Анастасия Алексеенко, ведущая «Модного блога», рассказывает о двух тенденциях в мире моды: передовых и традиционных. Она объясняет, как они формируются и в чем их суть?
В мире моды всегда существуют как минимум два направления. Раньше я называла их high fashion и low fashion, хотя эти термины оказались не совсем подходящими. High fashion часто вызывал недопонимание и ассоциировался с Haute couture. Подобное разделение на «низкий» и «высокий» всегда вызывало ощущение оценочности. Тогда я задумалась и предложила более приемлемые обозначения: передовой и отстающий. Понимаю, что некоторым будет непросто отбросить оценочный аспект и в этом случае. Но, по моему мнению, эти термины более точно отражают суть.
Вообще, мода всегда была неоднородна, традиции костюма всегда различались и расходились по нескольким направлениям. Но очень долгое время в истории человечества эти расхождения и традиции были в первую очередь обусловлены разницей в социальном положении. Прописанные или негласные регламенты, кому и как положено одеваться. И часто они просто не пересекались вообще. А в некоторых позициях — могли даже конфликтовать друг с другом. Так, например, еще в XIX веке очень сильной была разница между одеждой крестьянства, одеждой высших классов и одеждой разночинцев и средних купеческих слоев. Особенно это заметно по женской одежде — в том отношении, что правила приличия совершенно разные. Та оголенность плеч, та открытость и иногда тонкость, прозрачность материалов, которая использовалась в высших кругах, — в низком сословии считалась неприличной открытостью.
Я вспоминаю книгу «Крепостные королевны», повествующую о крестьянских девочках, которых помещик призвал для участия в крепостном театре. И вот, когда крестьянская девочка впервые примеряет платье с открытыми плечами, ей становится неловко демонстрировать его публике, поскольку подобный наряд кажется ей слишком откровенным и неприемлемым. Понятно, что такая разница в допустимости открытости тела связана с социальными нормами и культурными представлениями. Если бы в то время крестьянская девушка в крестьянском обществе надела бы платье, похожее на наряд Наташи Ростовой, то, боюсь, ее не только высмеяли бы, но и сочли бы непристойной и легкомысленной, что могло бы представлять реальную опасность.
В XX веке наблюдался значительный рост миграции населения в города, сопровождавшийся усвоением «городского образа жизни», знаний и образования. Социальные барьеры постепенно стирались – и это происходило не только в нашей стране после революции, но и во многих других странах мира, хотя и в разной степени. Безусловно, различия сохраняются, однако они стали менее заметными и практически незаметными для постороннего наблюдателя. Более детальную информацию, например, о сословных различиях в одежде англичан (которые очень внимательно относятся к сохранению классовой структуры), можно найти в отрывках из книги социолога Кейт Фокс (подростковая мода, взрослая мода), и в документальных фильмах, затрагивающих эту тему. Однако даже у англичан эта разница всё чаще проявляется в аспектах бытовой культуры, а не в одежде. Что касается моды, то новым фактором, разделяющим модные тенденции в XX веке, становится финансовое благосостояние.
В XX веке социальная структура становится более подвижной, социальные лифты начинают функционировать более эффективно, а доход и род занятий всё чаще определяют статус человека (и его изменение). Формируется условное деление на представителей «белых» и «синих» воротничков. Важно учитывать, что в социальные структуры активно включаются женщины, что также отражается на моде. Одежда светских дам высшего общества существенно отличалась от нарядов работающих горожанок. В этот период возникает понятие «соревнование с женщиной из семьи Вандербильт». Появляются журналы, посвященные жизни состоятельных слоев населения. Женщины с более скромным достатком стремятся воспроизвести наряды, чтобы хоть в какой-то мере соответствовать вожделенному образу жизни.
Здесь также стоит упомянуть развитие самой отрасли и влияние медиа на продвижение товаров и услуг. Однако это требует отдельного, более подробного рассмотрения.
