Я знаком с Катей с момента ее обучения в Школе-студии МХАТ, где она проявила себя как очень талантливая студентка. Ее профессиональный путь развивался быстро и успешно, что, безусловно, является актерским благополучием. Катя счастлива и в личной жизни. Ее муж – талантливый актер Илья Любимов, и у них двое прекрасных детей. В целом, это полная гармония во всех сферах жизни!

Фото: Дарья ОрловаНа Екатерине: Серьги Pasquale Bruni

Катя, вы начали свою карьеру в качестве театральной актрисы. Я прекрасно помню спектакль «С любимыми не расставайтесь» в Московском Художественном театре, где вы исполнили главную роль в дуэте с Антоном Шагиным. Это было очень красиво, прекрасно, пронзительно и трагично. Но вы довольно скоро покинули сцену. Что послужило причиной?

Я не начинала свою карьеру с театральной сцены. Я получила образование по специальности «актриса театра и кино», и в рамках учебного процесса мы ставили спектакли. Сначала я окончила обучение в Нижнем Новгороде, где также имела небольшой опыт работы.

Училище, да?

Я поступил в Нижегородское театральное училище, затем продолжил обучение в Школе-студии МХАТ. Виктор Анатольевич Рыжаков руководил постановкой спектакля «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. По моему мнению, спектакль удался, и мы продолжали его показывать на Новой сцене МХТ имени Чехова даже после завершения обучения.

А тебя не захватил театр?

Жизнь — непростое явление, ведь как раз в период, когда я очень хотела посещать театр (и возраст позволял это делать), я была более открыта для доверия и веры, не испытывала такой циничности, как сейчас…

…это шутка, да?

Жизненный опыт формирует у нас определенные механизмы самосохранения, что приводит к снижению доверия.

И всё же, когда ты утверждаешь, что являешься циничной, в этом присутствует некая доля самоиронии?

Я думаю, что обладаю такими качествами, как ирония и самоирония. Они порой оказываются полезными. Но давайте вернемся к театру. В тот период, когда я очень хотела попасть туда, меня туда не приняли. Всё объясняется предельно просто.

Табаков тебя не взял?

Возможно, именно Олег Павлович или другой ответственный сотрудник принимал решения. Вероятно, именно он. Похоже, что сложились обстоятельства, которые привели к такому исходу.

Больше к театру ты вообще не возвращалась?

Я действительно испытала огорчение, когда мои надежды не оправдались, ведь все указывало на то, что меня примут в театр. Я участвовала в репетициях нескольких новых постановок в Художественном театре, но они по неизвестным мне причинам не были показаны зрителю – я была «маленькой», не принимала решений и не была особо осведомлена о произошедшем. Я была абсолютно уверена, что меня ждет место в МХТ. Однако в театр я не попала. Причины этого теперь лишь предмет догадок. Но в моей жизни появилось кино. Оно меня спасло. И уже после того, как я получила роли в заметных и значимых фильмах, в театр стали приглашать, в том числе и в Московский Художественный.

Отсюда поподробнее.

У меня уже была высокая загруженность, и я откровенно заявила, что не хочу никого разочаровать: сейчас согласиться на участие, а затем не иметь возможности выделить время для подготовки и вести себя неподобающе. Если ты что-то обещал, необходимо иметь возможность это выполнить.

Я полагаю, причина в ином. Твой интерес к театру, вероятно, угас, хотя всегда есть возможность совмещать его с другими занятиями, ведь так поступают и другие актеры.

Я оставила за собой эту возможность, полагая, что она остается открытой. Выразила готовность вернуться, если почувствую облегчение и появится желание».

Полегче не становится?

Пока что нет желания. Я понимаю, что в театр нужно ходить, когда без него уже не представляешь жизни. В принципе, почти любая профессия, в особенности творческая, подразумевает, что человек занимается ею, потому что не может иначе.

Илья Любимов, ваш муж, испытывает глубокую привязанность к театру, где он работает — «Мастерская Петра Фоменко». Он исполняет замечательные роли и успешно сочетает их с работой в кино.

