Сегодня на платформах IVI и KION стартует сериал «Дайте шоу», который обещает раскрыть тайны индустрии развлечений и телепередач. Создатели проекта постарались максимально открыто показать реальность шоу-бизнеса.
Для издания OK! режиссер Дмитрий Литвиненко поделился своими мыслями о кино, новых проектах и стремлении затронуть сердца зрителей.
Фото: Александр Мультиков Дмитрий Литвиненко
Дима, разве тебя не радует позировать перед камерой сегодня? Неужели всегда по другую сторону объектива всё так некомфортно?
Я чувствую себя комфортно в роли наблюдателя. Мне хотелось бы взять производство в свои руки и снять все самостоятельно.
Честно говоря, это было непросто для меня. Я не тот, кто соглашается на небольшие появления ради себя. Улыбается.)
Без сомнения, режиссер играет определяющую роль в создании фильма.
Скорее всего, он несет наибольшую ответственность, если исключить продюсеров.
И меньше всего известности.
В киноиндустрии победа и поражение — обычное явление. Когда фильм удается, все рады, а если нет, каждый винит в неудаче обстоятельства. Нужно быть к этому готовым.
Успех не гарантирован математическим расчетом. Можно снимать с талантливыми актерами и отличным сценарием, но всё может не сложиться. И наоборот, иногда фильм получается даже при сомнениях в сценарии.
Секрет успеха скрыт от нас. Если бы все знали, как его достичь, то каждый снимал бы только хиты. Это тайна, магия, которая соединяет актеров, сценарий и съемочную команду.
Художник ювелирного дела Пётр Аксёнов недавно поделился опытом работы в кино во время лекции. В качестве примера он упомянул локации: бальный зал одного из дворцов Санкт-Петербурга. Американцы использовали его для съемок бала в фильме «Война и мир», а спустя некоторое время русский режиссер снял там сцену для своего проекта.
У нас работа заняла полтора месяца, с утра до ночи. Голливудский же подход — всего семь часов за один день. У них был четкий план, который они строго соблюдали. Наш же режиссер креативно трудился, всё менял и переделывал по ходу дела.
Как вы работаете? Сцена за 12 часов или за 12 дней?
Наша работа строится на свободных принципах, хотя и с четко обозначенными рамками по времени и количеству съемочных дней.
Внутри этих границ у нас творческая свобода. План сцен есть, но нет раскадровок. Мы руководствуемся интуицией в постановке кадров.
И это называется творчеством.
Этот стиль мне подходит. Я постоянно о нем говорю и пропагандирую его. С подготовкой за столом не всегда справляюсь. Часто режиссер, актеры, оператор собираются и обсуждают, как снимать, где ставить предметы, как будут двигаться артисты. А у меня все начинается с того момента, как я вхожу на площадку…
Надо объяснить, что такое сет.
Съемки проходят либо в доме, либо в студии. Появление меня с установленным светом и артистами в костюмах – сигнал старта моей работы. В этот момент я начинаю продумывать: кого переодеть, что передвинуть, а возможно, вовсе начать съемку с другой площадки. Такой подход мне очень нравится. Когда артисты приспосабливаются к обстановке на месте – все оживает и начинает работать по-настоящему. Вероятно, репетиции были бы правильны, если бы у нас их было.
А репетиций нет?
Нам не нужно проходить репетиции. Зачем? Просто собрались, посмотрели друг друга, поболтаем. Репетиция – это когда есть стол, декорации, можно все трогать и пробовать. Пока этого нет, это просто встреча, другой формат работы.
Твои многочисленные удачные клипы говорят о твоем таланте в работе с визуальными эффектами. В современном мире у зрителей развито так называемое «клиповое мышление», как отмечают психологи. При съемках полнометражных фильмов или сериалов ты применишь те же принципы, осознавая необходимость продумывать каждый кадр, чтобы удерживать внимание и не позволить зрителю отвлечься?