XXI век кардинально изменил привычный порядок вещей. Я бы даже сказала, что он не просто изменил, а полностью перемешал все факторы, подобно работе блендера. Теперь мы наблюдаем, как эта «смешанная масса» вновь разделяется на отдельные группы, адаптируясь к новым реалиям. И это новое разделение происходит по линии культурных, социальных и интеллектуальных приоритетов. Значительное влияние на этот процесс оказала и феминизация общества. Также важна общая унификация одежды по различным параметрам, таким как цена и гендер. При этом наблюдается определенная маргинализация сексуальности. Сексуальность, конечно, существует и не исчезла, но её проявления сегодня существенно отличаются от тех, что были, например, в золотую эру Голливуда.
Как проявляется расслоение в наши дни? Как я уже отмечала, можно выделить два условных вектора: передовой и отстающий. В настоящее время передовым является то, что характеризуется интеллектуальностью и отсутствием сексуальности. В некоторых случаях к этому можно добавить натуральность, проявляющуюся в используемых материалах, внешности и прочих аспектах. Отсутствие сексуальности обусловлено социальными изменениями. Женщина все менее воспринимается как объект, который должен украшать мир, цокая по улицам на каблучках. А является вполне себе активной единицей, которая, надев к удобному платью яркие кроссовки, бежит открывать собственный стартап. Почему я еще называю это «интеллектуальной модой»? Во‑первых, потому что подобные ценности разделяет все же более образованная прослойка общества. Во‑вторых, играют роль такие составляющие, как сложный крой, высокотехнологичные ткани, вписанность в определенный lifestyle-концепт.
На этом фоне та мода, которую мы наблюдали в начале двухтысячных, с её излишней яркостью, гламуром и сексуализацией, сегодня выглядит несколько устаревшей. Устаревшей не в плане актуальности дизайнерских коллекций (ведь бренды, работающие в этом ключе, продолжают выпускать новые и интересные работы), а в плане лежащих в основе принципов. Акцентирование внимания на женской сексуальности в моде утратило свою актуальность. Продвижение в моде демонстрации богатства, роскоши и гламура также не соответствует современным тенденциям. Хотя эти элементы, безусловно, продолжают существовать и никуда не исчезли, акценты изменились.
Наиболее заметно различие в подходах проявилось в образах госпожи Макрон и миссис Трамп (точнее, в тех дискуссиях, которые возникли вокруг их нарядов). Именно эта статья спровоцировала оживленные обсуждения. Однако, по моему мнению, немногие действительно пытались понять, о чем она.
Я создала таблицу. Она, безусловно, весьма приблизительна. Однако, в ней можно выделить ключевые различия:
Это нестабильное положение дел. То, что сегодня признается прогрессивным, завтра может утратить актуальность и даже исчезнуть. В качестве примера можно привести фрагмент из романа «Супружеская жизнь» Эрве Базена, где жена выбирала ткани для дома и отдала предпочтение синтетическому волокну, несмотря на его более высокую стоимость. В то время это считалось передовой технологией и считалось очень прогрессивным использовать новые синтетические материалы, отказавшись от привычных всем, «слишком простых» и малоинтересных льна и хлопка. Сейчас мы наблюдаем изменение приоритетов. Когда синтетика стала дешевой и потеряла свою актуальность, натуральные материалы стали цениться все выше. Однако и эта ситуация не является постоянной, поскольку в моде не может быть ничего окончательного.
В скором времени мы вернемся к этой теме и обсудим, какие модные ролевые модели сегодня диктует передовая мода, а какие ролевые модели тяготеют все же больше к моде отстающей. Это связано, конечно, и с самим представлением о женском теле. Я уже писала, что идеал женского силуэта сегодня — «прямоугольник», а не «песочные часы». В общем, даже в рамках одного стиля происходят изменения. И бохо сегодня — не такой, каким был 10 лет назад.