Все больше Константина Хабенского привлекает режиссура и эксперименты. В ноябре прошлого года он представил свою интерпретацию чеховской «Чайки» в Московском Художественном театре и практически сразу приступил к новой постановке «Жил. Был. Дом». Премьера состоится 15 мая. А накануне зрители увидели премьеру киноверсии этого спектакля — единственный вечерний сеанс прошел в 120 городах. Такая неожиданная цепочка: первый показ — в кино, а затем — в театре. Такого опыта не было ни у кого и никогда.

Фотограф: Валентин Блох

Как появилась мысль, Костя, снять спектакль в формате фильма раньше, чем публика увидит его на сцене?

Потребность в еде возникает во время еды. Всё началось с простого случая. В связи с большим количеством премьер в МХТ в этом сезоне на всех сценах (поиск новой темы и авторов-режиссёров), для истории «Жил. Был. Дом.» , которую мы с Сашей Цыпкиным написали специально для Художественного театра, не хватило места. Не было площадки для репетиций. В марте, как изначально планировали, спектакль просто негде было поставить.

В театральных залах не нашлось места для репетиции постановки художественного руководителя.

Как воспитанный человек, я уступил место восемьм прекрасным актрисам под руководством Аллы Сигаловой. Она поставила спектакль «8 разгневанных женщин». Мне мест для репетиций не хватило. Тогда родилась идея: а не зайти ли нам в павильон «Мосфильма» и не отрепетировать там спектакль, а потом поместиться в театре в мае. Дальше появилась еще одна идея: не снять ли эту историю раз уж мы на «Мосфильме», и сделать сначала премьеру в кинотеатре, а на следующий день — уже в Московском Художественном театре. Конечно, шальная и хулиганская идея, но так получилось, что собралась команда актеров и всех тех, кто был заинтересован в выпуске этой истории в кино. В результате вместе с телеканалом «Культура» нам удалось за четыре съемочных дня в павильоне «Мосфильма» снять и смонтировать киноверсию.

Спектакль будет длиннее, чем киноверсия?

Театральная постановка будет более масштабной с перерывом и, скорее всего, более атмосферной. Мы всё же стремимся не уходить от реальности и понимаем, что можно и нужно демонстрировать в кинозалах, и это должно соответствовать определённым ритмам, темпам, дыханию. В театре мы можем себе позволить, например, делать паузы по типу МХАТ.

В театре «Современник» с огромным успехом идет спектакль «Интуиция», ваш совместный проект с Александром Цыпкиным. Тринадцать новелл, тринадцать героев, которые попадают на тот свет, и вот первая минута загробной жизни: о чём думают, что чувствуют. В проекте «Жил. Был. Дом.» тоже достаточно экстремальная ситуация — герои проживают свой вечер накануне катастрофы. Не знают об этом сами, и именно поэтому интересно наблюдать за ними. Скажи, почему тебя так волнует пограничная ситуация в глобальном смысле?

«Интуиция», а также фильм «Небесный суд», где снимался с Михаилом Пореченковым под руководством Алёны Званцовой, — попытка через творчество разведать другие миры и пофантазировать о поведении человека на грани. Это всегда интересно, тем более Александр Цыпкин очень тонко пишет в этом направлении и замечает человеческие подробности. Узнавание себя зрителю может придти как раз впору. Не все эпизоды и ситуации в спектакле и кино будут близки каждому зрителю, но уверен, что хотя бы одна новелла точно попадет в цель. Если в «Интуиции» речь идет о сожалениях человека по поводу невыполненного в земной жизни, то в спектакле «Жил. Был. Дом.» разговор об этом же, с моментом предположения: человек мог это сделать, но отложил на завтра. Тема одна и та же, просто взгляд с разных ракурсов. Не хочется заниматься морализаторством, но каждый человек рано или поздно к этому придет. Наш спектакль — небольшой таран, который помогает пробить стену непонимания простых важных вещей. Мы живем в стремительном ритме, у нас огромное количество проблем, и мы не успеваем замечать радости текущего момента, доступные каждому, например как светит солнце, и не успеваем сказать друг другу что-то самое главное.

