птиц. По словам исполнительного директора компании Роуз Маркарио, «Черная пятница» – день, когда люди покупают вещи, которые им не нужны, или дарят близким то, что им тоже не нужно. Лучше ли пожертвовать небольшую сумму на важные дела?
EverlaneБренд перечислит процент от продаж организации, занимающейся защитой океана.
Бренд Everlane, как и раньше, игнорирует «Черную пятницу» и массовые скидки. В 2013 году марка демонстративно закрыла онлайн-магазин: «Мы наблюдаем, как люди выстраиваются в очереди, чтобы купить новые вещи — в итоге все это оказывается на свалке», — говорит основатель Everlane Майкл Прейсман. С тех пор акция повторяется ежегодно. На этот раз марка не закрывает магазин, но жертвует часть средств организации по защите океана. При этом Everlane продает вещи без скидок. По словам Прейсмана, если марка себе позволит сделать скидку во время «Черной пятницы», значит, она в остальное время завышает цены.
Ksenia Schnaider: Закупив новый товар из переработанного материала, бренд высадит десять деревьев в ваш уголочек мира.
К движению присоединяется и украинский бренд Ksenia Schnaider. Во время «Черной пятницы» в интернет-магазине действовали скидки, но с такими вещами вряд ли можно говорить о перепотреблении и перепроизводстве: джинсы Ksenia Schnaider шьются из старого денима, а куртки и спортивные костюмы собираются из винтажных материалов. За каждый заказ, оформленный на сайте во время «Черной пятницы», бренд обещает посадить 10 деревьев, за что в ходе распродажи было посажено 320 деревьев.