0

Память человека не всеобъемлюща – начало и окончание любого происшествия, перечня или занятия запоминаются значительно лучше, чем его центральная часть. Это не совпадение, а базовый принцип психологии, называемый эффектом края. Знание этого принципа позволяет более продуктивно работать с информацией, проводить презентации и выстраивать коммуникацию.

Как проявляется эффект края в психологии?

Немецкий психолог Герман Эббингауз экспериментально подтвердил наличие эффекта края. Он заключается в более быстром запоминании и лучшем сохранении элементов, расположенных в начале и в конце последовательности информации, по сравнению с фрагментами, находящимися в её центральной части. Хорошим примером является запоминание имён из списка: имена, стоящие в начале и в конце, удерживаются в памяти лучше, чем средние. Этот эффект проявляется постоянно – как при немедленном воспроизведении, так и при попытке вспомнить информацию спустя дни или недели.

В чем заключается различие между эффектом первичности и эффектом недавности?

Современная психология выделяет эффект края как два отдельных процесса. Эффект первичности объясняет, что информация, расположенная в начале, запоминается лучше, поскольку она воспринимается как наиболее важная и создает общий фон. Эффект недавности, или новизны, обуславливает усвоение заключительных данных — они остаются наиболее доступными в памяти, так как не перекрываются последующими впечатлениями. Объединившись, эти два механизма представляют собой действенный способ воздействия на восприятие.

Где применяется эффект края на практике?

Этот психологический эффект широко используется в маркетинге, образовании и при выступлениях перед публикой. Так, опытные спикеры располагают наиболее важные моменты в начале и в конце своей речи, чтобы повысить их влияние на слушателей. В электронных письмах ключевые предложения и побуждения к действию нередко размещают в конце, в разделе «P.S.», который привлекает особое внимание. Кроме того, материал усваивается лучше, если его изучают в первые и последние минуты занятия.

Как можно применять эффект края для повышения эффективности запоминания?

Использование эффекта края способствует оптимизации запоминания. Для этого рекомендуется разбивать продолжительные занятия на более короткие отрезки времени, формируя дополнительные «стартовые» и «завершающие» точки. Наиболее важные сведения следует повторять в начале и в конце работы. Это позволяет упорядочить знания и существенно повышает результативность их усвоения, благодаря особенностям работы памяти.

Источники:

  • psychology.academic.ru/
  • www.b17.ru/
  • rb.ru/
Подписывайтесь на АиФ в MAX