Ильюше посчастливилось познакомиться с Петром Наумовичем.

Своего Мастера.

Он встретил человека, обладающего гениальным талантом, и я не сомневаюсь в этом. Уверена, что никто не сможет оспорить это утверждение. Он встретил гения, за которым, казалось, следовало идти. Я осознаю, что в моей жизни такой гений пока не встречался, по крайней мере, на данный момент. А вот идти на то, чтобы просто где-то числиться, чтобы в трудовой книжке была отметка о работе, играть спектакли, которые не вызывают отклика и не близки, работать с человеком, которому ты не доверяешь и не готов на все ради него, я не вижу в этом смысла. Обманывать кого-то или стремиться к тому, что считается престижным, или из-за опасений, что может не оказаться работы в кино, и получать за это какую-то денежную компенсацию, — на такие компромиссы я пока не готова.

Я понимаю тебя, Катя. Твой дебют в кино был весьма впечатляющим: участие в двух картинах режиссера Валерия Тодоровского. Известно, что многие актеры отмечают, что Тодоровский, как правило, не приглашает кого-либо повторно на съемки. Тебе это известно?

Об этом упоминают, но, скажем, талантливая актриса Ирина Розанова неоднократно сотрудничала с Валерием. Очень часто!

И прекрасная артистка Екатерина Вилкова.

Нам тогда сопутствовала удача. И мне, и Максиму Матвееву, и Антону Шагину.

Твоим однокурсникам.

Валера очень тщательно готовился к работе над фильмом «Стиляг», потратив на это почти десятилетие. Ещё не успев представить готовую картину, он получил сценарий фильма «Тиски» и сразу проявил желание его реализовать. Мы благодарны ему за то, что он решил сделать это с нашим участием.

С теми же актерами, которых он ранее отобрал для работы над фильмом «Стиляги».

Если в театре мне не посчастливилось встретить выдающегося мастера, то в кино у меня были прекрасные наставники. Если говорить о тех уроках, которые я получила (если я вообще чему-то научилась в своей профессии), то это заслуга преподавателей Нижегородского театрального училища и Школы-студии МХАТ. Там были определенные этапы развития, но наиболее значимая и плодотворная работа для меня связана с кино и удивительными режиссерами, замечательными партнерами. Забавно, но сейчас я осознаю, что мир претерпевает изменения, и кинопроизводство тоже трансформируется, однако я остаюсь верна тому месту, где начинала свой путь.

Планку, ты имеешь в виду?

Не уровень требований, а сам ход работы. В первую очередь — режиссёров. Режиссёр на съёмочной площадке всегда занимает ведущую позицию. Если возникают трудности, ответственность за них, по моему мнению, также лежит на режиссёре.

Не ты сама?

Я сама себя всегда заклюю. (Смеется.) Я говорю не о продюсерах, которых в современных фильмах насчитывается порой десятки, а порой и сотни человек, а о режиссере. Именно он несет ответственность за весь проект и является его главным творцом. Это похоже на устройство семьи: главенствующую роль играет отец, а не родственники со стороны. Для меня продюсеры – это своего рода члены семьи, но ключевую роль по-прежнему выполняет режиссер.

В настоящее время кинематографические продюсеры играют ключевую роль и оказывают значительное влияние на процесс создания фильмов.

В настоящее время ситуация претерпела значительные изменения: режиссер зачастую становится лишь частью сложной творческой системы и не несет такой же большой ответственности за конечный результат, который мы стремимся создать.

Ты говоришь, твои мастера — это…?

Мне посчастливилось работать с прекрасными режиссёрами: Валерий Пендраковский, Валерий Тодоровский, Михаил Шевчук, Тимур Бекмамбетов, Дуня Смирнова!

Я исполнила роль Одинцовой в сериале «Отцы и дети» по роману Тургенева, снятом Смирновой — это было замечательно!

Я играла Фенечку.

