В честь дня рождения Патрика Демаршелье, которому сегодня могло бы исполниться 82 года, Lumiere Gallery предоставила информацию о десяти его фотографиях, представленных в галерее и на 13-й ярмарке современного искусства Cosmoscow.
Патрик Демаршелье появился на свет во французском Гавре. С подросткового возраста он начал фотографировать друзей и близких, используя родительскую камеру Kodak, осваивая процесс проявления пленок и создания отпечатков. В дальнейшем Демаршелье переехал в Париж, где работал ассистентом швейцарского фотографа Ханса Фойрера. Он также снимал для французских журналов Elle и Marie Claire, чтобы в 1975 году начать сотрудничество с американским Vogue и через два года представить свою первую обложку для этого издания.
В портфолио Демаршелье можно найти рекламные кампании и фотосессии для Dior и Chanel, Calvin Klein и Louis Vuitton. Его объектив неоднократно фиксировал Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл, Линду Евангелисту и Синди Кроуфорд, Мадонну, Николь Кидман и Анджелину Джоли. Он работал оперативно, избегая скованности поз, и стремился к естественности и искренности, при этом он отлично выполнял свою основную задачу – создавать атмосферу, в которой человек перед камерой ощущал себя непринужденно и не задумывался о происходящем.
Важную роль в творческом пути Демаршелье сыграло сотрудничество с принцессой Дианой — в 1989 году он стал первым зарубежным фотографом, которому была предоставлена официальная возможность снимать членов британской королевской семьи. Его фотография Дианы, отличавшаяся обнаженными плечами и простой прической, существенно отличалась от предыдущих снимков. Патрик Демершелье работал над календарем Pirelli в 2005, 2008 и 2014 годах, став одним из немногих, кому доверили участие в этом проекте более двух раз.
MAGGIE RIZER
PARIS, 1998
Демаршелье пригласил Мэгги Райзер для съёмки в момент, когда модель только начинала украшать обложки журналов. Снимок был сделан на фоне городской застройки, а именно лестницы на парижской набережной. Композиция выстроена таким образом, что вытянутая линия тела модели служит визуальной осью и уравновешивает окружающее пространство.
CHRISTY
NEW-YORK, 1991
Вдохновленный фильмом «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн (1964), фотограф Демаршелье создал серию снимков Кристи Тарлингтон для февральского выпуска британского Vogue 1992 года. Выразительные губы модели оказались более заметными, чем эффектная шляпа, что подчеркивает идею о том, что в моде главное – личность, а не её атрибуты.
DANCER
2000
Демаршелье часто обращался к теме танца, и этот снимок стал одним из предзнаменований его будущих балетных циклов. Для модели, облаченной в белый сценический костюм, он выбрал позу, акцентирующую её гибкость и динамичность. Тема оказалась для Демаршелье, выросшего во Франции – стране, где балет в современном виде получил заметное развитие, не только эстетически привлекательной, но и глубоко значимой.
GIANNI VERSACE
PARIS, 1992
В начале 1990-х годов имя Джанни Версаче было известно каждому: дизайнер, родившийся в неблагополучном регионе, сделал блестящую карьеру в Милане и открыл миру таких будущих супермоделей, как Наоми Кэмпбелл и Линда Евангелиста, Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд. На этой фотографии Джанни запечатлен в компании своих муз, что еще раз демонстрирует его значительный вклад как в развитие модной индустрии, так и в судьбы этих женщин.
KATE AND MANNEQUINS
1992
В данном исследовании Демаршелье рассматривает образ манекена — одного из распространенных мотивов в модной фотографии, берущего начало в экспериментах сюрреалистов, включая Ман Рэя и Хорста П. Хорста. Для этих художников манекен являлся значимым средством для выражения и изучения темы, имеющей связь с фрейдистским понятием unheimlich (или uncanny) — вызывая ощущение одновременной узнаваемости и новизны, притяжения и беспокойства. Сюрреалисты отмечали, что манекен объединяет в себе противоположности — реального человека и его подобие. Этот образ использовался ими для создания иллюзии: предмет, выглядящий безжизненным, но поразительно напоминающим живого, служил способом визуализации разграничения между реальностью и фантазией. Со временем мотив обрёл черту игры с восприятием, что сделало его важной частью визуального языка модной фотографии.
BONNIE BERMAN
1983
В начале 1980-х годов Грейс Коддингтон, тогдашний фоторедактор британского Vogue, которая впоследствии заняла пост редактора моды в американской версии журнала под руководством Анны Винтур, предложила Патрику Демаршелье сотрудничество. Работа с журналом оказала значительное влияние на творческий стиль фотографа: в его работах стало появляться меньше застывших портретов, а больше динамики, жизненной силы и непринужденности. Первая обложка для журнала, созданная совместно с Бонни Берман на Барбадосе, стала дебютной. Благодаря этой съемке Демаршелье завершил эпоху статичных обложек: модель запечатлена на качелях, словно балансирование не представляет для нее труда, одна нога твердо стоит на перекладине, а другая лишь слегка касается ее пальцами ног. К слову, создание этого кадра оказалось непростым делом — из-за отсутствия возможности приобрести спортивное оборудование на острове, необходимое для съемки, реквизит был изготовлен вручную из корабельных канатов.
NADJA
ST. BARTHELEMY, 1995
С 1994 года Патрик активно сотрудничал с немецкой моделью Надей Ауэрман. Ее сдержанная и неприступная внешность как нельзя лучше отражала эстетику того времени, и фотограф неоднократно называл Надю одной из важнейших фигур в мире моды. Год, когда Демаршелье сделал этот снимок, можно считать апогеем их совместной работы — тогда оба находились на пике своей профессиональной реализации: Ауэрман была одной из супермоделей и участвовала в рекламных кампаниях ведущих брендов, Демаршелье выпустил свой первый фотоальбом «Patrick Demarchelier: Photographs».
NUDE
ST. BARTHELEMY, 1994
На фотографии модель словно растворяется в воде — её образ почти неразличим на фоне окружения, что подчёркивает хрупкую границу между человеческим телом и природным пейзажем. Приверженность естественности — основополагающий принцип Демаршелье. Ему удавалось запечатлевать неуловимые движения и мимолетные состояния, передавая ощущение настоящего момента.
NADJA
NEW YORK, 1995
На фотографии, созданной для John Galliano и размещенной в британском Harper’s Bazaar, удивительным образом сочетаются театральность, характерная для Гальяно, и сдержанное, но эмоциональное видение Демаршелье. Для обложки каталога к выставке был выбран образ Ауэрман в белой пачке Patrick Demarchelier: Photographs 1975–2015 (2–12 октября, Нью-Йорк, аукционный дом Christie’s) – масштабная выставка, посвященная 40-летнему творческому пути фотографа.
NUDE
ST. BARTHELEMY, 1989
Патрик Демаршелье испытывал любовь к Сен-Бартелеми, карибскому острову, привлекающему творческую интеллигенцию со всего мира, и в последние годы проводил там значительную часть времени. Однако даже в этом месте ему не всегда удавалось избежать внимания своих поклонников. Демаршелье прекрасно знал остров и его живописные уголки, которые теперь на острове связаны с его творчеством.
Почерк Патрика Демаршелье, который он неизменно оставлял на обратной стороне оттиска.