Для женщины беременность, роды и первые годы жизни ребенка знаменуют собой период наиболее значительных перемен. По мере взросления детей трансформируются и матери.
Методы, которые были эффективны с младенцем, перестают работать с ребенком дошкольного возраста и могут вызывать непонимание у подростка. На каждом этапе развития требуется новое понимание ребенка, учет его потребностей и постоянное внимание к нему. Изменения в личности матери позволяют уверенно переходить от одной ступени развития к другой вместе с ребенком.
Наш эксперт, кандидат филологических наук, писательница и мать пятерых детей Диана Машкова, поделится советами о том, как лучше понимать ребенка и правильно интерпретировать его индивидуальные черты в разные периоды взросления.
Начальный этап трансформации (первый год жизни)
Для младенца мать – это центр его вселенной. Новорожденный не способен обеспечить себя самостоятельно. Таким образом, в течение первого года жизни ребенок и мать живут в тесной взаимосвязи. Прикосновения, колыбельные, ласковые разговоры и нежные игры – это не потеря времени, а необходимые условия для полноценного развития мозга и организма ребенка. Не говоря уже о важности ношения малыша на руках на протяжении первого года жизни. Известный биолог Адольф Портман рассчитал, что для рождения ребенка, полностью готового к жизни, требуется не только девять месяцев беременности, но и двадцать один месяц: за это время ребенок в утробе матери достиг бы уровня развития, позволяющего ему передвигаться самостоятельно и проявлять независимость.
Природа распорядилась иначе. В связи с этим, принцип «мама рядом» является одним из ключевых для полноценного развития ребенка. Как отмечает Марина Мелия в своей книге «Мама рядом», в течение беременности у матери и младенца формируются определенные биологические установки, которые сохраняются и после рождения малыша».
Раньше полагали, что в течение первого года жизни младенцу необходимы исключительно питание и защита от матери. Но дальнейшие, обширные исследования позволили ученым сделать иной вывод:
Здоровая психика и умение любить у человека развиваются благодаря позитивной эмоциональной связи с матерью в раннем возрасте.
Второй этап развития (от одного до трех лет)
С того момента, как ребенку исполняется год, необходимо, чтобы мама поощряла его самостоятельность. Он начинает делать первые шаги и изучать окружающий мир.
Ограничение самостоятельности у ребёнка, которому всего год, способно негативно сказаться на его развитии.
Вместо немедленного удовлетворения желаний, как это было в младенчестве, ребенок начинает постигать ценность ожидания и сталкивается с первыми границами — словами «нет» и «нельзя». Даже если малыш испытывает разочарование, ему необходимо утешение от матери, а не возможность мгновенного получения всего, что он хочет».
«Я понимаю, что ты испытываешь гнев, обиду или расстройство», – говорит мама, называя чувства ребенка, – «мне очень жаль, но это недопустимо!». Она ни в коем случае не отвергает малыша, не говорит: «ты плохой мальчик/плохая девочка, я тебя больше не люблю!».
Признание родителями чувств ребёнка позволяет ему прийти к убеждению, что его любят вне зависимости от обстоятельств.
Получается ценный опыт: негативные эмоции приемлемо переживать, главное – уметь корректно их проявлять, подобно тому, как это делает мать, используя слова.
Значимая фаза отделения наступает в конце второго года жизни и обычно характеризуется как кризис трех лет. Если родители осведомлены о его проявлениях заранее – о том, что постоянное стремление к самостоятельности и отрицание, свойственные трехлетнему ребенку, обусловлены его природой: это не проявление упрямства, а необходимость обрести индивидуальность – этот период проходит безболезненно и не оказывает негативного влияния на взаимоотношения.
Третий этап трансформации (от трех до шести)
В дошкольном возрасте мама является для ребёнка мудрым источником информации о мире. Неустанные вопросы требуют подробных ответов, объяснений причинно-следственных связей и предоставления исчерпывающей информации. Именно так дети усваивают новые знания. Поэтому устаревшие родительские фразы вроде «вырастешь — узнаешь» или «любопытной Варваре на базаре нос оторвали» стоит оставить в прошлом: они препятствуют развитию и могут задеть чувства ребёнка.