Прости, но я воплощала образ Фенечки! Фенечка – девушка застенчивая и робкая, а я, глядя на тебя, вижу абсолютную Анну Одинцову. Ты сильная и независимая, умная и красивая.

Годы идут, Вадик! Всё меняется, и сейчас появилась возможность переснять материал. ( Смеется.) Попробуем найти подходящую Фенечку, а сами перейдем к другим задачам. Сейчас я опасаюсь кого-нибудь упустить из виду, ведь у меня действительно были замечательные режиссеры. Дима Месхиев. Недавно мы с тобой присутствовали на фестивале «Новый сезон» в Сочи, где оба смотрели фильм Дмитрия Дмитриевича Месхиева «Царь ночи».

Это детективная история, действие которой разворачивается в начале XX века, и она отличается масштабностью и насыщенными, яркими цветами.

С первых же титров, когда я просматривала список фамилий, меня перенесло в мою молодость. Все эти люди, команда Месхиева, – я, если честно, у них обучалась. Художник по костюмам, художники-гримеры и оператор – все они мне знакомы. Я искренне улыбнулась и ощутила радость.

Мне особенно нравится игра Екатерины Вилковой в сериале «Гостиница “Россия”».

Режиссер Серёжа Сенцов.

Созданный образ и его значимость поражают. Поверхностно кажется, что это документальная история, зарисовка из быта, повествующая о событиях давних лет в гостинице «Россия», о пожаре. Однако, в результате, достигаются невероятные трагические масштабы!..

Спасибо, Вадим. Там был замечательный сценарий. Сформировалась очень слаженная и профессиональная команда, был отличный кастинг. Я стала замечать, что для создания качественного кино, даже при наличии хорошего продюсера, режиссера, актеров и сценария, иногда требуется нечто большее, чтобы «волшебным порошочком» всё это присыпали. ( Улыбается.) Невозможно повлиять на это. Зачастую возникают ситуации, когда дела идут не так, как планировалось – ведь редко когда всё проходит идеально.

И, наверное, не должно быть.

Постоянно возникают финансовые трудности, погодные условия создают препятствия, кто-то болеет, сценарий нуждается в доработке, но некоторые картины словно покрываются этим «волшебным порошком» — и успех не заставляет себя ждать. Именно так, по-моему, произошло с «Гостиницей “Россия”». Мы снимали, мы стремились к честности, но результат получился… Знаешь, иногда ты надеешься на хороший результат, а получаешь нечто менее удачное — и это вызывает разочарование. А когда мы работали над этим проектом, то предполагали, что он будет «так, неплох», с лёгкой иронией в голосе, а в итоге получилось замечательно. И это сложно объяснить. Я нашла объяснение в виде этой «волшебной специи», которой посыпают блюдо, и оно «оживает».

Впечатляет. Вы постоянно заняты, непрерывно совершенствуете свои навыки. Просматривая ваш фильмографический список, видно, что вы создаете несколько фильмов в год.

Мы возвращаемся к началу: у меня отсутствует театр и систематические занятия подобного рода, нет этого «спортзала» — как некоторые воспринимают театр, который не позволяет тебе быть равнодушным, а физическим мышцам – ослабевать. Мышцам и в буквальном смысле, и мышцам твоей души, твоего разума – в целом, всему твоему организму. Поскольку у меня нет театра, я работаю в кино. Мне представляется, что человек в принципе должен трудиться. Мы, кажется, уже обсуждали это с тобой.

А ты жадная до работы? Не отказываешься от предложений?

Я отказываюсь от проектов, если не имею возможности их выполнить по определенным причинам. Однако я обычно не берусь за большое количество работ одновременно, даже две картины параллельно зачастую кажутся мне слишком сложными. Но иногда обстоятельства складываются таким образом, что интересны обе истории. Кажется, что графики съемок можно будет распределить, но что-то идет не так, одна картина начинает накладываться на другую, и приходится их совмещать.

Какие съемки в кинопроекте стали для тебя, как для актрисы, мощным стимулом – возможно, даже настоящим испытанием, чтобы поддерживать творческую искру?

