Георгий Милляр – актер, чье имя стало символом советских сказок. На протяжении более чем тридцати лет он работал с режиссером Александром Роу, создавая на экране яркие и запоминающиеся образы Бабы-Яги, Кощея и других необычных персонажей.
Не многие знают, что этот талантливый актер также был поэтом и мастером карикатуры, а его голос озвучивал известные мультфильмы: «Царевна-лягушка», «Незнайка на Луне» и «Чиполлино».Новости СМИ2
Голос баритона, умеющий выразить и грозную строгость, и душевную нежность, стал важной частью детства миллионов зрителей.
Аристократ, мечтавший о сцене
Георгий Францевич де Мильё (настоящая фамилия, указывающая на его происхождение из богатой и знатной семьи) родился в 1903 году в Москве. Его отцом был инженер-мостостроитель французского происхождения, а матерью – дочь иркутского золотопромышленника. После революции фамилия де Мильё была изменена на Милляр, чтобы избежать преследований со стороны советских властей из-за их дворянского происхождения. В семье, где царили благосостояние и стремление к культуре, существовали обширные связи в высшем обществе, и частые посещения театров и концертов пробудили у юного Георгия интерес к искусству.
«Революция лишила нашу семью денег, квартиры, дачи и даже фамилии: я, ранее носил фамилию де Мильё, теперь стал Милляром» — заявил актер.
Его образование было поистине элитарным: он изучал французский и немецкий языки, занимался музыкой и историей, что способствовало развитию широкого круга способностей и воспитанию изысканного вкуса. Уже в возрасте семи лет, на одном из семейных торжеств, юный Георгий, впечатленный силой образа Мефистофеля из «Фауста» Гёте, самостоятельно нанес грим и исполнил роль, что стало ранним проявлением его артистических способностей.
Георгий Францевич в молодости.
В 1924 году Милляр вернулся в Москву и стал учеником Школы юниоров при Московском театре Революции. Приемная комиссия поначалу не оценила его пантомиму и басню. Однако, запоминающийся танец смог расположить экзаменаторов к нему. После завершения обучения в Школе юниоров, Георгия пригласили в труппу театра, где он прослужил более десяти лет.
Кино и настоящая слава
Несмотря на то, что Миллар начал сниматься в кино еще в 30-х годах, путь к широкой известности оказался непростым. Его карьера началась с незначительных ролей, и его имя нередко отсутствовало в титрах. Многие прослушивания заканчивались неудачей, хотя у него был очевидный актерский талант. Знаковым событием для Милляра стало знакомство с режиссером Александром Роу.
Александр Роу, советский кинорежиссёр, был впечатлён талантом Милляра и предложил ему сыграть роль царя Гороха.
В 1938 году Милляра пригласили на прослушивание для роли в сказке «По щучьему веленью», но и этот опыт оказался непростым. Актер был сильно взволнован, из-за чего полностью забыл текст, и прослушивание не состоялось. Роу, увидев в нем скрытые возможности, не отказался от Милляра окончательно. Через несколько дней, несмотря на первоначальный отказ, режиссер доверил актеру роль царя Гороха. Для воплощения этого образа Милляру пришлось пожертвовать волосами и бровями, чтобы упростить процесс гримирования.
В 1939 году Александр Роу приступил к работе над сказкой «Василиса Прекрасная», для которой на роль Бабы-Яги рассматривались различные актрисы. Однако, стремясь к максимальной достоверности и жутковатого впечатления от образа, Роу отклонил все предложения. Он опасался, что даже талантливые исполнительницы не смогут передать необходимую степень зловещей выразительности, и Баба-Яга не сможет вызвать у зрителей ожидаемого чувства беспокойства и отторжения. Тогда Милляр предложил свою кандидатуру. Он осознавал, что это нестандартная роль для мужчины, но был убежден в своих силах.
Для воплощения образа Бабы-Яги рассматривали нескольких актрис, включая Фаину Раневскую, однако роль досталась Миллиар.
«Это не роль для женщины. Скажите, какая актриса согласится выглядеть настолько отталкивающе в кадре? А я готова пойти на это» — так Милляр высказывался о роли Бабы-Яги.
Для воплощения образа Бабы-Яги потребовалась кропотливая и всесторонняя подготовка. Актер Милляр длительное время наблюдал за пожилыми женщинами, чтобы понять их манеры, мимику, особенности походки и речь. По словам актера, он стремился в первую очередь скопировать свою сварливую соседку по коммуналке. У нее был сложный характер, и она постоянно пыталась поссорить окружающих. Еще одним источником вдохновения для Милля стала пожилая гречанка, которую он встретил в Ялте. У этой женщины была сутулая фигура, крючковатый нос, враждебный взгляд и трость.
Эти наблюдения позволили Миллеру создать неповторимый образ Бабы-Яги. После этой важной роли актер стал широко известен. Его интерпретация Бабы-Яги стала образцом, по которому судили все последующие воплощения этого сказочного персонажа. Георгий Францевич также несколько раз возвращался к роли Бабы-Яги, играя ее в других сказках Роу. Неудивительно, что этот персонаж стал для него любимым.