В возрасте около четырех-пяти лет вопросы, связанные с полом, приобретают особую значимость. Девочки стремятся подражать своей матери, а мальчики копируют поведение отца. У них может возникнуть фантазия о том, чтобы «жениться на маме», и с этой идеей необходимо очень деликатно, но при этом твердо работать, прежде всего, с мамой: «Малыш, я уже замужем за папой и очень его люблю. А когда ты подрастешь, ты встретишь замечательную девушку, полюбишь ее и женишься на ней».
Начиная с трехлетнего возраста, роль отца приобретает первостепенное значение: мать, как бы «уступая» ребенка, дает ему возможность стать проводником для сына или дочери в обществе.
В подобных ситуациях требуется проявить мудрость, чтобы ребенок мог сблизиться с отцом, не испытывая ревности и обид. Преодоление этой ступени взросления способствует формированию устойчивого психического здоровья.
Четвертая стадия изменений охватывает диапазон от семи до двенадцати)
В период школьного возраста родителям следует постепенно делегировать ребенку ответственность, поскольку он уже обладает достаточной зрелостью и способен выполнять многие задачи самостоятельно. В частности, он может вполне удовлетворять большую часть своих базовых потребностей без помощи родителей. Не стоит ему в этом препятствовать!
В этот период и впоследствии родители могут с энтузиазмом посвящать себя своим делам, поддерживать гармоничные отношения и укреплять супружество, чтобы подать ребенку позитивный пример семейных отношений. Однако важно избегать чрезмерной опеки».
Наступает период, когда необходимо отвлечься от ролей, которые определяли предыдущие годы, особенно от забот, свойственных материнству на начальном этапе».
Когда дети вырастают, многие матери, глубоко вовлеченные в их жизнь, могут ощутить чувство собственной невостребованности и отчуждения. Им бывает трудно адаптироваться к тому, что подростки развивают увлечения, не связанные с семьей. В этой ситуации маме важно найти возможности для реализации своих способностей, продолжать самосовершенствоваться или, если есть такая возможность, сосредоточиться на воспитании младшего ребенка.
Положение школьника в обществе требует значительной вовлеченности в учебу, что сокращает возможности для общения с семьей.
Окружение школьника выходит за рамки семьи и включает в себя более широкий круг людей.
Пятая стадия трансформации связана с подростковым возрастом)
Подростку необходима «новая» мама, которая умеет видеть в нем зрелую личность и выстраивать отношения, основанные на взаимном доверии. Происходит медленное дистанцирование от взрослых и стремление найти себя в компании ровесников. Развивается глубокое, личное общение с близкими друзьями. Наступает период самоопределения и первого выбора направления в жизни.
Период подросткового возраста характеризуется индивидуализацией, поиском себя и формированием личности. Стремясь к самостоятельности, подросток стремится к независимости от взрослых и начинает принимать решения самостоятельно.
Когда в семье царит взаимное уважение, ребенок имеет собственные обязанности и может высказывать свое мнение, подростковый период обычно протекает более гладко.
В ситуациях, когда устанавливается авторитарное правление родителей, столкновения и противостояния с растущими детьми, увы, становятся практически неминуемыми.
Родители должны прежде всего помнить о том, что их ребенок по своей сути добр, и поддерживать его, веря в его возможности.
Поведение подростков, обусловленное недостатком опыта или сформировавшимися в детстве чертами характера, может существенно отличаться. Однако необходимо всегда выяснять причины бунта и неповиновения, а не навешивать на ребенка ярлык.
Для чего меняется мама?
Предоставление родителям возможности для личностного роста оказывает положительное влияние на гармоничное развитие ребенка. Чтобы ребенок повзрослел, ему необходимо иметь возможность самостоятельно принимать решения и взаимодействовать с окружающим миром.
Основополагающие факторы, определяющие здоровье и устойчивость человека, формируются в его раннем детстве, в основном до трехлетнего возраста. Неслучайно во многих государствах реализуются программы поддержки материнства и детства, известные как «первые 1000 дней жизни» (идея, предложенная ЮНИСЕФ). Государство должно оказывать поддержку семьям с маленькими детьми, предоставляя матерям необходимые ресурсы. В этот важный период развития родителям крайне необходимо уделять ребенку максимум внимания, чтобы избежать проблем в будущем.
Внимание и осознанность со стороны родителей способствуют гармоничному развитию и благополучию детей.
Материнство – это череда разнообразных жизненных опытов, возможность примерить на себя различные, порой контрастные, роли. Суть воспитания заключается в том, чтобы успевать за собственными изменениями, которые происходят параллельно с ростом и развитием ребенка.