Я не уверен насчет приглашений… Однако, мы с Аней Пармас создали две картины, одна из них – «Дорогой родственник» – уже вышла. Вторую картину мы снимали этим летом. Не знаю, уместно ли сейчас говорить о ней, но это было очень приятно. Это было увлекательно. Можно ли это назвать допингом? Это были, безусловно, прекрасные эмоции, потрясающая энергия, которая вдохновляет на дальнейшую работу. Полагаю, Аня Пармас обладает определенной энергетикой, которая мне импонирует.

Совпадает с твоей энергетикой.

Сценарий неизменно увлекателен и захватывающий. С Аней всегда работает прекрасная команда, она подбирает талантливых актеров, и вы также черпаете вдохновение от их работы, играете и экспериментируете на съемочной площадке. Потрясающий процесс!

Иногда случались моменты, когда агент не предлагал никаких вариантов, наступала пауза, воцарялась тишина? Я понимаю, что у вас двое детей и вы всегда можете найти чем заняться помимо съемок, но все же.

Мне всегда хватает дел. Однако, когда я говорю о тишине, я не имею в виду отсутствие предложений или активности агентства — они есть. Даже при большой занятости можно ощутить тишину…

Пробы, ты имеешь в виду?

Посещение прослушиваний – обычное дело, и кажется, что их было очень много. Иногда забываются названия проектов, в которых участвовала, и эти воспоминания угасают. Я не докучаю агенту с вопросами после прослушиваний, не звоню, чтобы узнать о результатах, потому что уверена: если потребуется, меня обязательно проинформируют. Если же ответа нет, значит, по какой-то причине я не подошла. Бывают периоды, когда проходят дни за днями, а новостей нет. Некоторые проекты отменяются, в других меня не выбирают, а что-то откладывается на неопределенный срок.

Паника возникает внутри?

Я бы не назвала это паникой. Вы, возможно, немного обеспокоены, но я не испытываю беспокойства о том, что останусь без работы. Я уверена, что если одна возможность исчезнет, я найду другие.

То есть?

Я могу пойти на уступки в отношении некоторых аспектов творческой работы, даже если это противоречит моим принципам.

А зачем?

Поскольку мне необходимо работать. И дело не только в желании заработать или постоянно быть в центре внимания. Подчеркиваю, я должна работать. Я должна осознавать, что мое тело еще способно двигаться, я могу произносить текст, запоминать его, я могу совершенствоваться. Не имеет значения, претендует ли картина на награды или это какой-то рядовой сериал или короткометражный проект выходного дня, главное – качественно выполнять свою работу. Практиковаться можно на любой истории. Разумеется, я не берусь за работу из-за жажды наживы – это совершенно не про меня. Я просто привыкла работать. Знаешь, иногда смотришь какие-то фильмы, и вдруг там рассказывается история взрослого человека, который работал, работал, работал, а потом перестал, ослабел – и ушел из жизни. У меня в голове возникают подобные картины. Мне необходимо работать, нужно собираться с силами, задействовать свой интеллект, что-то изобретать. Неважно, какой это проект: тот, от которого я испытываю восторг, или тот, который мне не совсем нравится – все равно нужно выйти на работу, делать все, что в твоих силах.

Доказывай.

«Доказывай» кому?

Себе. Или уже нет необходимости что-либо доказывать самому себе?

Мне не нужно никому доказывать свою правоту, ни себе, ни окружающим. Люди всегда будут придерживаться собственных убеждений. Как бы ты ни старалась донести до них свою позицию, показать, что ты способна на многое, — Вадик, для большинства из них это не имеет значения, кроме твоих близких людей. Они любят тебя, и им не требуется никаких подтверждений. Это скорее какое-то внутреннее состояние, которое проявляется и физически. Иногда бывает так, что на изначально незначительной истории ты получаешь неожиданно большой отклик. Даже чему-то учишься. Ты внезапно встречаешь людей, которые могут поделиться с тобой своим опытом, которые тебе интересны, с которыми ты впоследствии продолжаешь поддерживать дружеские отношения. Тебе могло показаться, что это не имеет особого значения, ты как будто поступаешься своими принципами, но это оказывается важным аспектом твоей жизни, не столько благодаря созданному продукту, сколько благодаря самому процессу.

