Каждый Новый год Юрий Белов с теплотой и некоторой грустью пересматривал фильм «Карнавальная ночь», вспоминая счастливые годы своей молодости, когда он, молодой и привлекательный, исполнил роль обаятельного Гриши Кольцова, после чего стал кумиром миллионов советских зрителей и любимцем женщин.

В один из предновогодних вечеров, вернувшись из бани и оставшись наедине дома, 61-летний актер включил телевизор, надеясь провести время за просмотром фильма, однако в этот раз у него не получилось.Новости СМИ2

Детство и юность

Юрий Белов с однокурсниками ВГИК

Юрий родился в Ржеве в 1930 году. Его отец служил военным летчиком, поэтому в детстве Юрию довелось много путешествовать вместе с родителями, переезжая из одного гарнизона в другой по месту службы отца. Сначала семья перебралась в Калининград, затем на Курилы, а впоследствии – на Дальний Восток.

Юрий Белов рос жизнерадостным и веселым мальчиком, увлекался сочинением фантазийных рассказов и с таким энтузиазмом их рассказывал, что многие считали его настоящим актером. По окончании школы Юрий подумал: «А почему бы и нет?» и решил попробовать поступить в театральный институт, чтобы получить актерскую профессию?

Он поехал в Москву и предоставил документы во ВГИК. Экзамены были сдавлены на отлично, и он даже прошел по конкурсу, который в тот год оказался особенно высоким. Неизвестно, оценила ли приемная комиссия его природный талант к актерству, или он соответствовал своим внешними данными для ролей простых советских парней – рабочих, водителей, крестьян – но он стал одним из студентов.

Юрий получил образование у выдающихся педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, и вскоре после окончания учебы его пригласил начинающий режиссер Эльдар Рязанов для участия в съемках фильма «Карнавальная ночь».

Творческая карьера Юрия Белова

Юрий Белов на съёмочной площадке фильма «Карнавальная ночь

Это был первый фильм, снятый режиссером, и изначально художественный совет подверг его резкой критике. Однако, когда в конце 1956 года картина вышла на экраны, она завоевала огромную зрительскую любовь и установила новые рекорды: количество проданных кинобилетов превысило численность населения страны, так как многие зрители посещали кинотеатры несколько раз.

Именно благодаря этому юный актер приобрел всесоюзную известность. На улице его узнавали женщины, мужчины завидовали его популярности у дам, а режиссеры активно предлагали роли в своих фильмах. В течение последующего десятилетия на экраны страны один за другим выходили фильмы с участием Юрия Белова.

«Фильмы «Девушка без адреса», «Королева бензоколонки» и «Весна на Заречной улице» продолжили успех «Карнавальной ночи» и стали знаковыми для советского кино, а Белов – одним из самых востребованных актеров 1960-х годов. Тогда он был известен как жизнерадостный, обаятельный молодой человек, веселый шутник и оптимист. Все верили, что его ждет блестящая актерская судьба.

Роман с Надеждой Румянцевой и измена любимой

Первой любовью Юрия Белова была Надежда Румянцева

Юрий Белов пережил свою первую любовь еще во время обучения во ВГИКЕ. На третьем курсе он увлекся студенткой Надеждой Румянцевой, которую перевели в их группу из другого театрального института, и она вскоре завоевала его чувства. Надежда была очарована энергичным и жизнерадостным парнем, и они начали встречаться.

Одногруппники считали их привлекательной парой, и никто не сомневался, что после учебы влюбленные заключат брак. Однако в группе был один человек, который не испытывал радости от их союза. Владимир Шурупов тоже был влюблен в Надежду, он упорно стремился завоевать ее внимание, писал ей стихи, дарил цветы и приглашал на свидания. И его настойчивость возымела действие — через год Надежда, расставшись с Беловым, ушла к Шурупову. Они заключили брак еще на последнем курсе института, но он оказался недолгим.

Юрий Белов и Надежда Румянцева впоследствии дважды пересекались на съемочной площадке, участвуя в съемках фильмов «Королева бензоколонки» и «Неподдающиеся», однако восстановить отношения им не удалось. Юрий тяжело пережил измену и утратил способность доверять женщинам. Утверждается, что именно тогда начались первые изменения в его поведении: он стал подвержен депрессиям, испытывал резкие перепады настроения и, по некоторым сведениям, даже пытался покончить с собой.

