«Мы допустили серьезную ошибку. Мы исполнили детскую мечту и подарили им дорогие компьютеры на Новый год», — так начинается рассказ психолога Ларисы Сурковой о методах снижения интереса ребенка к гаджетам. Это проблема, с которой, вероятно, сталкивается каждый родитель в наше время. Однако не все знают, как найти решение.

Действительно, кажется, что нынешнее поколение постоянно взаимодействует с экранами мобильных телефонов?

По данным исследования, проведенного Американской академией педиатрии, дети в настоящее время в среднем проводят у экранов гаджетов семь часов в день. Значительная часть двухлетних детей ежедневно пользуются смартфонами. И почти у каждого из них есть собственный мобильный телефон с неограниченным доступом к сети. К интернету постоянно подключены и 25% подростков в возрасте до 16 лет.

Согласно британским опросам, проблема зависимости от телефона затрагивает и европейцев. Почти 6 из 10 родителей выражают обеспокоенность тем, что их дети слишком много времени проводят перед экранами. Около 40 % английских подростков сообщили, что часто общаются с родителями через интернет, несмотря на то, что те находятся в другой комнате.

Согласно статистическим данным, собранным в России в 2010 году, ежедневно в сеть вместе с родителями выходит 88 % четырехлетних детей, а у половины детей до 14 лет встречается нежелательный контент: 19 % наблюдают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми. У трети российских детей, имеющих доступ к интернету, время, проводимое в сети, достигает 8 часов в день и является бесконтрольным. Всемирная организация здравоохранения уже признала интернет-зависимость заболеванием.

Телефонная зависимость действительно так опасна?

Врачи-педиатры отмечают, что длительное использование телефона у детей может привести к ожирению, задержке развития, нарушениям сна и депрессии. Это мнение получили косвенное подтверждение благодаря исследованию, проведенному американскими учеными. В рамках эксперимента 60 детей в возрасте 2 года были поделены на три группы. Одну группу усадили перед телевизором, где показывали мультфильмы с быстрой сменой изображений, второй показали развивающую программу, а третьим предложили порисовать. Увы, уже через 9 минут оказалось, что дети, смотревшие мультфильмы, хуже показали результаты тестов, оценивающих интеллектуальные способности.

Как предотвратить развитие у ребенка зависимости от телефона?

Первое и наиболее важное правило – не предоставлять ребенку электронные устройства, по крайней мере, до двух лет. Если же устройство уже оказалось у него в руках, ни в коем случае не забирайте его. В противном случае вы рискуете стать для него главным неприятелем, потерять его доверие и контакт, и уже не сможете что-либо изменить. Учитывая, что значительная часть общения в современном мире происходит в сети, лишение гаджета равносильно изоляции. Рекомендуется придерживаться советов психологов:

Необходимо сократить время, которое ребенок проводит перед экраном. Специалисты рекомендуют детям в возрасте от 2 до 5 лет использовать цифровые медиа не дольше одного часа в день. Важно установить ясные правила использования гаджетов для всех членов семьи. К примеру, можно определить зоны, где использование электронных устройств запрещено: кухню, гостиную или автомобиль. Следует настаивать на том, чтобы дети не использовали никакие устройства за час до сна. Здесь можно определить, сколько времени ребенок может проводить перед экраном, принимая во внимание школьные занятия, выполнение домашнего задания и другие виды деятельности. Для достижения наилучшего результата желательно проявить взаимопомощь и установить ограничения и для себя. Здесь можно ознакомиться с образцом семейного кодекса. Необходимо, чтобы родители придерживались установленных правил так же, как и их дети.

Помимо установленных норм, необходимо помнить о правах детей. Если ребенок лишен возможности удовлетворить свои потребности, он может начать игнорировать правила, спорить, лгать и утаивать информацию. Он будет соблюдать ваши требования, если вы будете проявлять уважение к его потребностям и правам.

Действительно, ограничения когда-либо оказывались эффективными?

Запреты на использование телефона для ребенка не всегда эффективны, гораздо продуктивнее предложить ему интересную альтернативу. Сокращая время, которое ребенок проводит с гаджетами, важно наполнить освободившиеся часы занятиями, дающими ему то, чего не могут предоставить технологии.

Посещение музея может стать прекрасной альтернативой использованию смартфона. На самом деле, это схожие зрительные впечатления, которые получает ребенок, смотря в экран телефона, однако усиленные благодаря непосредственному присутствию. Важно умело донести эту мысль.