Разумеется, предпочтительнее участвовать в съемках фильмов, отличающихся значимостью и высоким качеством.

Я бы сейчас поспорила с тобой, что предпочтительнее участвовать в создании значимых кинолент. Однако, необходимо работать, и это может быть любая работа. Электрик, например, сталкивается с панелью управления в роскошном особняке и в стандартном жилом доме. В обоих случаях требуется выполнить работу на высоком уровне, по крайней мере, приложить к этому усилия.

Я понимаю твою точку зрения, Катюша. Мой брат Игорь рассказывал мне, что вы недавно вместе работали над фильмом молодого режиссера Ирины Боровской под названием «Ритмы мечты». В этом фильме также снимался Витя Хориняк, а главными персонажами стали дети. Игорь отметил, что на съемочной площадке царила очень интересная творческая атмосфера.

«Ритмы мечты» – картина, безусловно, прекрасная. По моему мнению, нам удалось создать удачный образ. Мы могли бы поэкспериментировать, попробовать новые подходы. Хотя, возможно, зритель даже не заметит этих изменений.

Что ты имеешь в виду?

У моей героини непростой, довольно жесткий характер. Она – мать, испытывающая трудности в отношениях с сыном, в частности, в плане эмоциональной близости и внимания к ребенку. Она много работает и не всегда может уделить достаточно времени своему дитяти. Мне было интересно начать историю с женщины, обладающей суровым, бескомпромиссным и категоричным характером, чтобы затем, под воздействием каких-то обстоятельств, ее «кожура» спала… что именно произойдет, зрители увидят в фильме. Защитная броня и непробиваемый характер позволяют мне раскрыть ее жесткость и категоричность.

Неужели все, о чем ты сейчас говоришь, кардинально отличается от твоих взаимоотношений с сыном и дочкой?

Это не является полной противоположностью, но, можно сказать, что моим детям не всегда везло с матерью ( Улыбается.), но другой у них не будет.

Пожалуйста, расшифруй.

Мои дети отличаются независимостью. Я не вмешиваюсь в их жизнь и избегаю навязывания и контроля.

А сколько им лет?

Не так много: 11 лет сыну и 13 — дочери.

Такой переходный возраст.

Похоже, да. Вероятно, в мои юные годы и в твои те дети были бы уже достаточно взрослые. Взрослые и ответственные, поскольку мы с тобой взрослели в немного иные времена. Сейчас, оглядываясь вокруг, я осознаю, что одиннадцать лет — это практически младенчество. Судя по тому, как сейчас устроен их мир. А у меня выросли не просто дети, а очень самостоятельные личности, способные брать на себя ответственность, по крайней мере, в тех областях, которые их касаются. Я ни разу не проверяла уроки у своего сына.

За все годы?

За все годы.

А у дочери?

Я немного подшучивала над ней в первом классе, и теперь понимаю, что, вероятно, поступила неверно, хотя и не могла иначе.

Почему ошибка?

Мне казалось, что я слишком сильно давила на нее, как в плане контроля, так и из-за того, что она не все понимала. Я пыталась проводить с ней занятия, полагая, что моя задача – просто научить ее выполнять домашние задания. Возможно, сейчас это и приносит свои результаты. Нельзя утверждать, что мои действия были ошибочными. Происшедшее уже не изменить. Я не сожалею об этом, конечно. Что касается сына, то я осознала, что он сам несет ответственность за происходящее. Когда он проявляет лень и невнимательность, когда я вижу не самые лучшие оценки, — хотя я даже не просматриваю его дневник…

А где же ты всё это видишь?

