
Фигуристка Елена Йованович поделилась своими достижениями, желаниями и впечатлениями от своего первого исполнения «Щелкунчика», вошедшего в Книгу рекордов России.
Новогодняя сказка «Щелкунчик» П.И.Чайковского, звучащая в декабре на концертных площадках, внушает веру в чудеса даже самым невозмутимым. Как предчувствие весны, которая неизбежно наступает по законам природы, именно поэтому «Щелкунчик» пользуется такой популярностью – из всех зимних сказок это самая весенняя.
В этом году выйдет много интерпретаций этого музыкального произведения. Потрясающим станет ледовое шоу «Щелкунчик с симфоническим оркестром» 30 и 31 декабря на сцене Live Arena.
В нем примут участие чемпионы России и мира по фигурному катанию. Среди главных звезд – сербская фигуристка Елена Йованович, многократная чемпионка Сербии, победительница мировых соревнований, солистка мировых шоу на льду, обладательница сертификата Книги рекордов России.

– Елена, в три года ты впервые вышла на лед. Почему родители тогда решили отдать тебя именно в фигурное катание? Когда ты поняла, что этот путь – твой?
Первую тренировку по фигурному катанию я посетила вместе со старшей сестрой, которой тогда было пять с половиной лет. Мне арендовали коньки, и я впервые вышла на лед. Забавный факт: в этом возрасте я ходила на лёд ради конфетных яблок – они мне очень нравились, и родители покупали их после каждой тренировки, а иногда даже вместо неё. То есть изначально я шла за компанией с сестрой, и яблоки были моим стимулом. Когда же я начала побеждать в соревнованиях, поняла, что фигурному катанию уделяю предпочтение. В этот момент мне было примерно десять лет.
– Как вам удалось приехать в Москву? Ведь тренировки начались в Сербии.
После того как сестра выиграла детский чемпионат Европы, примерно в 1991-1992 годах, семья решила продолжить заниматься фигурным катанием. Сначала переехали в Америку, а потом в Москву, где на тот момент перспективы были лучше.
– Каждый вид спорта – строгая дисциплина. Каждое искусство – всегда свобода. Только балет и фигурное катание соединяют спортивную строгость и творческую волю. Бывали ли у вас моменты, когда приходилось принуждать себя идти на тренировку? Что помогало взять себя в руки?
Конечно, как и любому спортсмену, в определенный момент приходилось преодолевать боль, неудачи и личные проблемы. Бывало желание уйти в другой вид спорта или закончить спортивную карьеру, но понимание того, что все неудачи временны и этот путь приведет к успеху, мотивировало снова идти на тренировку. В общем, просто любила и люблю фигурное катание, наверное, это была самая большая мотивация.
Бывало ли во время танца желание выходить за пределы спортивных норм и делать что-то необычное, несоответствующее правилам?
С 13 лет я занимаюсь парным фигурным катанием, где все зависит от двух человек. В программах есть определённые рамки, поэтому возможности внести что-то новое не всегда есть. В этом спорте нет правила отклоняться от отрепетированной программы. В шоу свободы больше возможностей, и мы с партнером могли привносить новые элементы, которые до нас никто в мире не делал.
– какое выступление показалось вам самым трудным? Бывало ли так, что вы чувствовали себя как осужденный судом?
Последний старт на чемпионате России 2003 года оказался самым сложным. В короткой программе прокат получился очень хороший, но оценки оказались сдержанными. Произвольную программу уже не так удачно откатали, после чего приняли решение приостановить спортивную карьеру и попробовать себя в шоу.