Кроме людей в спектакле «Жил. Был. Дом.» появляются и животные.
Например, Константин Хабенский исполняет роль опытного попугая, чуть не сверстника Пушкина.

(УлыбаетсяОн на год старше великого поэта. Мы живём в домах, там есть кошки, собаки, попугаи, мыши в подвале живут — всё живые души, которые тоже про нас что-то думают. Саше и мне захотелось пофантазировать о том, что они могут понимать. У них же своя жизнь. Например, одна из новелл нашей киноверсии про кота и пса называется так: «Могут ли коты быть наделены собачьей преданностью?»

Необычная и чувствительная история. «Жил. Был. Дом.» — после каждого слова ставится точка. Имеет ли это особое значение?

Так выглядит более эстетично. С точками зрительно предпочтительнее, чем без них или в одном слове. В целом, данный спектакль именуется «ЖБД».


В Московском Художественном театре премьерой нынешнего сезона стала «Чайка» Чехова. Это твой первый опыт постановки на сцене МХТ. Есть ещё спектакль «Поколение Маугли», поставленный тобой, но это не просто спектакль, а ещё и благотворительная акция.

Этот спектакль — единственный благотворительный спектакль, показанный по репертуару в нашей стране.

«Маугли» ставят два раза в день, а весь период подготовки к постановке кулисы заполнены детьми-актерами. их множество. Как вы управляетесь со всеми, как заставить всех работать слажено?

Сначала встречаются матери, крепко придерживающие малышей и не позволяющие им слишком далеко уходить от себя. Таких называют «мамами Маугли». УлыбаетсяВ студии «Поколение Оперение» трудятся наставники, которых когда-то научили благотворительности. Возвратимся к «Чайке»?

Да. Твоя «Чайка» — спектакль ритмичный, экспрессивный, с открытыми чувствами и эмоциями. В нем все живут быстро и стремительно: такое ощущение, будто герои остро чувствуют нехватку времени и всем нужно высказаться как можно скорее. Часто народные артисты исполняют героев Чехова, однако это не всегда обеспечивает глубину роли, даже если она не центральная. В твоем спектакле нет второстепенных персонажей; каждый — как отдельная планета, требующая пристального изучения.

Наш спектакль повезло с народными артистами, одним из которых является Игорь Эмильевич Верник. Его работа над ролью Дорна очень хороша, он находится в процессе прорыва, стремления глубже понять человека, часто играющегося как функция. За ним всегда бегает женщина и не дает ему спокойно жить. Мне кажется, это неправильно. То же самое можно сказать о всех остальных персонажах.
Почему им важно высказаться именно сейчас? Это юношеский максимализм и нормальный человеческий эгоизм — желание быть услышанным. В текстах и настроениях Чехова это чувствуется. Если бы мы делали эту историю для кино, то я бы не так ярко проявлял персонажей с точки зрения подачи, но вот это желание «здесь и сейчас» и «только я» всё равно бы доминировало. В театре всё намного ярче, потому что это сцена, нужно попасть в зрителя, сидящего даже в 25-м ряду, чтобы он услышал и энергетически присоединился к нам. Еще это история о том, как женщины прекрасно правят миром и нами, мужчинами.

Кристина Бабушкина, исполняющая роль Аркадины, по праву является лидером спектакля. Но в вашем прочтении Аркадина вызывает не только восхищение, но и желание ей посочувствовать. В ней обычная женщина с бытовыми радостями и трудностями.