Муж делится со мной некоторыми моментами, просматривая мой дневник раз в неделю, а о других я узнаю от сына напрямую. У меня сложилось такое восприятие этих электронных журналов, будто я нарушаю личное пространство — ведь можно просто спросить, это же ваш ребенок. Поговорите с ним, поинтересуйтесь, как у него дела, сколько у него плохих оценок и тому подобное.

Он говорит, сколько двоек?

Аккуратненько говорит.

Ты не ругаешь?

Оба они, без сомнения, искренние. Я говорю: «Петруша, тебе необходимо собраться. Это не решит всех твоих проблем, но, тем не менее, прояви хоть немного уважения к преподавателям, которые ведут занятия».

А ты на школьные собрания ходишь?

Нет.

И Илья не ходит?

Нет. Нас информируют, до нас доходит важная информация. Я, честно говоря, не припомню, чтобы мои родители посещали школьные собрания. Только в начальной школе, если… Не то чтобы я перенимаю манеру поведения родителей, но раньше не возникало ситуации, когда нам нужно было посещать школу. У меня в классе учатся ответственные дети, они не заставляют родителей переживать, спешить и разбираться с какими-то проблемами.

У тебя был подобный опыт, ты тоже взрослела без посторонней помощи?

Как же тогда все развивались? Все были независимыми. Однако, некоторым сопутствовал успех, у кого-то даже в те времена были определенные помощники, бабушки и дедушки. Мне не повезло иметь бабушку или дедушку рядом, и, возможно, это к лучшему. Ты идешь в школу, возвращаешься из школы, готовишь себе еду. Мой сын отлично готовит. Я внезапно осознала, что ребенку, мальчику в 11 лет, моя мама, его бабушка, подарила на день рождения аэрогриль, что вызвало у него большую радость, и теперь он готовит в нем еду для себя, для меня, для сестры, для всей семьи.

Потрясающе! А дочка готовит?

Нет. (Улыбается.) Она была старше его, но он проявлял к ней внимание. Это произошло спонтанно, без каких-либо внешних факторов.

Почему ты утверждаешь, что твоим детям не повезло с матерью? В чем, по-твоему, заключается эта нехватка удачи, я не понимаю.

В последнее время мне нередко встречается такая практика: родители внимательно следят за жизнью своих детей, осведомлены о всех их делах, сопровождают их на различные мероприятия, посещают школьные собрания, сообщают о домашних заданиях и проверяют электронные дневники — я, как я уже говорил, не прибегаю к подобным методам. Возможно, я поступаю неверно. Однозначного решения в этом вопросе не существует, и меня успокаивает лишь мысль о том, что не существует единого, универсального способа жизни, воспитания детей и действий в конкретных ситуациях.

Катя, скажи, проявляют ли дети интерес к творческой деятельности? Ведь мама и папа – актеры, и оба добились значительных успехов в этой сфере. Посещают ли дети театральные студии? Есть ли у них какое-либо отношение к вашей профессии?

Я не думаю, что они способны на что-то вроде: «О, мои родители — известные». В последнее время я заметила, что они проявляют к нам особую любовь и открыто демонстрируют это.

А раньше не было такого?

Ранее они не всегда могли выразить свои мысли, а теперь научились это делать и проявлять свои чувства. Мы все находимся в процессе обучения. Я вспоминаю такие периоды… Нет, я, конечно, знала, что они любят нас, нуждаются в отце, в бабушке, в дедушке, но иногда, подобно тому, как учатся ходить, а затем бегать, им нужно было познакомиться с определенными чувствами, проработать их внутри себя, научиться с ними справляться и находить способы их выражения. Мне представляется важным выражать свои чувства. Разнообразные. Любовь, в том числе. И можно выразить ненависть, и раздражение. Не держать в себе, не накапливать, но и не думать только о том, чтобы выплескивать все наружу. Нет, есть вещи, которые стоит сохранить внутри себя.

Здравствуйте. А как вы думаете, детям действительно не свойственны творческие наклонности или просто пока не проявились эти качества?

