Георгий Милляр – имя, неразрывно связанное с советскими сказками. Более трех десятилетий он сотрудничал с режиссером Александром Роу, воплощая на экране незабываемые образы Бабы-Яги, Кощея и прочих колоритных персонажей.

Мало кто знает, что этот блестящий актер был еще и талантливым поэтом, мастером шаржа. Его голос звучал в культовых мультфильмах: «Царевна-лягушка», «Незнайка на Луне» и «Чиполлино».
Его баритон, способный передать и грозную суровость, и трогательную доброту, стал неотъемлемой частью детства миллионов зрителей.

Аристократ, мечтавший о сцене

Георгий Францевич де Мильё (настоящая фамилия актера, отражающая его богатое и знатное происхождение) родился в 1903 году в Москве в семье инженера-мостостроителя французского происхождения и дочери иркутского золотопромышленника. Семья сменила фамилию де Мильё на Милляр после революции из-за опасения преследования советскими властями за дворянское происхождение. В семье царила атмосфера достатка и культуры, имели обширные связи в высшем обществе, часто посещали театры и концерты, что пробудило в юном Георгии страсть к искусству.

«Революция отобрала у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром» — говорил актер.

Домашнее образование его было по-настоящему элитарным: уроки французского и немецкого языков, музыки, истории способствовали развитию разносторонних способностей и формированию утонченного вкуса. Еще в 7 лет на одном из семейных праздников маленький Георгий, пораженный силой образа Мефистофеля из «Фауста» Гёте, самостоятельно наложил грим и исполнил роль, продемонстрировав раннее проявление своего артистического дарования.

Георгий Францевич в молодости.

В 1924 году Милляр вернулся в столицу и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции. Поначалу абитуриент не впечатлил приемную комиссию ни пантомимой, ни басней. Лишь его забавный танец смог растопить сердца экзаменаторов. По окончании Школы юниоров Георгия пригласили в труппу театра, где он служил более 10 лет.

Кино и настоящая слава

Хотя кинодебют Милляра состоялся еще в 30-е годы, путь к всенародному признанию был тернист. Он начинал с крошечных эпизодических ролей, часто оставаясь безымянным в титрах. Многие пробы заканчивались отказом, и это несмотря на его несомненный актерский потенциал. Переломным моментом в его карьере стала встреча с режиссером Александром Роу.

Советский кинорежиссёр Александр Роу поверил в талант Милляра и пригласил его на роль царя Гороха.

В 1938 году он пригласил Милляра на пробы в сказку «По щучьему веленью», однако и здесь актер столкнулся с трудностями. Сильное волнение привело к тому, что он напрочь забыл текст, и пробы оказались неудачными. Роу, заметивший в актере скрытый потенциал, не отказался от него окончательно. Спустя пару дней, несмотря на первоначальный отказ, режиссер доверил Милляру роль царя Гороха. Для этой роли актеру пришлось пожертвовать волосами и бровями, чтобы облегчить процесс гримирования.

В 1939 году Александр Роу начал работу над сказкой «Василиса Прекрасная», на роль Бабы-Яги пробовались многие актрисы. Но Роу, стремясь к максимальной убедительности и жутковатости образа, отверг всех претенденток. Он опасался, что даже талантливые актрисы не смогут передать необходимую степень зловещей экспрессии, и Баба-Яга не вызовет у зрителей должного чувства тревоги и неприятия. Именно тогда Милляр предложил свою кандидатуру. Ему понимал, что это нетипичная роль для мужчины, но был уверен в своих способностях.

На роль Бабы-Яги претендовали многие актрисы, включая Фаину Раневскую, но выбрали Милляр.

«Не женская эта роль. Вот скажите мне, какая актриса согласится стать такой страшной на экране? А я всё стерплю», — рассуждал Милляр о роли Бабы-Яги.

Подготовка к роли Бабы-Яги была тщательной и многогранной. Милляр долгое время наблюдал за пожилыми женщинами, изучая их манеры, мимику, особенности походки и речи. По словам актера, больше всего он пытался копировать свою склочную соседку по коммуналке. У неё был ужасный характер, и она всегда старалась кого-то рассорить. Другим источником вдохновения актера стала старая гречанка, которую он встретил в Ялте. У женщины была сгорбленная фигура, крючковатый нос, враждебный взгляд и палка в руках.