Что касается Кристины Константиновны, в образе Аркадины я не сильно отклонился от её природы, лишь дополнил ее в некоторых моментах. Возможно, некоторые вещи показались Кристине сначала неуместными, ей не сразу пришло в голову общение с другими персонажами таким образом. Мне хотелось избежать диалогов «нос к носу», «глаза в глаза», ведь в жизни мы общаемся друг с другом и проявляем любовь, обиду немного иначе. Так я представлял Аркадину: прекрасная русская баба, которой повезло, кровь с молоком. Высокая, её хорошо видно на сцене — что тоже важно. Она парится в бане, тоскует по столичной тусовке и одновременно едет в усадьбу, в деревню, где тоска изначальная. У неё русская душа, она всё равно рвётся туда, откуда ей потом захочется сбежать, в ту иллюзию, которую создала сама. У нее ещё и молодой любовник, которого она вывела в свет, воспитывает и показывает, что: а) как женщина состоятельна; б) является продюсером начинающего писателя. Она расширяет его кругозор, совершенно не заботясь о том, нравится ему это или нет. Тем не менее для того, чтобы он был всеядным и писал обо всём. Вот такая широкая душа русской женщины. Иногда это пагубно влияет на мужчин, с кем она встречается и хочет заласкать, залюбить. Пример тому — Тригорин, они с Треплевым ровесники, и в этом ещё один конфликт: попытка спрятать взрослого сына от прессы и злых языков, а на место сына поставить молодого любовника, но ровесника сына — мне кажется, это достаточно острая ситуация.

Интересный разбор ты даёшь, Костя! Шамраев совсем неожиданным получился: обычно о нем можно сказать только одно — личность без сантиментов, со скудными чертами характера. У тебя же у него какие-то зловещие черты появились. Роковой, опасный человек со смехом как у Мефистофеля. Его играет приглашённый актер небольшого роста Вано Миранян. Ты говоришь, что Кристина хорошо видна на сцене, здесь же ровным счетом наоборот.

По поводу персонажа Шамраева у меня был главный вопрос, на который долго не мог найти ответ: почему ему всё сходит с рук? При подборе актера и размышлении о роли не удавалось понять причину. Потом возникла идея о псевдотолерантности – когда за спиной говорят гадости, а в лицо улыбаются. Подумал о том, что это должен быть человек низкого роста. Так познакомился с Вано. Пригласил его на встречу и спросил: есть ли проблемы во взаимоотношениях маленьких людей и больших? Есть ли между ними любовь? Той же монетой маленькие люди отвечают большим за высокомерие? И так далее. Он честно сказал: еще какая «любовь» между маленькими и большими! И всё сошлось. Понял, каковы мотивы поведения Шамраева.


Этот театральный сезон очень насыщенный и разнообразный, много премьер. К юбилею Победы Марина Брусникина поставила спектакль «Двадцать дней без войны» по киносценарию Константина Симонова, по которому Алексеем Германом был снят классический фильм советского кинематографа.

Мероприятие 80 лет Победы отмечают разнообразно. Мне пришло в голову попробовать создать тихую историю о войне. Фильм всем знаком. Я предложил поставить по нему спектакль режиссеру Алексею Герману-младшему, спросил его мнение. Но у него были другие планы, и он сказал, что пока не желает заходить в театральное пространство, так как это может всё затянуть.

Для Германа-младшего это могло стать хорошим испытанием: существует культовый фильм отца, а спустя много лет появился спектакль по этой теме.

Не случилось. Тогда я предложил Марии Станиславовне Брусникиной. Ей понравился материал, она увлеклась работой. Главные роли исполняют Иван Волков и Светлана Колпакова. Мы еще сыграем спектакль 22 июня. Нужно понять, как эта тема заинтересует зрителей. Большая часть людей предпочитает легкий и веселый материал, но надеюсь, те, кто приходит в театр для сопереживания и переживания серьезных вещей, будут продолжать посещать наш спектакль.