Они совершенно непохожи, но их сын с огромным энтузиазмом относится ко всему, что предлагает жизнь. Это действительно разные характеры. Он любит бегать, прыгать, готовить, играть, спать, баловаться, грустить – он находит удовольствие во всем. Его эмоции очень насыщенные. Дочь несколько отличается. Но иногда я вижу, что младший ребенок помогает старшей сестре открывать для себя некоторые аспекты жизни, учит ее любить жизнь. И это происходит не намеренно.

И дочь, кажется, немного напоминает персонажа Тургенева: она склонна к раздумьям и романтична?

Павел – не романтичный и не склонный к задумчивости. Он замкнут, более сдержан, порой ему свойственно грустить, и в нем присутствует некоторая тревожность. Вместе с тем, он воспитывает в брате чувство ответственности. Оба они – «самоучки». Родители, безусловно, необходимы, но порой складывается впечатление, что им достаточно только друг друга. Эта пара: если убрать одного из них, всё может разрушиться.

Похоже, сын унажил от тебя характер: ты отличаешься яркостью, темпераментностью и открытостью.

Я убеждена, что это я. Я точно знаю, что люблю жизнь, что обладаю определенным чувством юмора. Илюша, разумеется, полагает, что жизнелюбие и чувство юмора – его собственные качества. (Смеется.)

По моему мнению, Илья кажется более спокойным и сдержанным.

Мне кажется, здесь присутствует сочетание разных факторов. Жизнь устроена так, что характер ребенка меняется: сегодня он один, а завтра – немного другой. Мы создали что-то интересное, получилось замечательно.

Разговаривая с тобой, я замечаю, что твоя улыбка по-настоящему располагает к себе. Мне кажется, это в тебе заложено. Катя, мне бы хотелось чаще видеть тебя в комедийных ролях.

Комедия — это непростое искусство. Многие ошибочно полагают, что создание комедийных произведений – легкая задача. На самом деле это далеко не так. Гораздо проще вызвать сочувствие или изображать серьезность. Смешить – задача сложная, требующая значительных усилий. Я часто испытываю раздражение, когда режиссеры и актеры считают, что создание комедии – это легкий процесс. В итоге, юмора в таких работах не получается.

Но ты же снимаешься в комедиях?

Я участвую в съемках, но мне кажется, что у меня не очень хорошо это получается. Я просто вижу, как некоторые артисты делают это впечатляюще, и, конечно, мне хочется добиться такого же результата. Иногда я даже вдохновляюсь ими и пытаюсь соответствовать, но я отличаюсь от них, мне требуются иные способы самовыражения. Я довольно часто снимаюсь в комедийных сюжетах и прошу режиссера тщательно отбирать мои сцены и, при необходимости, смягчать мою игру, потому что я быстро увлекаясь, начинаю действовать спонтанно. Кажется, что я справляюсь с этим не хуже, чем Анька Михалкова. Но нет, поскольку Анька Михалкова — это другая личность. Ты, Катька Вилкова, не похожа на Аньку Михалкову! Я прошу о контроле, потому что меня захлестывает, как лавину. Так что, друзья, перестаньте полагать, что комедия — это легко!

Тебе это необходимо осознавать. И, несмотря на юный возраст, опыт играет важную роль, ведь ты начинающая актриса.

Мне всего семнадцать с половиной лет, я родила раньше срока. ( Улыбается.)

А ты про себя говоришь так, будто ты уже перевалило за…

Подобное поведение позволяет высмеивать ситуацию, подшучивать над ней. Кроме того, это своего рода подготовка, своеобразная тренировка, чтобы не бояться, когда наступит этот момент.

Какой?

99 лет!

Неужели ты сейчас думаешь про свои 99 лет?

Вадику и не заметить, как наступит столетний юбилей, а он уже в раздумьях, какой наряд выбрать.

Я думаю, что выбор наряда всегда остается за тобой, ведь ты очень стильная девушка.

