Рассмотрим этот вопрос совместно с специалистом.

Почему всё чаще родители отдают предпочтение домашнему обучению своим детям?

Домашнее обучение (в официальных документах — «семейное») не всегда предполагает прямую занятость родителей.
Многие родители отказываются от этой формы обучения именно по этой причине: у всех нет времени и знаний, чтобы стать педагогами для своих детей. Можно получить знания и другими путями: онлайн-школы, альтернативные образовательные учреждения, репетиторы, мини-школы (где несколько детей объединяются в «класс» с приглашенными преподавателями).

Что может ребёнку дать образование дома?

Возможность выбирать

Можно проснуться в разное время, заниматься либо русским языком, либо математикой, подготовиться к урокам наперед или выделить время для отдыха.
Место работы может быть за столом или на полу, а для письма доступны ручка синего цвета и зеленая с блестками.

Часто родители слишком ограничивают свободу детей, опасаясь «слишком большой» самостоятельности. Важно понимать, что взрослея, многие из этих детей испытывают недостаток в умении и уверенности принимать собственные решения.

В зрелом возрасте мы, скорее или позднее, открыто или тайно приходим к желанию распоряжаться своей жизнью. Нам хочется выбирать работу по душе, рабочий график, удобный для нас режим работы и компанию коллег, с которой приятно сотрудничать. И самое главное — иметь реальную возможность выбора. Но в условиях, когда столько было решено за нас, мы забыли об этом праве. Потому что перестали обращать внимание на себя, подавляя свою внутреннюю потребность слышать свой голос. Домашнее обучение – еще одна возможность…

Способность обращать внимание на собственные чувства, стремления и нужды

Не каждый ребёнок желает заниматься математикой ровно в 8:00 утра, рисовать в 8:50 и проверять безударные гласные в 9:40. Особенно это трудно делать, сидя без движения, если хочется спать или играть. Детям внушают, что их чувства и желания не важны.

Клиентам психологов и коучей нередко сложно ответить на вопрос о своих эмоциях. Потеря опоры на внутренние ощущения – главный фактор такого затруднения.

Обучение дома дает больше свободы и возможностей. Его можно настроить под каждого ребенка: начать позже, чтобы отдохнуть, уделить весь день одному предмету по желанию, заниматься физической активностью при необходимости и делать перерывы во время усталости.

Постоянное сопоставление своих нынешних действий с будущими желаниями помогает ясно различить собственные стремления от чужих, поставить свои нужды на первый план и двигаться к собственным, а не внушенным целям. В конечном итоге – это построение жизни в соответствии с личными предпочтениями, а не общественными ожиданиями, долгом или желаниями других.

Возможность получать удовольствие от обучения

Некоторым школьникам по душе обучение в традиционной системе, что прекрасно. Однако существуют дети, которым учеба даётся с трудом, а домашние задания превращаются в настоящую пытку. Как быть в такой ситуации?

По природе дети обладают неугасаемой жаждой познания, стремятся открывать для себя что-то новое и испытывать его на себе. Важно заметить это желание и предложить способы его реализации: в занимательной форме, с учетом индивидуального темпа развития, в обстановке поддержки и комфорта.

Представь: будет ли тебе нравиться занятие, если постоянно будешь подвергаться критике, давлением, принуждению и угрозам? Неужели ты сможешь сохранить к нему любовь, если тебя будут торопить, указывать на недочеты и заставлять делать то, что не хочешь в данный момент? Вероятно, интерес быстро исчезнет.

Внешние, особенно отрицательные факторы не являются лучшим стимулом для обучения. Обучение дома чаще поощряет внутреннюю мотивацию: стремление человека учиться ради самого процесса и достижения собственных целей без давления со стороны.

Возможность фокусироваться на собственном прогрессе

Классическая система оценивания основывается на сравнении учащихся друг с другом. Положительные и отрицательные оценки несут в себе опасность деления учеников на категорию «успешных» и «неуспешных». Это порождает чувство неполноценности, которое может привести к неуверенности в своих силах, откладыванию дел и чувству самообмана.

В домашних условиях ребёнку легче сосредоточиться не на идеальном результате, обозначенном оценкой «отлично», а увидеть свой собственный рост и постоянно находиться в ситуации успеха: улучшать результаты, чем вчерашние. Это укрепляет уверенность в своих возможностях и мысль «я могу», которая останется с ребёнком навсегда.

Родители, осматривающие возможность домашнего обучения, иногда переживают из-за разных факторов. В разговорах о таком обучении много говорится о «социализации» ребенка. Важно помнить: отсутствие школы не мешает ребенку полноценно общаться и развивать социальные навыки.

Социализация — не просто долгие годы общения с одним кругом людей. Это знакомство и взаимодействие с разными людьми: родственниками, друзьями семьи, сверстниками во дворе, в спортивных и творческих коллективах, даже онлайн. Ребенок может сам решать, с кем и как часто общаться.

Беспокойство многих родителей за глубину знаний детей, если отказаться от традиционной школы, Stemming from fear of the less-trodden path, is understandable. Но действительно ли многие школьные знания остаются с нами и приносят пользу в жизни? Знания – это доступная информация, которую можно пополнять в любое время.
Важно сформировать у ребенка фундамент для самостоятельного выбора и построения счастливой жизни в будущем.

Даже если родители не решатся полностью перевести детей на домашнее обучение, все равно можно обеспечить им дома, во время свободного от школы времени, те возможности, которые обсуждались.