Все эти наблюдения помогли Миллеру создать уникальный образ Бабы-Яги. После этой знаковой роли актер проснулся знаменитым. Его образ Бабы-Яги стал эталоном, по которому оценивались все последующие воплощения этой сказочной старухи. Сам Георгий Францевич после этого ещё несколько раз играл Бабу-ягу, уже в других сказках Роу. Неудивительно, что Баба-Яга стала его любимым персонажем.

Еще одним культовым сказочным героем Милляра стал Кащей Бессмертный в одноименной кинокартине Роу. При подготовке к этой роли актер изучал старинные русские иконы и лубки, желая сделать своего героя подобным черту. Во время съемок в «Кащее Бессмертном» Милляр заболел малярией, что сильно сказалось не только на его самочувствии, но и весе. При росте 1,64 м Георгий весил чуть больше 40 кг. К счастью, на успех картины это никак не повлияло. Сказка, премьера которой состоялась 9 мая 1945 года, произвела настоящий фурор, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали — шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная — вспоминал Милляр съемки в «Кащее Бессмертном».

После удачных перевоплощений в сказочных злодеев Милляру предлагали исключительно отрицательных героев. Играл он их с таким юмором и очарованием, что зрители любили его. Несмотря на популярность, Милляр зачастую оставался неуказанным в титрах, будто вклад его в киноискусство оставался незамеченным продюсерами и режиссерами. К сожалению, этот факт повторял тенденцию начала карьеры, когда имя его тоже часто отсутствовало в списках исполнителей.

Милляр органично вживался в образы сказочных персонажей.

«Я работаю в области сказок, представляю всю нечистую силу в советском кино» — писал с иронией о себе Милляр.

В фильмографии актера ярким образом стала роль советника Водяного, Квака, в фильме Роу «Марья-искусница». Милляр привнес в образ множество собственных находок, включая знаменитое «приквакивание», которое стало одной из визитных карточек персонажа и привнесло неповторимый комический эффект.

Роль Бабы-Яги в фильме «Морозко» (1964), также поставленном Роу, стала ещё одним триумфом актерского мастерства Милляра. Актер описывал эволюцию своего образа Бабы-Яги: от «дачницы с повязочкой на голове» в «Василисе Прекрасной» до «одряхлевшей, ослабевшей бабули, замученной радикулитом» в «Морозко».

В фильме-сказке Роу «Огонь, вода и… медные трубы» Милляр сыграл двух ключевых отрицательных персонажей — Бабу-Ягу и Кащея Бессмертного. Это подтверждает его исключительное мастерство перевоплощения. С легкостью переключался между ролями, каждая из которых была проработана до мельчайших деталей.

Милляр часто рисовал Бабу-ягу, Кащея, Водяного и других персонажей, дарил рисунки детям.

В 1967 году состоялись две премьеры картин с участием Милляра: комедийная лента Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где сыграл незабываемого доминошника Марима, и эпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», где ему досталась роль пленного француза Мореля. Работа в столь разных по жанру и стилистике фильмах подтверждает широкий диапазон актерских возможностей Милляра.

Помимо кино Георгий Францевич активно работал в озвучивании мультфильмов. Его голос — узнаваемый тембр, знакомый нескольким поколениям зрителей. Он озвучивал Бабу-Ягу в «Царевне-лягушке», милиционера Караулькина в «Незнайке на Луне», сыщика Моркоу в «Чиполлино» и многих других персонажей. Этот вклад часто остается в тени его киноролей, однако не менее значителен.

О личной жизни артиста ходило огромное количество сплетен: говорили, что Георгий Францевич жил с мамой до 65 лет, потому что в молодости разочаровался в любви. Но уже на пенсии в жизни актера появилась супруга Марья Васильевна. Пара вместе ездила на съемки и творческие встречи.

Последние годы великого актера

В сказке Роу «Золотые рога» (1972) актер предстал перед зрителями в последний раз в образе Бабы-Яги. Спустя год Роу умер, после чего Милляр перестал получать приглашения на ключевые роли. В 70-80-е годы Георгий Францевич снимался лишь в эпизодах фильмов: «Финист — Ясный сокол», «После дождичка в четверг» и других. В 1988 году Милляру присвоили звание народного артиста РСФСР.

«Я стал народным артистом лишь в 85 лет. Меня всегда любили» — писал Милляр.

Перед смертью актер написал стихотворение «Появился в начале века».

В последние годы жизни актера редко приглашали в кино, но он соглашался на любые роли. Помимо этого, писал стихи, короткие басни, сочинял афоризмы и рисовал шаржи. Умер великий актер 4 июня 1993 года, не дожив несколько месяцев до своего 90-летия. Память о нем будет жить вечно!