А в 99 вдруг будет иначе? (Смеется.) Я схожу с ума. Наверное, вырасту на голове какой-нибудь кандибобер…

Желтая юбка.

Перья! Стразы! Мишура! Всё это в такт музыке. Ну а когда, если не в 99?!

Я понял, это именно то, что требуется от меня. Есть прекрасная пьеса — «Визит старой дамы» Дюрренматта.

Пришло время начинать исполнять роли комических старушек.

Создание комедийных образов пожилых женщин представляет собой более тонкую задачу.

Сложный, да.

Вы работаете с Ильёй над проектами? У вас есть совместные работы?

Мне могут предложить различные варианты, однако я не заинтересован в сотрудничестве с Ильёй.

Почему? С мужем плохо работать, да?

Я с ним хорошо знаком, он тоже меня знает. Зачем мне что-то притворять?

Лиза Боярская делилась со мной, что испытывала огромное счастье, работая с Максимом Матвеевым в «Анне Карениной», воплощая на сцене образы Анны и Вронского.

Наблюдая за Лизой и Максимом, я часто задаюсь вопросом, как им это удается. Им комфортно – это замечательно. Мне – нет, и это тоже хорошо. Все мы отличаемся друг от друга.

Илье тоже некомфортно?

Илюша утверждает, что ему в целом хорошо, однако, учитывая мой дискомфорт, он соглашается и говорит: «Давайте не будем». Он старается сделать всё возможное для моего комфорта и счастья.

Как хорошо.

Я счастлива! Мне невероятно повезло! Да, он, конечно, живет с ангелом, что тут говорить. Но, ты знаешь, за последние пятнадцать лет, что мы вместе, около восьмидесяти процентов моего мировоззрения и то, какая я сейчас, – это заслуга Илюшина. Он не делал это намеренно, не старался, а просто любил меня так, что я смогла развиться и стать тем человеком, которым являюсь сейчас. Ангелом. ( Улыбается.)

Любил и любит.

Конечно. С каждым днем всё сильнее.

Кать, у нас не так много возможностей для общения, ведь мы оба очень заняты. Но сейчас, когда мы разговариваем, я не могу сдержать улыбку, ведь ты даришь мне свою позитивную энергию.

У тебя действительно замечательная улыбка! Это, кажется, передалось по наследству.

И у тебя красивая тоже.

Мы, люди-улыбки, друг друга чувствуем.

Похоже, у нас с тобой одна группа крови. Я искренне рад, что в твоей жизни события развиваются таким образом: всё происходит динамично, легко и светло, при этом глубоко, если судить по ролям, которые ты выполняешь.

Я понимаю, что ситуация развивается разнообразно, но я довольна тем, что всё складывается именно таким образом. Возникает ли желание что-то изменить? Нет, поскольку всё происходит именно так, как это сейчас полезно для меня, как мне необходимо. Хотя я могу сама этого не замечать.

И пусть так будет всегда!

Давайте сохранять позитивный настрой и не терять рассудок. Если же рассудок покинул, то стоит сразу же перевоплотиться в жизнерадостных чудаков.

Было бы предпочтительнее, чтобы этого не случилось.

Нам-то внутри будет хорошо. За мучения же придется отвечать окружающим. Это тоже замечательный обман. ( Улыбается.)

Катюша, благодарю тебя за наш разговор и желаю интересных проектов. Ты постоянно говоришь о «работе», но мне не по душе это слово, когда речь заходит о творчестве.

Это своего рода обозначение. Вы используете его, и собеседник сразу же осознает, о чем идет речь.

Лучше — «любимое дело».

Да, я согласен. Меня не вызывает негативных эмоций слово «работа», поскольку я не ассоциирую его с изнурительным трудом, хотя, возможно, так и бывает.

Пожалуйста, не беспокойся о моей работе, дорогая Катя!

И тебе того же желаю, Вадим!

Фото І Дарья Орлова
Стиль І Александра Шуляк
Макияж І Владимир Калинчев
Прически І Катерина Князева
Продюсер І Дария Вавакина
Локация І студия VOX