Привязанность к женщине и поэзии Байрона, признание творчества Гальяно и восхищение работами Марии Грации Кьюри.

Если на юбке Эвер Андерсон появились нежные ландыши, а Аня Тейлор-Джой в викторианском кейпе едет в ретромобиле, то дебютное шоу Джонатана Андерсона для женской линии Dior вот-вот начнется.

Аня Тейлор-Джой по пути на показ Dior SS/26

Учитывая влияние Дома Dior, Андерсон мог выбрать любую локацию для своего шоу, но остановил свой выбор на Садах Тюильри. Этот общественный парк, расположенный в центре Парижа, находится в 1,3 километрах, или 1947 шагах от бутика на Авеню Монтень, 30 – месте, где в 1947 году Кристиан Диор представил свою первую коллекцию. Первая отсылка, и уже в самое сердце, но дальше – больше.

В начале показа зрители ощутили напряженную темноту, которая сменилась включением экрана в центре зала. Он засиял, как ограненный бриллиант, и будто бы «вырос» из коробки для обуви Dior, перенеся аудиторию в ключевые моменты из истории Дома.

Экран на показе Dior SS/26

Диор лично помогает модели подобрать розовое платье в стиле New Look, Джон Гальяно демонстрирует кутюрную коллекцию 2007 года в Оранжерее Версаля, а Мария Грация Кьюри запечатлена перед показом осень-зима 2024. Андерсон отмечает, что бренд Dior – это итог многолетней работы целого ряда дизайнеров, и он выражает к каждому из них уважение. И, разумеется, возникает вопрос о продолжении: «не имеет значения, какое отношение индустрия испытывает к этим дизайнерам», ведь всем нам хорошо известно, как модные обозреватели предсказывали уход Марии Грации Кьюри из Дома Dior.

Минута признания, а если быть точнее, добрые полчаса, была посвящена и тем, кто работает в тылу. Перед началом показа мы стали свидетелями финальной примерки нарядов со знаменитостями, где сотрудники Dior внимательно помогали Дженнифер Лоуренс подкорректировать джинсы и рекомендовали Майки Мэддисон все же поднять воротник поло нежного пионового цвета – это, безусловно, выглядит более выигрышно. В упомянутом фильме также нашлось место мастерам ателье.

Ностальгия по прошлому осталась позади, и на подиум вышла модель в белоснежном платье. Эта отсылка очевидна и столь же чиста, как и цвет наряда: Андерсон начинает с чистого листа, и в жизни бренда Dior начинается новая эпоха.

Первое платье показа Dior SS/26

…И такое же платье, но в денимном голубом

Несмотря на это, к истокам французского Дома относятся с должным почтением. О них красноречиво свидетельствуют остроконечные шляпы, напоминающие показ Джона Гальяно 1993 года, посвященный пиратской тематике. Если моделей Гальяно журнал Vogue описал как «мародеров, потерпевших кораблекрушение» и «чахоточниц в поношенных сюртуках», то манекенщицам Андерсона можно приписать статус благородных пираток, подобных аристократке Жанне де Клиссон. В этой небольшой детали, такой как шляпа, можно увидеть не только обращение Андерсона к архивам Гальяно, но и его признание важности феминизма, который ранее воплощали бесстрашные пиратки. Вот только если футболки We All Should Be Feminists от Марии Грации Кьюри кричали о фем-повестке, то шляпки Андерсона ненавязчиво шепчут о ней. Никакого радикального призыва.

Вспоминая о Гальяно, Андерсон также отдал дань уважения Диору. Бант, одна из излюбленных деталей великого кутюрье, можно было заметить и на баске пиджаков, выполненных в стиле пираток, и на кейпе, дополняющем белоснежное кружевное платье, и на воротниках рубашек. Как и многие дизайнеры, работавшие до него, Андерсон обратился к легендарному платью Junon из коллекции Кристиана Диора 1949 года. Британский модельер переосмыслил его, создав из лоскутов трикотажной ткани, что придает образу почти пасторальный вид — посмотрим, как это воплотится в кутюрной коллекции.

