Вот несколько практичных рекомендаций, которые помогут преодолеть сопротивление и повысить вовлеченность в образовательный процесс.
Даже взрослому человеку бывает непросто найти стимул для любой деятельности. Что уж говорить о ребенке, который только начинает формировать свои отношения с окружающим миром. Мы расскажем, как пробудить у детей разного возраста стремление к обучению и развить интерес к приобретению новых знаний.
Корень проблемы
Существует две главные причины, объясняющие, почему ребенок сталкивается с проблемами в обучении и избегает занятий. Первая из них — возрастной кризис. Особенно сложными являются периоды, когда ребенку исполняется 1,5, 3 и 7 лет. В возрасте полутора лет ребенок интенсивно исследует окружающий мир и стремится убедиться в его безопасности. К трем годам малыш начинает осознавать себя как самостоятельную и независимую личность, а также осваивает способы манипулирования близкими.
В семь лет ребенок впервые идет в школу и сталкивается с обществом напрямую, подвергаясь влиянию мнения окружающих. Ему свойственно желание выглядеть старше и добиться уважения среди новых знакомых. На данном этапе особенно важна поддержка близких, которая поможет успешно справиться с возникающими трудностями. Важно отметить, что у детей, обладающих широким кругозором, эти процессы протекают легче, и они реже сталкиваются с проблемами.
Второй фактор, влияющий на ситуацию, – слишком быстрый темп начала обучения. Резкое и полное вовлечение в учебный процесс часто вызывает негативную реакцию у ребенка. Огромный объем информации, которую необходимо усвоить, и новые предъявляемые требования могут спровоцировать отторжение и неприятие, что приводит к проблемам с успеваемостью.
Большинство людей, включая детей, ценят стабильность. Изменения в привычном распорядке часто вызывают сопротивление у малышей. Родителям рекомендуется избегать категоричных решений и быть более уступчивыми.
Не требовать, а увлекать
Родители являются первыми и наиболее важными наставниками для ребенка. Задача родителей – стимулировать его интеллектуальное развитие и пробудить стремление к познанию. Для этого можно использовать несколько доступных и понятных методов, которые могут быть полезны и для учителей начальной школы.
- Совместно разработай правила поведения. Поговори с ребенком о том, в каком режиме и формате ему удобнее всего работать, какие условия для него оптимальны и какие последствия предусмотрены за нарушения. Рассмотрите возможность использования принципа светофора. Подготовь карточки: красная обозначает, что высказывается только взрослый, желтая – время для сотрудничества, зеленая – дает возможность свободно выражать свои мысли.
- Прежде всего, необходимо проявлять уважение. Родителям следует быть объективными по отношению к своему ребенку и учитывать его чувства, а педагогам – отстраняться от личных переживаний. Эффективность учебного процесса также зависит от того, чтобы ученик имел возможность уединиться, и не следует это нарушать.
- Чтобы сделать процесс обучения более увлекательным, внеси элементы игры. Вместо обычного теста предложи ученикам квест с подсказками или используй игровые приложения с заданиями, связанными с изучаемым материалом.
- Для наглядности приводи конкретные примеры из повседневной жизни. Объясни, почему важно, чтобы ребенок знал ответ на определенный вопрос, и как он сможет использовать эти знания в реальных ситуациях. В начале и в конце занятия проводи опрос для оценки понимания материала, обсуждайте цели обучения и способы их достижения — это поможет сделать процесс обучения более осознанным и интересным.
Работа с протестом
Многие родители воспринимают отказ ребенка от учебы как собственную неудачу, полагая, что применяют неэффективные подходы или недостаточно ясно излагают материал. Однако протест ребенка против обучения – это обычное, закономерное явление.
С подобной ситуацией можно столкнуться, когда ребенку становится полтора-два года. Протест возникает из-за нарушения привычного распорядка и обычно быстро проходит. Важно не спорить с малышом, но при этом продолжать демонстрировать обучающие материалы. В течение нескольких дней у него выработается понимание и возникнет интерес.
В возрасте от трех до четырех лет у детей часто начинается период самостоятельности и неприятия. Протестные реакции могут проявляться в двух формах: скрытой и явной. Первая из них характеризуется сознательным игнорированием усилий, предпринимаемых родителями. Справиться с ней можно с помощью уловок.
Не стоит пытаться любой ценой привлечь внимание ребенка — лучше возьми мягкую игрушку и проведи для нее урок.
Несбалансированность поведения матери и умение ребенка слушать пассивно проявляются очень эффективно: непослушному потребуется приложить значительные усилия, чтобы сохранить непроницаемое выражение лица. Однако в конечном итоге он наверняка повторит каждое слово из ваших занятий с плюшевым медведем. Если протест сопровождается громкими криками и топтанием ногами, позвольте ребенку испытать эти эмоции и проанализировать уже усвоенный материал.
Мотивация с помощью наклеек будет эффективна для школьников. За каждую победу, проявленный интерес или выполненное задание можно приклеивать стикер в блокнот или тетрадь. За определенное количество наклеек можно дарить небольшой памятный подарок.
Для детей семи-восьми лет есть свои, особенные герои из мультфильмов и кино. Письмо от такого кумира для ребенка будет гораздо ценнее, чем похвала от родных.
Для родителей крайне важно способствовать формированию у ребенка позитивного отношения к обучению. Стремление к новым знаниям и готовность к их восприятию помогут ему в будущем реализовать свой потенциал и добиться успеха.