Заданный вопрос интересный, заставил меня подумать. Снимать сериал и полнометражный фильм — совершенно разные подходы. В кино у режиссера меньше времени на воплощение задуманного, поэтому он старается держать всю конструкцию более сжатой. А в сериале хронометраж больше, появляются многочисленные линии повествования, что меняет подход к работе.
Клипы — это не сотрудничество с актерами, а скорее самостоятельный вид творчества. В кино же артисты занимают центральное место. В клипах я часто прошу операторов придумывать необычные кадры, а в кино стараюсь отказаться от вычурности. Я стремлюсь к тому, чтобы работа режиссера и оператора оставалась незаметной для зрителя.
Как гениально заметил Георгий Данелия, режиссер не должен быть виден. Потому что, когда зритель замечает удачный кадр, он перестаёт погружаться в историю и начинает смотреть глазами профессионала. А зритель должен просто видеть историю. Поэтому я стараюсь рассказывать её через артистов.
Подключение к персонажу должно быть естественным и лёгким для съёмок. Несмотря на это, я беру у клипов некоторые элементы. Уже на этапе написания сценария и съёмок я примерно представляю себе, как будет звучать музыкальное сопровождение — знаю нужную музыку и люблю музыкальный монтаж, чтобы всё сливалось в единое целое.
После премьеры «Пилота» зрители делились с тобой своими впечатлениями? Какую речь используют, чтобы показать режиссеру, что всё получилось удачно?
Тут еще непонятно, сложилось или нет, — это во-первых.
А когда будет понятно?
Когда будет доступен весь сериал?
Это был мой первый фестиваль, я обычно не посещаю подобные события. Мне там было неуютно, особенно после показа, а также во время него.
Почему?
Тебе может показаться, что здесь кое-что оставляет желать лучшего: некоторые моменты требуют доработки или даже перемонтажа. Мы же приехали после съёмок «Пилота» и внесли множество изменений. СмеетсяПросмотр своего проекта глазами зрителя оказался незабываемым.
Я спрятался на ступеньках в уголке, чтобы остаться незаметным. В самом конце первой серии затих зал — это было удивительно, ведь до этого там звучал смех. Такая динамика была запланирована: комедия с неожиданным финалом. Получилось много положительных отзывов, особенно от Джаника Файзиева. Telegram-каналы тоже тепло отреагировали на нашу работу, присылали мне множество постов.
Это приятно, но нужно дождаться выхода всего сериала. Ведь показана лишь одна серия, а дальше все может измениться. Жанр сложный и непредсказуемый.
Ты же посмотрел весь сериал, так что знаешь, удался ли он тебе.
Предсказать реакцию зрителей сложно, ведь жанр неоднозначен: ни комедия, ни драма. Мы назвали его «между смешным и страшным». Цель была написать так, как будто бы это настоящий мир.
Меня всегда удивляло ток-шоу: всего час эфира, а люди пытаются решить проблему или найти помощь, при этом реакция на происходящее может быть странной. Героев унижают, над ними смеются, но люди молчат и терпят. Именно это сочетание смешного и страшного показалось нам сильным и мы построили свою историю на этой идее.
Вашему номеру удалось понравиться публике. Бывает, что я покидаю представление, если оно не захватывает меня. «Дайте шоу» я наблюдала, оставаясь в проходах.
А почему тебя не посадили?
На мероприятии место для членов жюри заранее выделено, а остальные гости садятся свободно. Без билета придется либо стоять, либо сидеть на лестнице. Скоро начнётся первый выпуск. Если тебя пригласят в телевизионную передачу, пойдешь?
Съемки были для меня тягостны, представь только, что это токшоу! У меня плотный график, еще и фильм нужно сдать в срок. Смеется.)
Что привело тебя к работе над видеоклипами, а затем в мир большого кино?
Я журналист по образованию, и эта сфера меня всегда привлекала. В течение двадцати пяти лет я трудился в периодике, затем в глянцевых изданиях, возглавляя редакцию за пределами Москвы. Работа была интересной, но мне всё время не хватало возможности полноценно заниматься сторителлингом: хотелось сочинять истории, развивать их сюжеты, а в журнальной деятельности рамки были весьма жёсткими. Не знаю, почему именно клипы стали моим выбором, просто это было по душе.