Психиатрическая клиника

Советский актер Юрий Белов

Работа помогала ему справляться с депрессией. Юрий Белов после окончания института начал работать в Театр-студию киноактера и активно снимался в кино, успев за десять лет сыграть в тридцати фильмах. Его персонажи часто сильно отличались от него самого — настоящего человека, который был общителен, весел и обаятелен. Однако сам он становился замкнутым, серьезным и чувствовал себя одиноким в личной жизни. Вскоре за ним закрепилась репутация странного человека, о таких говорят, что они «не от мира сего».

В психиатрической клинике Юрий Белов оказался в середине 20-х годов. Точные обстоятельства, приведшие к этому, остаются невыясненными. По одной версии, на него донесли коллеги по цеху из-за резкой критики в адрес первого секретаря партии Никите Хрущеве. По другим сведениям, родственники отправили его на лечение после того, как он предпринял неудачную попытку самоубийства.

Выписавшись через полгода, он больше не получал предложений о съемках в кино, а в театре ему порой доставались лишь небольшие роли, поскольку он бывал невнимателен и мог вести себя непредсказуемо во время спектаклей. Однажды, в свободный день, сидя дома в одиночестве, Юрий позвонил своей коллеге по театру Светлане Швайко, которая недавно пережила развод и тоже испытывала чувство одиночества. Он предложил ей навестить его. Светлана пришла и осталась.

Вступление во второй брак часто объясняют стремлением избежать одиночества

Юрий Белов и Светлана Швайко

Они стремились создать семью, и первые годы складывались удачно — они вместе ходили в театр, проводили выходные на даче, ездили на море в отпуск и путешествовали по стране на стареньком «Москвиче». С рождением сына Святослава через несколько лет, их семейное счастье, казалось, достигло пика.

Мальчик рос нездоровым и слабым, а количество ролей в кино и театре уменьшалось – и карьера Светланы не шла в гору. Чтобы обеспечить семью, Юрию приходилось подрабатывать на своем автомобиле, работая частным такси.

В 1972 году Юрий Белов исполнил свою последнюю главную роль. Режиссер Александр Орлов, будучи мужем лучшей подруги Светланы, пригласил Юрия в фильм «Стоянка поезда — две минуты», просто из сочувствия к их семье. 42-летний актер был неузнаваем в этой картине: он похудел, постарел, и прежней лучезарной улыбки и задорного блеска в глазах не было.

Он также появлялся в нескольких эпизодических ролях, однако они были настолько незначительны, что некогда популярного актера просто не замечали, и его постепенно стали забывать. Это снова и снова повергало его в депрессию, и начались проблемы с сердцем.

Расставание, депрессивное состояние и смерть в изоляции

Юрий Белов с сыном

Стремясь изменить их угасающую жизнь, Светлана покинула театр и решила заняться бизнесом, открыв кафе вместе с подругой. Однако неопытность в предпринимательстве привела к тому, что они столкнулись с вымогательством, после чего кафе было подожжено. Надежды на благополучие не оправдались, и семья оказалась в долгах.

Юрий перестал предпринимать какие-либо попытки изменить ситуацию или найти новую работу, он стал равнодушным к происходящему, и его все чаще охватывала депрессия. В конце концов, Светлана не смогла больше терпеть — она подала на развод, забрала сына и уехала к своим родителям. Однако бывшие супруги продолжали поддерживать связь: Светлана регулярно, раз в неделю, приходила, чтобы убираться в доме, стирать вещи и готовить еду.

В канун 31 декабря 1991 года она посетила Юрия, чтобы приготовить ему новогодний ужин. Открыв дверь своим ключом, она обнаружила, что ее никто не ждет. В квартире, кроме работающего телевизора, не было слышно ни звука. Он надеялся посмотреть свой любимый фильм в последний раз, но больное сердце неожиданно остановилось.

Юрия Белова похоронили на Кунцевском кладбище, где установлен скромный памятник с указанием дат его рождения и смерти. При жизни актер не был удостоен каких-либо званий и наград, оставаясь простым артистом. Воспоминания о нем хранятся в его самом любимом новогоднем фильме «Карнавальная ночь», который на протяжении 70 лет дарит зрителям нашей страны праздничное настроение.