Туфли Dior с бантиками

Оммаж платью Junon

Банты, кейпы, тренчи и джинсовые юбки с обильными складками и слоями ткани могут оказаться непрактичными для повседневного гардероба. Однако замысел дизайнера понятен: оригинальный крой – это возможность сделать вещи запоминающимися, не прибегая к крупным логотипам. К тому же, Андерсон рассказал, как сочетать такие сложные элементы: с эффектным кейпом в викторианском стиле надеваем простую джинсовую юбку, к многослойной юбке хаки добавляем голубую рубашку, а воздушную блузу серого цвета в стиле Dior Grey, напоминающую наряды из фильма «Дракула» Люка Бессона, сочетаем с самыми обычными джинсами. Простота уравновешивает экстравагантность – и перед нами готовый образ для повседневной жизни.

Помимо готовых образов, значительный интерес представляют и отдельные элементы. Лодочки с небольшими декоративными элементами в форме заячьих ушек и распустившимися розами говорят о тяге Андерсона к природным мотивам, а обувь, украшенная крупными буквами C и D, подчеркивает гордость вещами от Dior. Этот прием является одним из ключевых, и восходит к первому мужскому показу Джонатана Андерсона для Dior. Благодаря отсылкам к викторианской эстетике, рекламной кампании с Майки Мэдисон, задумчиво прогуливающимся в прекрасных садах резиденции Жанны Дюбарри, и сумкам Lady Dior, украшенным объемными ромашками и клевером, Андерсон создает из Дома не просто место, к которому хочется прикоснуться, а мир, в который необходимо полностью погрузиться.

«Как солнце в утренней росе, и только мраком смягчены» — эти строки из стихотворения «Она идет во всей красе» Лорда Байрона были процитированы в середине шоу. Они идеально отражают цветовую гамму, которую выбрал художник Андерсон при создании коллекции одежды. Известный своим мастерством в работе с цветом, он отказался от кричащих и бросающихся в глаза оттенков, которые обычно используются в весенне-летних сезонах. Мягкость мятного вместо резкости салатового, нежность розового вместо страсти красного, спокойствие светло-голубого вместо звонкости лазурного — цвета действительно напоминают луч рассветного солнца, которому мрак уходящей ночи еще не позволил полностью раскрыться.

Порой возникало впечатление, что Андерсон обращается не только к Диору и Гальяно, но и к… Chanel. Дизайнер, казалось, вступил в состязание: розовый кейп напоминал твид, но в его более легкой интерпретации, выполненной из плетения шерстью – Андерсон демонстрировал, «смотрите, как можно обновить утомляющую, громоздкую ткань!». Бесформенная сумка на цепочке вызывала ассоциации с аксессуаром Chanel 22, а голубое платье с бантом напоминало одно из платьев коллекции Chanel haute couture 2025. Случайное совпадение или намеренная попытка привлечь покупателей Chanel? Ответы на эти вопросы пока остаются без ответа.

Chanel HC/25

Dior SS/25

Кейп из шерсти, напоминающей твид

Новая модель сумки Dior

В заключение стоит отметить второй ключевой мотив Dior в оптике Андерсона, который стал очевидным лишь после прошедшего показа. Это – любовь к женщине, пронизывающая каждую деталь шоу: от сумки «Здравствуй, грусть», являющейся отсылкой к работе Франсуазы Озон, посвященной женской природе, до кроя серого пиджака с «подолом», позволяющего слегка расслабленной сутулости, и лодочек на гуманно низком каблуке. Строчка «Вся глубь небес и звезды все в ее очах заключены» выражает самое деликатное отношение Андерсона к женской личности.

«Подол» на жакете Dior

В коллекциях обуви Dior весна/лето 2026 года ключевую роль играют модели с плоской подошвой или небольшим каблуком

И в этом контексте неизбежно возникает дискуссия, которая уже давно волнует экспертов: способен ли внешний дизайнер способствовать развитию бренда, или же компания должна прекратить существование после ухода основателя? Возможно, да, если он действует подобно Джонатану Андерсону.