– Чем вас занесли в Книгу рекордов России?
Этот рекорд связан не только со мной, это был проект Stage Entertainment Russia «Щелкунчик на льду» в постановке Татьяны Анатольевны Тарасовой. Проект получил рекорд как самое посещаемое событие за короткий промежуток времени. Я исполняла главную роль, и награду вручили мне.
– Вы принимали участие во множестве ледовых шоу – танцевали как у Ильи Авербуха, так и у Татьяны Навки. Укажите три-четыре проекта, которые считаете совершенно уникальными образцами жанра. В чем заключается их сложность и особенность?
Я выступала не только в российских ледовых шоу, но и по всему миру: в Японии, Корее, Европе, а также побывала в Латинской Америке. Множество проектов были особенными и интересными. Считаю, что сам жанр ледового шоу – это уникальное сочетание фигурного катания, акробатики, воздушной гимнастики, зачастую с живым оркестром или выступлениями мировых оперных или эстрадных звезд.
– Каких образов, созданных вами на льду, вы предпочитаете больше всего? Бывало ли так, что вы оставались не довольны костюмом?
Джульетта останется со мной навсегда. Мое первое шоу запомнилось на всю жизнь. Для меня Джульетта – воплощение любви в чистом виде, но и огромная трагедия юности. Костюмы для меня важны, как для спортсменки. Художественный замысел и красота костюмов великолепны, но в них тяжело делать элементы или просто кататься. Находим баланс с костюмерами, чаще всего это удается.
В своих социальных сетях вы часто пишете о радости материнства. Как изменило вас материнство? Стало ли вас сильнее? Или наоборот, более чувствительной, ведь теперь вы – опора для дочери и вам нужно больше беречь себя, уделяя меньше времени тренировкам?
После рождения дочери вернуться на лед я выбрала сама, да, это сложно и страшно, ведь Нике было всего три месяца. Но фигурное катание навсегда останется в моей жизни. При правильном планировании и поддержке мне удаётся сочетать материнство с фигурным катанием.
– Каких привычек хотите научить Ники с детства?
Мне нравится порядок, когда всё находится на своём месте, и радуюсь, что Ника пытается следовать моему примеру. В основном, всё равно разбрасывается, но я принимаю это спокойно.
– В планах не было отдать ее в фигурное катание, как делали с вами в три года?
Я отправлю Ники на лёд раньше, даже если сомневаюсь, станет ли она профессиональным фигуристом, умение кататься ей точно пригодится. Сейчас у неё больше тяготения к музыке и рисованию.
– Кроме фигурного катания, вы занимаетесь ещё и роллер-спортом, сочиняя собственные номера. Такой жанр не столь известен, как ледовые представления, откуда у вас возникла подобная идея? Где можно увидеть танцы на роликах?
Ролики – совсем не то же самое, что коньки, но ещё во время спортивной карьеры мы катались на роликах, и я их любила с детства. Потом был проект на роликах «Чиполлино» Петра Чернышова. А дальше я попробовала ролики в парном катании, мне очень понравилось, и я решила развивать это направление. В отличие от коньков, ролики удобнее потому что не нужно специальное покрытие, и можно кататься практически в любом месте.
– Чем вы еще увлекаетесь?
Много всего люблю! Обожаю долго гулять, проводить время с родственниками и друзьями, готовлю с удовольствием, посещаю театры, выставки и мюзиклы, люблю путешествовать, а также очень люблю дочку Нику и мужа Максима.
– Откуда берете силы, когда начинаете чувствовать слабость?
Мечтание вдохновляет меня, когда мечты становятся реальностью. Люблю мечтать и строить планы. Когда силы угасают, самое время помечтать, чтобы потом с новыми силами приступить к их воплощению. Также необходимо отдыхать, отвлекаться от проблем. Мне нравится посещать тренажерный зал и сауну, это хорошо восстанавливает тонус.

– Елена, вы выступаете в новогоднем шоу «Щелкунчик с симфоническим оркестром». Был ли у вас в детстве неизменный «Щелкунчик» накануне Нового года?
С детства Щелкунчик и Новый год для меня неразлучны. Обожаю сказку и музыку Чайковского. В Мариинском театре навсегда запомнил балет «Щелкунчик». Чудо и волшебство – вот ассоциации, возникающие у меня при слове «Щелкунчик».
– Что лично поддерживает вашу веру в чудеса?
Я верю потому, что знаю, что чудеса происходят.