Художественный театр предлагает широкий выбор спектаклей для каждого вкуса. В этом сезоне представлены «Самоубийца» Николая Рощина, «Старший сын» Андрея Калинина, «Русалка» Максима Меламедова, «Морж, учитель и поэт» Саши Золотовицкого, «Флешбэк 2002» Веры Поповой и «Осень» Андрея Гончарова. Сезон получился очень разнообразным.
Позиция Художественного театра и твоя, насколько я понимаю, — это стремление к открытому диалогу со зрителями, не только на сцене. Проект «Художественный разговор с художественным руководителем» на Малой сцене, беседы Александра Цыпкина о жизни театра и его планах, — это пример такого диалога, в котором может принять участие каждый зритель. Ты готов к неожиданным вопросам?

Настроен на эту волну потому что все здесь для того, чтобы зритель приходил в театр, подключался к увиденному. В проекте «АРТХАБ» зрители смотрели эскизы и задумки спектаклей, обсуждали, критиковали и хвалили. Большой дефицит общения. Форма открытого диалога в театре востребована потому что люди мало говорят друг с другом, мало слушают друг друга. В театре возможность даже молча в зале участвовать в диалоге, быть подключенным к ситуации. Понимаю, что это форма, которая нужна Московскому Художественному театру сегодня.

«АРТХАБ» продолжался два года. В текущем сезоне появилась передышка, но в скором времени появится новая необычная история под названием «Сонеты Шекспира».

В рамках «АРТХАБа» реализуется лабораторный проект, где воплощаются любые интересные идеи. С «Сонетами» так: восемь режиссёров ставят по десяти минутные сцены – каждый свою новеллу. Из этих мини-спектаклей соберём один большой спектакль и увидим, как это работает. Может получиться новый Шекспир? Улыбается.)

В каждой новелле участвуют одни и те же актеры. Как удивительно, что актерам приходится работать с большим количеством режиссёров в короткий срок, каждый со своей эстетикой и взглядом!

Эта практика полезна для артистов. Театр большой, не все могут играть главные роли. Здесь собрались счастливчики, попавшие в такое шекспировское пекло. Помимо режиссеров драматического театра, там есть и режиссеры по пластике, а также один композитор дебютирует в режиссуре. Сейчас ребята реализуют свой замысел. 23 мая зрители увидят эту Шекспириаду.

В Художественном театре сложилась традиция открывать каждый сезон премьерой на Основной сцене. Следующий сезон откроется постановкой спектакля «Кабала святош» Михаила Булгакова под руководством Юрия Квятковского. Интересно, что в роли Мольера уже играли руководители МХАТа: Олег Николаевич Ефремов, Олег Павлович Табаков, а теперь и Константин Юрьевич Хабенский. Случайное совпадение?

Возможно, это совпадение, а возможно, знак от Юры Квятковского, когда он предложил несколько пьес. Мне показалось, что «Кабала святош» — хорошее название для Художественного театра сейчас, тем более Булгаков — знакомый автор для нашего театра. Не хочу много говорить о «Кабале святош», поскольку идут репетиции и мы присматриваемся друг к другу. Пригласили Николая Максимовича Цискаридзе на роль Людовика XIV, попали в яблочко, потому что он ярый «людовиковед» и «людовикоман», знает о нем и о том времени практически всё.

Ну Николай Цискаридзе — вообще интеллектуал.

Николай — очень добрый и чудесный человек. Некоторое волнение у него вызвано тем, что мы нарушили привычную ему структуру, статуарность и «балетность», но всё же сохранили в меру пластику. Работаем со словом и психотипом Людовика.

Это ты захотел пригласить Николая?

Об этом размышляли с Юрием Квятковским. Ему не хотелось обычного актера, ему нужна была значимая фигура нынешней эпохи. Так появилась мысль позвать Николая Максимовича в Московский Художественный театр.

Здесь мы поставим многоточие. И прекрасных дальнейших репетиций!

По поводу традиций могу сказать, что не считаю открытием нового сезона премьерой традицией.

Но так получалось последние несколько лет. И это здорово.

Вот так. Посмотрим, посмотрим. Нужно следовать обычаям, а «так получалось» звучит деликатенее. Улыбается.)

