Часто дети легко запоминают английские слова из мультиков и песен, но с русскими словами у них проблемы. Почему так происходит? Об этом расскажет психофизиолог.


фото: iStockphoto

Некоторые дети, испытывающие трудности в общении на родном языке, показывают удивительную способность к усвоению иностранных слов. Например, четырёхлетний мальчик легко и быстро запоминает английские слова из детской песенки, в то время как с русскими словами ему приходится прилагать больше усилий. Такой феномен встречается всё чаще.

Психофизиолог, доктор психологических наук, поделилась с «Доктором Питером» своими мыслями о причинах нетипичного развития речи у некоторых детей.

Виктория Ефимова

психология

Специалист по психофизиологии, обладающий докторской степенью в области психологических наук, возглавляет детскую неврологическую клинику «Прогноз» и центр «Логопрогноз». В качестве доцента кафедры возрастной психологии и педагогики семьи при РГПУ имени А.И. Герцена он делится своим опытом и знаниями.

Английский без репетитора

Психофизиолог центра «Логопрогноз» Виктория Ефимова указывает: большинство педагогов полагают, что малыш должен сначала овладеть родным языком, а только потом изучать иностранные. Чаще всего в семьях, где родители говорят на одном языке (то есть ребенок не растет в двуязычной среде), именно так и происходит. Поэтому логопеды советуют: если у ребенка в раннем возрасте имеются серьезные проблемы с речью, не стоит его еще и занятиями иностранным языком перегружать — одному языку освоиться сложно, зачем добавлять путаницы?

В своей работе мне часто встречается интересная особенность: дети с речевыми трудностями иногда легче усваивают и повторяют английские слова, не занимаясь этим специально. Что этому может быть причиной?

Бесплатное получение медицинской помощи в выбранной вами клинике: руководство от страховых компаний
Мы постигаем информацию не только слухом.

Речевое развитие тесно связано с улучшением способности мозга обрабатывать звуковую информацию. Как говорит Виктория Ефимова, ухо лишь регистрирует звуки, а мозг уже интерпретирует их и создает то, что мы называем слушанием.

Чтобы понять, почему у некоторых детей лучше получается усваивать английский, чем родной русский, необходимо изучить особенности развития слухового восприятия.

Доктор психологических наук поясняет: ребенок начинает воспринимать звуки еще в утробе матери примерно начиная с двадцатой недели беременности. Из-за окружающего его во время развития жидкой среды наилучшим образом слышен голос мамы через костную проводимость звука. Даже не родившись, малыш привыкает к интонациям и ритму речи, на котором говорит мама.

Вскоре после появления на свет младенцы демонстрируют более сильную реакцию на звучание родного языка по сравнению с иноязычными фразами.

До девяти месяцев все младенцы обладают уникальной способностью различать звуки любых языков, поясняет Виктория Ефимова. После достижения этого возраста обычный ребенок утрачивает эту способность и начинает специализироваться на услышанном им основном языке.

Примерно через год здоровый ребенок с полноценным развитием нервной системы говорит свои первые слова на родном языке, а к двум годам в его речи возникают простые предложения. Иногда же могут наблюдаться отклонения от нормы.

По словам психофизиолога, все больше малышей проявляют сниженную реакцию на имя и голос матери, а в возрасте 4-5 лет некоторые вообще не говорят. Такое поведение, вероятно, вызвано нарушениями слухового восприятия, которые могли возникнуть даже до рождения.

«Не думай» — так можно сказать себе, чтобы быстрее заснуть. Есть ещё четыре простого и действенного метода засыпания .

Мальчики и девочки, не владеющие родным русским языком, но вдруг демонстрирующие чудеса в английском – запоминая слова и песенки – возможно, имели проблемы со слухом еще до рождения. Объяснение может быть связано с особенностями частотного состава английского языка.

Виктория Ефимова отмечает различие во количестве звуков низкой и высокой частоты в разных языках. По ее словам, немецкий – язык преимущественно низкочастотных звуков, а английский – высокочастотный. Русский же обладает самым широким диапазоном частот среди европейских языков. Это делает его красивым, но и сложным для изучения.

Если у ребёнка слуховая система недостаточно развита (как мы помним, это касается работы мозга), то она может не справляться с обработкой звуков всех частот. По этой причине ребёнку может быть легче понимать на слух не родной язык, а английский, где преобладают высокие частоты.

Психофизиолог отмечает, что результаты диагностики с применением медицинских приборов показывают, у многих детей с речевыми нарушениями отсутствуют целые группы частот. Это свидетельствует о том, что ребенок неточно воспринимает некоторые звуки и затрудняется их различать.
Такие выводы подразумевают, что развитие речи некоторых детей может протекать необычно. Например, некоторые дети осваивают родной язык через изучение иностранного.

В связи с этим универсальных рекомендаций о времени и методах изучения иностранных языков для всех детей дать невозможно.

Виктория Ефимова подчеркивает важность учета этих особенностей логопедами. По ее словам, существуют приборы, способные определить уровень зрелости слуховой системы. В случае речевых нарушений у ребенка такая диагностика может быть полезна.

Ранее психофизиолог рассказала о причинах задержки развития у современных детей: позднего начала ходьбы, речи, письма и чтения по сравнению с предыдущими поколениями. По ее словам, это часто связано с пропуском взрослыми важных этапов в жизни ребенка — сенситивных периодов или временных окон для развития. Вместо того, чтобы предоставлять ребенку возможность учиться самостоятельно (например, брать вилку и ложку), родители кормят его из баночек, сажают в коляску вместо прогулок пешком, а усыпляет гаджетами, которые отвлекают малыша.