Малыши в возрасте от пяти до шести лет существуют в мире образов, и их привлекают все яркие вещи, особенно красного цвета. На начальном этапе лучше предлагать им для просмотра простые композиции, изображения знакомых животных и людей. Работы импрессионистов идеально подходят для этой цели. Дети в возрасте от восьми до десяти лет уже способны воспринимать рассказ о картине и самом художнике, однако он не должен быть слишком объемным. Им также будут интересны пейзажи и все, что стимулирует воображение. Например, демонстрируя работы Лучо Фонтаны (художника, который разрезал холсты), можно задать вопрос: «А что ты замечаешь за прорезями в холсте?» Необходимо избегать споров с ребенком и предоставлять ему возможность высказаться. Подросткам в возрасте от тринадцати до пятнадцати лет важно не навязывать свою точку зрения, а вызывать интерес. На первый план выходит личность художника, его герой, поэтому их привлекают истории о том, как и почему он стал известен. Прекрасным выбором будут Рембрандт, Гоген, Ван Гог. Стоит рассказывать о стоимости картины, периоде ее создания, времени, затраченном на ее написание, а также о параллелях между событиями в личной жизни художника и изображением на картине. Ребенку также будут интересны беседы о символах, представленных на картинах.

Дети всех возрастов проявляют любопытство к материалам и процессу создания художественных работ. Поэтому, если представится такая возможность, рекомендуется посещать с ребенком мастерскую художника или скульптора. Важно рассказывать о применяемых техниках и о том, как работает творец. Это позволит вам, несомненно, пробудить интерес ребенка к искусству.
Разве достаточно просто отвести ребенка в музей, чтобы решить проблему?

Нельзя ограничиваться кратким описанием задачи: необходимо учитывать интересы, удивлять и избегать переутомления. Начать, что может показаться необычным, стоит с посещения виртуальных музеев. Это позволит выяснить, что именно увлекает ребенка, и выбрать наиболее подходящее место для посещения. А затем следует сам поход, при котором важно учитывать возраст ребенка.

Не стоит планировать первый визит в музей на дождливый день. У нас сложилось мнение, что лучшим развлечением в непогоду являются посещения музеев. Так получается, что отсутствие привычных дел стало ассоциироваться с походом в музей. Посещение музея должно быть обдуманным решением, своеобразным праздником, но ни в коем случае не способом заполнить свободное время. Утренние часы будней – оптимальное время для похода в музей с детьми: в залах не так много посетителей, а сотрудники стараются не отвлекать слишком любознательного ребенка, а наоборот, поддерживают его интерес, даже разрешают прикоснуться к экспонату, который обычно недоступен для прикосновений. Выбирайте музей, расположенный неподалеку от дома, чтобы избежать постоянных вопросов: «Ну сколько еще осталось?», «Когда мы приедем?». Если музей находится далеко и вы добираетесь до него не на автомобиле, ребенок вряд ли будет рад, узнав, что и по музею тоже нужно ходить пешком. Попробуйте взглянуть на вещи с точки зрения ребенка, ведь все картины и экспонаты рассчитаны на восприятие взрослого человека, и когда вы посмотрите на них снизу вверх, то поймете, что ваш ребенок видит все немного иначе. Предоставьте своему ребенку возможность выбора. Совершенно неважно, сколько шедевров мирового искусства он пропустит. Главное – то, на чем он остановит свой взгляд. Помните, что основная цель – вызвать интерес. К шедеврам можно будет вернуться и рассказать о них позже. Не торопитесь. Не стоит слишком много рассказывать о произведениях и экспонатах, иначе есть риск подавить собственные эмоции ребенка своими объяснениями. Можно немного рассказать о понравившейся картине и обсудить ее с ребенком. Кстати, перед посещением музея отведите детей в кафе: их настроение заметно улучшится, а сил для знакомства с прекрасным станет больше.

Существует два способа организации посещения: можно спланировать маршрут самостоятельно или воспользоваться готовыми экскурсионными программами, предлагаемыми музеями:

  • Для детей различных возрастных групп Эрмитаж организует экскурсии и проводит лекции.
  • В Центре искусств королевы Софии, хранящем произведения живописцев и скульпторов XX века, доступна интерактивная экскурсия.
  • В венской галерее «Альбертина» можно найти интересные мероприятия для семей, где посетителям рассказывают о тайнах живописи;
  • Для самых маленьких созданы игровые музеи. Если вы отдыхаете с ребенком в Берлине, стоит посетить музеи «Лабиринт» и MachMit. В Вене с детьми обязательно нужно побывать в музее Zoom. В Киеве или Москве музеи науки и техники «Экспериментаниум», созданные с учетом стремления детей копировать взрослую жизнь, пользуются большой популярностью.

Музей – лишь один из множества способов заставить ребенка отвлечься от телефона. Если экспозиции не привлекают, можно предложить попрыгать на батутах в торговом центре или записать на танцы. Выбор занятий зависит только от нашей фантазии. Но главное – ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине со смартфоном. А сколько времени в день вы сами проводите перед экраном мобильного устройства?