В настоящее время один из самых узнаваемых символов Франции достиг максимальной величины. Но стоит дождаться наступления холодов — и башня вновь уменьшится в размерах.
фото:
Ксения Воронежцева
В 1889 году, во время торжественного открытия Эйфелевой башни, она стала самым высоким сооружением на планете. Этот титул принадлежал ей на протяжении 42 года, пока в 1931 году Эмпайр-Стейт-билдинг в Нью-Йорке не превзошел ее по высоте: его высота достигла 381 метра.
На фоне китайских и арабских гигантов Эйфелева башня кажется совсем небольшой. Например, в Саудовской Аравии в настоящее время возводится небоскреб Jeddah Tower высотой 1008 метров. По плану, самое высокое здание в мире откроют в сентябре 2028 года.
Необычным образом, по всей видимости, в связи с утратой своего прежнего положения, Эйфелева башня увеличивается в габаритах. Подобные изменения происходят в летний период, когда 300-метровая конструкция поднимается на высоту 12-15 сантиметров. Однако зимой она вновь приобретает первоначальные размеры.
Причина кроется в используемом материале. Для возведения башни французский инженер Александр Гюстав Эйфель выбрал пудлинговое железо – это малоуглеродистый металл, получаемый из чугуна. Благодаря своим свойствам, он способен выдерживать значительные нагрузки, что дало возможность Эйфелю спроектировать высокую, легкую и устойчивую к ветру конструкцию.
Под воздействием тепла металлы увеличиваются в объеме. Этот процесс известен как тепловое расширение. В летний период, когда температура повышается, атомы металла начинают колебаться с большей амплитудой, что приводит к усилению отталкивания между ними. А в зимнее время, при низких температурах, атомы становятся менее активными, и башня уменьшается в размерах, возвращаясь к исходным габаритам, а иногда и становится немного ниже.
Кроме того, в летний период башня не только увеличивается в размерах, но и немного отклоняется от солнца, поскольку одна ее сторона подвергается большему нагреву. Этот наклон настолько мал, что не заметен для посетителей, а специалисты не в состоянии его зафиксировать, сообщает издание JagranJosh.
Такие изменения вполне закономерны и незначительны, поэтому не сказываются на прочности сооружения. Даже башня, немного выросшая и отклонившаяся, сохраняет свою устойчивость и надежность: при проектировании были учтены характеристики металлов, что позволило создать конструкцию, способную изгибаться и перемещаться без каких-либо повреждений. Кроме того, жители и гости города практически не замечают изменений в ее габаритах.
Тепловое расширение наблюдается не только у Эйфелевой башни. Под воздействием температуры изменяются размеры металлических мостов и даже высотных зданий.
Опасность представляет собой деформация рельсовых путей. Под воздействием высоких температур они могут значительно увеличиться в размере, что приводит к потере устойчивости и невозможности удержания их шпалами. В результате рельсы приобретают заметные волнообразные изгибы, известные как солнечные изгибы. Это может привести к сходу поезда с рельсов.
Для предотвращения деформации между рельсами предусматривается зазор – расстояние, которое учитывает потенциальное увеличение длины рельса.
«По словам профессора геологии Техасского государственного университета Дева Нийоги, характерный звук, похожий на «чу-чух… чу-чух», который возникает при движении поездов, связан с наличием зазоров между рельсами, предназначенных для компенсации их расширения.
Несмотря на наличие таких перерывов, в периоды аномальной жары скорость поездов, как правило, уменьшают и проводят более частые проверки состояния железнодорожных путей.