Наталия Преслер — психолог и психотерапевт, занимающийся консультированием в интернете. В своем блоге в Instagram она делится советами по воспитанию и развитию детей.
Особенности детского мышления
Детское мышление отличается эгоцентризмом. Ребенок воспринимает мир как вращающийся вокруг него.
Вначале его мир ограничен: кроватка, мама и её грудь. По мере роста мир расширяется, становится более обширным и разнообразным. Ребенок начинает устанавливать связи, делать выводы, формируется его логика. Он узнает о существовании других планет, что Земля вращается вокруг Солнца, а то даже наше Солнце — лишь крошечная частица Вселенной.
Пока этого не происходит, мир ребенка мал, и он является его центром. Например, если кто-то скажет «Идите направо», вам важно уточнить — относительно него или вас. Ребенок же понятия не имеет о такой разнице — есть только «направо» с его точки зрения.
Мышление дошкольника интуитивно. Он не обладает научными представлениями о мире и явлениях, опираясь на собственные наблюдения и выводы. Не понимая сути вещей, ребенок может ошибаться.
Замечательный эксперимент можно провести со стаканами: узкий высокий и широкий низкий. Налейте одинаковое количество воды из мерной емкости, чтобы ребёнок это видел. Спросите, где больше воды? Ребенок скорее всего укажет на стакан с более высоким уровнем воды, игнорируя правильное рассуждение о том же объёме. Не потому что он глупый, а потому что его логика еще не сформирована.
Функция отца
В первые месяцы после рождения ребенка мужчина может испытывать путаницу относительно своей роли. Жена в это время полностью посвящена малышу: кормление, укладывание и уход – все в ее руках. Ребенок зависим от нее и не демонстрирует потребности во встречном внимании. Это может вызвать чувство бесполезности у отца.
Так же важно понимать, что для ребенка отец выполняет важную функцию даже на ранних этапах. Он служит подспорьем матери: в случае ее усталости или болезни он берет на себя заботу и любовь к ребенку. Одновременно отец обеспечивает безопасность и опору, которая необходима для формирования крепкой связи между матерью и ребенком. Матери важно ощущать себя защищенной, чтобы целиком отдаться младенцу, создать с ним неразрывную связь, показать безусловную любовь и принятие. Именно мужчина берет на себя ответственность за создание безопасной среды для этой важной стадии развития.
После полугода и особенно к трем годам роль отца меняется кардинально: ему необходимо помочь ребенку отделиться от матери и открыть для себя мир. От отца зависит формирование умения ребенка строить отношения с другими людьми, а также его самоощущение.
Гиперопека бабушек
Гиперопека часто ассоциируется с бабушками, которые могут позволить себе больше любви, безответственности и баловства по сравнению с родителями. Если родители считают, что бабушка плохо влияет на ребенка, это может свидетельствовать о том, что они неосознанно возложили ответственность за воспитание на старшее поколение. Желание контролировать общение других людей с ребенком также указывает на гиперопеку.
Редкая помощь бабушки, например, подстраховка на горке или застегивание курточки, не повлияет на самооценку ребенка. Но бывают случаи излишней опеки, которые вызывают семейные конфликты.
Часто чрезмерная забота бабушек связана с отношениями между старшим поколением и детьми. Молодые родители, возможно, сами все еще находятся в роли детей, что провоцирует соответствующее отношение родителей к ним и их детям.
Для уменьшения споров необходимо укреплять семью и обретать независимость.
Советы родителям
Как справиться с нытьем?
Какие методы можно использовать для уменьшения жалоб?
Чтобы действительно услышать ребенка, нужно быть полностью с ним, без отвлекающих факторов: отключить телефон, телевизор, оставить в стороне дела и уделить ему своё полное внимание.
Помогите малышам учиться и совершенствовать свои умения.
Их могут беспокоить неудачи в учении.
Поощряйте ребенка говорить тихонько и спокойно. Когда ему это удаётся, скажите ему, например: «Приятно слушать тебя, когда говоришь так мягко. Так мне легче понимать, о чём ты думаешь».
Если обычные методы бесполезны, возможно, плач ребенка указывает на настоящее расстройство и беспокойство, вызванное чем-то конкретным.
Попробуйте помочь им осознать ситуацию, сказав: «Ты будто сильно утомился», «Это печально», «Очень жаль, что так сложилось…» Эти слова могут утешить.
Если выражать чувства словами не получается, скажите: «Хотите, чтобы я вас обнял?».
Необходимо вовлекать детей в свои дела и обсуждать серьёзные вопросы.
Помните: жалобы — это не каприз, а способ пережить сложные эмоции. Ребенку может быть просто нечего сказать кроме этого из-за отсутствия навыков решения проблем.