Одним из самых запоминающихся сказочных персонажей, созданных Милляром, стал Кащей Бессмертный в фильме Роу. Для воплощения этого образа актер изучал старинные русские иконы и народные картинки, стремясь сделать своего героя похожим на демона. Важно отметить, что во время работы над фильмом «Кащей Бессмертный» Милляр заболел малярией, что негативно отразилось как на его здоровье, так и на настроении. При росте 1,64 м Георгий весил немногим более 40 кг. К счастью, это не повлияло на триумф картины. Сказка, премьера которой состоялась 9 мая 1945 года, вызвала настоящий сенсацию, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
«Мой внешний вид был ужасен, пугающ. Лошадь во время съемок избегала меня. Завидев меня даже на расстоянии, она пугалась… Для меня роль Кащея оказалась наиболее проникновенной» — так Милляр вспоминал о съемках в «Кащее Бессмертном».
После успешных трансформаций в сказочных злодеев Милляру стали предлагать только отрицательных персонажей, однако он исполнял их с таким юмором и обаянием, что вызывал любовь зрителей. Несмотря на признание публики, Милляра нередко упускали из виду при составлении титров, что создавало впечатление, будто его участие в кинопроизводстве оставалось незамеченным для продюсеров и режиссеров. К сожалению, это повторяло ситуацию в начале его карьеры, когда его имя также часто не включали в списки актеров.
Милляр органично воплощал образы сказочных персонажей.
Милляр с иронией описывал свою работу в сфере сказок, представляя себя как воплощение темных сил советского кино.
Затем актера ждала заметная роль советника Водяного, Квака, в фильме Роу «Марья-искусница». Милляр обогатил образ Квака собственными находками, среди которых знаменитое «приквакивание», ставшее одной из узнаваемых черт персонажа и добавившее картине особенный комический оттенок.
В фильме «Морозко» (1964), снятом Роу, роль Бабы-Яги стала очередным подтверждением выдающегося актерского таланта Милляра. По словам актера, его образ Бабы-Яги претерпел изменения: от «дачницы с повязочкой на голове» в «Василисе Прекрасной» до «старой, немощной бабули, страдающей от радикулита» в «Морозко».
В фильме-сказке Роу «Огонь, вода и… медные трубы» актер Милляр поразил своей универсальностью, воплотив на экране сразу двух главных отрицательных героев — Бабу-Ягу и Кащея Бессмертного. Это свидетельствует о высочайшем уровне его актерского мастерства и способности к перевоплощению. Он непринужденно переходил от одной роли к другой, тщательно проработав каждую из них.
Художник Милляр нередко изображал Бабу-ягу, Кащея, Водяного и других сказочных героев, а затем дарил эти рисунки детям.
В 1967 году Миллар снялся в двух фильмах: в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он воплотил образ запоминающегося доминошника Марима, и в масштабной картине Сергея Бондарчука «Война и мир», в которой он исполнил роль пленного француза Мореля. Участие в столь непохожих по жанру и стилю проектах вновь продемонстрировало разносторонность актерского таланта Милляра.
Георгий Францевич не ограничивался работой в кино, он также активно занимался озвучиванием мультфильмов. Его голос — это узнаваемый тембр, знакомый многим поколениям зрителей. Он подарил свой голос Бабе-Яге в «Царевне-лягушке», милиционеру Караулкину в «Незнайке на Луне», сыщику Моркову в «Чиполлино» и множеству других персонажей. Этот вклад нередко остается незамеченным в сравнении с его киношными ролями, но он не менее важен.
Вокруг личной жизни артиста циркулировали многочисленные слухи: утверждалось, что Георгий Францевич проживал с матерью до 65 лет, поскольку в юности испытал разочарование в любви. Однако на пенсии в жизни актера появилась супруга, Мария Васильевна. Вместе они сопровождали друг друга на съемки и посещали творческие мероприятия.
Последние годы великого актера
В сказке «Золотые рога» (1972) актер в последний раз вышел на сцену в роли Бабы-Яги. После смерти Роу через год, Милляр перестал получать предложения об участии в главных ролях. В 1970-1980-е годы Георгий Францевич ограничивался эпизодическими появлениями в таких фильмах, как «Финист — Ясный сокол», «После дождичка в четверг» и других. В 1988 году Милляру было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Милляр отмечал, что звание народного артиста он получил лишь в возрасте 85 лет, однако всегда пользовался любовью публики.
За несколько дней до кончины актер создал стихотворение под названием «Появился в начале века».
В последние годы актер получал мало предложений для кино, однако принимал любые роли. Также он писал стихи, короткие басни, создавал афоризмы и рисовал карикатуры. Великий актер скончался 4 июня 1993 года, не дожив совсем немного до своего 90-летнего юбилея. Но его память будет жить вечно!