С появлением смартфонов каждый может снимать видео, создавая контент. Некоторым блогерам удается делать это весьма талантливо, но многих можно назвать непрофессионалами. Не всегда понятно, почему некоторым удаётся добиться популярности, ведь порой их работы выглядят неуместно и даже смешно с профессиональной точки зрения.
Возможно, в этой искренности и кроется их очарование: делают всё по-своему, на свой лад.
Что нужно сделать, чтобы фильм посмотрели миллионы людей?
Кино требует времени. А что такое Reels — всего лишь 15 секунд. Мы все вошли в век коротких видеороликов. Мой Direct забит этими мини-видео, переписка состоит из них: ты скидываешь смешное, тебе отвечают аналогичным образом. Общение стало таким, что вместо приветствия «Привет! Как дела?» ты отправляешь Reels с намеком на себя. Говорят, простота — это ключ к успеху. Хорошо это или плохо? Не знаю.
В разговоре с коллегами обсудили темы из мира кино. Говорят, режиссерам нередко предлагают пригласить актера на главную роль ради большей прибыли. Сам ты такое встречал?
Никогда такого не было. Конечно, возможно предложить режиссеру взглянуть на другого исполнителя, если у него есть сомнения, ведь он может быть незнаком с каждым актером. В таком случае можно пригласить человека на пробы, а уже после этого принять решение о его участии в фильме. Но когда кто-то приходит и объявляет о том, как будет происходить съемка фильма… Возможно, в тот момент режиссер теряет желание снимать этот фильм.
Не задумывался ли ты, что привлечение музыканта (или блогера) могло бы сделать твой проект более популярным?
Некоторые проекты сотрудничали с блогерами, снимая фильмы с их участием. Однако это часто оказывалось неудачным, поскольку блогеры привлекают свою специфическую аудиторию, которая может не совпадать со зрителями кинотеатров.
Пример «Дайте шоу» демонстрирует разницу. Фильм изобилует камео знаменитостей именно потому, что сюжет построен на этом. Это своеобразный аттракцион, где герой оказывается среди настоящих звезд ток-шоу: Никиты Джигурды, Отара Кушанашвили и Анны Калашниковой, играющими самих себя.
Такой выбор обусловлен необходимостью окружения героя реальными персонажами для реализации сценарных задач, а не для хайпа или получения славы. Дуэты Кирилла, которого исполняет Милош Бикович, также возникли из-за сюжетных потребностей.
Первая серия показала довольно мрачную сторону мира развлечений. Не опасаетесь ли вы критики со стороны самих артистов и работников индустрии?
Извещая о чем-то заранее, на самом деле не требуется действовать, так как информация уже доступна. Я уверен, что сериал не содержит скандальных откровений. Мы сосредоточены на истории одного персонажа, который сложноват и находится в затруднительном положении. Сюжет мог разворачиваться в другой сфере, но выбор пал на шоу-бизнес для большей остроты.
В течение десяти лет я сотрудничаю с артистами, дружу с ними, а среди участников сериала — наши друзья. Все они осведомлены о сюжете и знают о чем будет сериал. Никто из актеров не был приглашен на съемки без предварительного уведомления о содержании проекта.
Есть сцена, где Алсу и Дима Билан появляются вместе с главным героем в неблагоприятной ситуации. Мы не боимся говорить прямо. История могла разворачиваться и вокруг футболиста, ведь в любой сфере встречаются обаятельные и менее привлекательные личности. Как и везде, в мире шоу-бизнеса есть все: от наилучшего до худшего.
Но мы же понимаем, что люди воспринимают всё в лоб.
Возможно. Я бы акцентировал внимание на том, что «Дайте шоу» не является сатирой. Работает она иначе: мы рассказываем свою историю так, как это происходит в реальной жизни. Нам хочется поймать героев в критических ситуациях и увидеть, чем все закончится.
Как автор, меня мало интересуют истории людей с безмятежной жизнью. Мы показываем драму с двух сторон, где герои вынуждены бороться за справедливость.