Поколению, появившемуся на свет после 1989 года, уже придали прозвище «поколение снежинок». Представители этого поколения, выросшие в обеспеченных семьях, характеризуются повышенной уязвимостью и одновременно проявляют агрессивное поведение. Воспитание таких детей представляет определенные трудности, их инфантильность и эмоциональность выходят за рамки нормы. Они убеждены, что мир обязан им, а они не обязаны миру. Анна Кулешова решила дополнить эту не слишком позитивную картину и подчеркнуть, что ситуация еще более сложная.



Эти дети не являются востребованными и нужными семье в привычном понимании: они не способны выполнять роль помощников по хозяйству (их даже не всегда можно выпустить на улицу), им нельзя поручить заботу о младших братьях и сестрах, и не стоит рассчитывать на их добровольную помощь, ведь попытки авторитаризма и навязывания родительского контроля встретят сопротивление.


Уязвимые существа, склонные брать, но не умеющие отдавать. В определенной степени они лишены гендерных и возрастных характеристик: фиалки, не предназначавшиеся для материнства, мальчики, не стремящиеся к ответственности и защите нуждающихся. Они не достигнут зрелости ни в семь, ни в четырнадцать, ни в восемнадцать, ни в двадцать один год, и к тридцатилетнему возрасту по-прежнему будут называть себя девочками и мальчиками… Традиционные нормы и представления о ролях для них утратили свою значимость, однако новая система пока не сформировалась. Родители надеются, что молодые люди захотят не только наслаждаться жизнью, но и стать квалифицированными специалистами, однако вокруг слишком мало примеров успешной карьеры и слишком много историй о талантливых людях, вынужденных подрабатывать в службах доставки, что делает настойчивые речи о важности высшего образования и профессиональных достижений неловкими.

Наиболее негативный аспект заключается в том, что для многих родителей дети стали серьезным бременем, требующим значительных затрат энергии.

Ушли те времена, когда достаточно было родить ребенка и дать ему базовый уход, чтобы считаться хорошей матерью. Сейчас все изменилось. Необходимо обеспечить доступ к репетиторам, предоставить телефон, оплатить обучающие лагеря и отдых на море, нанять няню и выбрать лучшую школу, обеспечить модную одежду и проявлять терпение к детским особенностям и капризам. Нужно позволить ребенку самовыражаться, допускать ошибки, не требовать ничего взамен и смириться с тем, что взросление может затянуться.

По моему мнению, мы допустили ошибку, когда в приоритет была поставлена безопасность детей, а их самостоятельность и свобода были ограничены. Конечно, не мы сами, а родители оказались лишь частью более широкой системы, не сумевши заметить необратимые изменения.


В конце XIX века концепция, ориентированная на ребёнка, получила широкое распространение. Психологи и педагоги начали переоценивать эффективность строгого и планомерного воспитания, отдавая предпочтение самовыражению и творчеству. Эта идея завоевала популярность, и родители с интересом восприняли взгляды итальянки Марии Монтессори и российского педагога Константина Вентцеля, которые в сущности говорили об одном: ребёнку необходимо расти свободным, авторитетность неприемлема, а жестокость в воспитании — и вовсе недопустима. Центральное место должны занимать понятия «индивидуальность» и «любовь».


Этот позитивный взгляд оказался привлекательным и многообещающим не только для родителей. Коммерческие структуры и государства оперативно осознали, какие преимущества можно получить от повсеместной гуманизации воспитания и детства. Предприниматели быстро расширили масштабы индустрии потребления. К концу XX века все авторитетные торговые точки оборудовали детские секции с актуальными моделями одежды для детей, развивающими игрушками, специализированным питанием и прочими товарами. Родители не могли позволить себе подобное разнообразие, однако появилась возможность предоставить своим детям все самое лучшее. Разве не этого мы желаем своим близким, да? Чтобы они были счастливы… А вопросы, связанные с избыточностью вещей и тем, что родители тратят значительную часть времени на заработок ради ненужного потребления в ущерб общению с детьми, стали нежелательными для обсуждения.

Если любишь — покупай и терпи.


Её отличительной чертой стал беспрецедентный уровень надзора (включая использование технических устройств и программ, которые в маркетинговых целях позиционируются как «Детская безопасность» и «Родительский контроль») и переход от физического насилия к психологическому давлению. Родители перестали физически наказывать детей, теперь они подрывают их морально, лишая свободы и самостоятельности, и формируя из них послушных и бесполезных людей, чья главная ценность, по их мнению, определяется успехами в школе и отсутствием каких-либо проблем. Они приучают детей к постоянному наблюдению и постепенно утрачивают понимание того, что доверие может быть альтернативой контролю…

Мы все попали в сложную ситуацию: с одной стороны, чрезмерное внимание к детям и акцент на их потребностях, при этом сложно, не задевая детских чувств, потребовать от них даже выполнение простых обязанностей, например, уборку в комнате или помощь в приготовлении ужина; стремление обеспечить детям все самое лучшее сразу кажется оправданным и естественным (а как иначе?). В то же время современные родители испытывают огромную незащищенность и несут большую ответственность (им не оказывают поддержки ни родные бабушки – многие хотят или вынуждены работать, а не сидеть с внуками, ни государство, которое умело использует родительскую любовь, ни учителя и медики, перегруженные и зачастую попросту недоступные) и сталкиваются с отсутствием возможностей для социального продвижения. В связи с последним обстоятельством родители вовлекаются в соревнование за иллюзорное успешное будущее детей практически с самого раннего возраста: необходимо устроить ребенка в детский сад при хорошей школе, сотрудничающей с университетом, нанять репетиторов, чтобы «ребенок показывал результаты», оплачивать обучение в университете, чтобы – будем надеяться! – выросший ребенок получил достойную работу и зарплату.

К этому важному этапу взросления дети подходят, не имея никакого опыта самостоятельности, навыков организации свободного времени и способности нарушать установленные правила. Без всего этого повзрослеть довольно сложно. По сути, они не похожи на спартанцев, которые, согласно описаниям Плутарха, взрослели, нарушая границы дозволенного:

«Некоторые отправлялись для этого в сады, другие тайно проникали в сесситии, стремясь продемонстрировать свою хитрость и осторожность. Застигнутых с поличным жестоко наказывали плетьми, как нерадивых воров. При любой возможности они похищали еду, при этом учились нападать на спящих и обходить бдительных сторожей. Обнаруженных в воровстве подвергали наказаниям, включающим голод: рацион спартанцев был намеренно скудным, чтобы заставить их самостоятельно справляться с тяготами и воспитывать в них смелость и изобретательность».

Дети – словно снежинки. Они хрупки, неустойчивы, уникальны и готовы к жизни в мире, который пока не существует.

Фото: Getty Images