Перейдём к другой традиции. Премию Художественного театра, присуждаемую с конца марта три года подряд, .

В Художественном театре никогда не было премий. Мы решили не нарушать традиции основателей театра и предложили на 125-летие премию для молодых в разных областях искусства. Цель — подсветить таланты, поддержать артистов и, возможно, найти соавторов. Кроме статуэтки лауреаты получат возможность на один день использовать Новую сцену Художественного театра: проводить лаборатории, фестивали, показывать спектакли.

Несколько таких вечеров уже прошло. Особенно мне понравилась встреча с примой-балериной Большого театра Елизаветой Кокоревой… Еще один мхатовский проект посвящен 100-летию Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Павел Ващилин создал спектакль «Люблю. Целую. Кеша.» по документальной пьесе Александры Машуковой. Спектакль о Смоктуновском, но не как об актере прежде всего. Это его личная история, совершенно потрясающая, в основе — письма Смоктуновского и его жены Суламифь. Играют совсем молодые артисты. Режиссер нашел очень интересную содержательную форму. И это настоящий Художественный театр.

Это определенно Художественный театр. Нужно поведать о людях, которым мы по-прежнему восхищаемся в профессии, рассказать о них с необычной стороны, раскрыть то, что они, возможно, скрывали от зрителей. Мне кажется, Павел Ващилин точно попал и в материал, и в драматическую грань, которая, быть может, всегда была за мягкой улыбкой Иннокентия Михайловича. Мы показали это зрителю. Молодые артисты работают отлично. И я подумал: не нужно ограничиться юбилейной датой, а продолжим играть спектакль на сцене Художественного театра. Пусть зрители, которые пропустили или не слышали об этой истории, придут и посмотрят.
Скоро состоится юбилей еще одного знаменитого актера — Евгения Киндинова. Мы организуем вечер в рамках проекта «Мхатовские пятницы». Это актер-легенда, он попал в Художественный театр до ефремовской поры и служит там до сих пор. 30 мая Евгений Киндинов выйдет на сцену со своей супругой Галиной, однокурсницей и тоже мхатовской актрисой. Разговор будет о любви, преданности театру и искусству.

В надежде на чуткое руководство тобой, как ведущим этого вечера, пусть он станет настоящим праздником любви.

В театре множество мероприятий. В июне пройдет в третий раз конкурс короткометражного кино. Тема этого года — «Че о че». Чехов о человеке. Топ-10 фильмов-номинантов опубликован на онлайн-платформе, и все желающие могут их посмотреть. Победитель снимет расширенный короткометражный фильм с актерами Московского Художественного театра по оригинальному сценарию.


С «Роскосмосом» продолжается сотрудничество. Ежегодно артисты Художественного театра посещают Байконур с новой литературно-музыкальной программой, а 12 апреля, в День космонавтики, показывают ее на Основной сцене театра. Недавно состоялись масштабные гастроли в Санкт-Петербурге.

Гастроли прошли так стремительно, что кажется, будто это было уже год назад. Только что актеры вернулись с театрального фестиваля из Венесуэлы. Спектакль «Чрево» там отыграли на огромной площадке, хотя здесь мы его играем на Новой сцене, всего на 100 мест.

Это для актеров полезный опыт.

В Венесуэле жарко, там люди не обращают внимания на костюмы и декорации. Этот фестиваль напоминает площадной театр или импровизацию, а здесь — настоящий драматический спектакль. По-моему, многие зрители были поражены тем, что такой театр тоже существует.

Костя, понимаю, что к следующему сезону множество задумок, но преждевременно об этом высказываться. Ты обычно деляшься ими на собрании с актёрами — это уже привычка.

Необходимо внести коррективы. У нас много планов, нужно разобраться, реализуем все или какие-то моменты следует изменить. Это естественно.

Театр полон жизни. Важно, чтобы вдохновение было сильным и высоким.

Дай Бог.

Ну а пока ждем премьеру «Жил. Был. Дом.».

Да я и сам жду!