Взрослому стоит помочь ему справиться с трудностями.
Как помочь ребенку стать увереннее?
Каждый ребенок — это уникальная личность с собственными увлечениями и особенностями. Но одновременно он похож на всех нас. В нем мы можем обнаружить черты, напоминающие знакомых людей: непокорство, как у тещи, вспыльчивость, как у папы, эгоизм, как у мамы.
Когда мы начинаем видеть в детях такие «как у», это проецирование наших собственных переживаний. Вместо того, чтобы увидеть его личность, мы накладываем на него обиды, раздражение и разочарования, которые мы испытывали к другим людям. Эти чувства не принадлежат ребенку, но крепко прилипают к нему, как сорняки, которые мешают ему расти и развиваться. Они препятствуют развитию его интересов, проявлению способностей, познанию чувств, совершению ошибок и самостоятельным выводам.
Чтобы помочь ребенку расти, откажитесь от проекций на него. Постарайтесь понять его чувства, не торопите его развитие и всегда проявляйте к нему искренний интерес, цените его маленькие успехи.
Как не воспитать манипулятора?
В некоторых семьях сочувствие преподносится как наказание. Например, если ребёнок был груб или нетактивен, к нему обращаются: «Не стыдно тебе так с мамой разговаривать?» или «Пожалей маму, она расстроилась».
Самый неэффективный способ воспитать сочувствие — это обижаться молчанием, игнорировать ребёнка. Так вы учите его использовать чувство обиды для достижения своих целей и манипулировать людьми. Лучше честно выразить своё недовольство: «Мне было неприятно слышать твои слова. Я не хочу больше с тобой играть».
По отношению к старшим детям можно сказать: «Ты со мной грубишь. Я что-то сделала, чтобы тебя обидеть?»
Что делать, если ребёнок копирует плохое поведение?
Когда ребенок подражает плохим друзьям, родителям стоит помнить, что он не делает это из-за их влияния, а потому что сам стремится к веселью и ощущению безопасности в компании. Ребенку важно понять, что его желание пошалить – естественное явление, но настоящая сила проявляется в умении контролировать свои импульсы и поступать правильно.
Важно признать желания ребенка как нормальные, объяснив ему, что одному страшно действовать подобным образом, а компания придает смелости и уверенности. Однако, настоящая смелость – это не подражание хулиганам, а контроль над своими действиями, даже когда хочется сделать что-то неправильное.
Родители должны подчеркнуть примеры правильного поведения, напомнив о ситуациях, когда ребенок справился с гневом и не причинил вреда другим.
Что делать, чтобы ребенок относился к еде с пользой для здоровья?
— Еда должна быть просто едой.
Избегайте поощрения ребенка едой, не применяйте наказание в связи с его питанием, воздержитесь от критики и не превращайте приемы пищи в конфликтную ситуацию.
Поощряйте положительное отношение к еде, создавая обстановку взаимодоверия. Избегайте контроля за приемом пищи ребенком, будьте честны о составе продуктов и не скрывайте ничего в любимых блюдах.
Не ставьте перед ребёнком стандарты, которых сами не следуете. Нелепо требовать от ребёнка есть овощи, если взрослые ужинали пельменями и спокойно оставили стол.
Говорите о приёме пищи ребёнка только с медицинскими работниками, и только когда это действительно важно.
Не позволяйте разговорам о еде стать главным предметом внимания. Дети моментально улавливают перемену настроения и темы.
Избегайте того, чтобы чрезмерно кормить детей и не принуждайте их есть, угрозами или поощрениями. Такой подход может вызвать проблемы с питанием и негативные последствия для психики.
Важную роль играют ежедневные физические упражнения и терпение родителей. Для принятия нового продукта ребёнку может понадобиться от десяти до двенадцати попыток.
Как расставаться в детском саду?
Не оставляйте малыша без объяснений и внезапно. Дети больше всего опасаются быть оставленными, чем физических наказаний.
Рассказывайте ребенку о разлуке, находясь в саду, и уважайте его эмоции.
Если вы пообещали вернуться через пять минут, но исчезли на весь день, оставив кого-то ждать, это разрушит доверие. Из-за этого адаптация займет гораздо больше времени.
Чёткость деталей успокаивает. Ребёнку важно знать, когда вы придете (не по часам, а по событиям: обед, прогулка, время сна), что произойдёт пока вас нет, и что случится после вашего возвращения.
Оставьте маленькому кусочек себя, чтобы он помнил о вас: фото, любимую игрушку, послание на бумаге или маленький браслетик.
Поддержите связь с теми, кто будет рядом с ребенком.
Согласитесь о том, чем будете заниматься, когда прозвучит просьба позвонить маме. Можно организовать игру «звонки по телефону»: «Мамочка, люблю тебя и жду!»