Ребят, которые воспринимаются как замкнутые, можно сравнить с крепкими, но неприступными косточками: им нужно время, чтобы дать ростки. Психолог Виктория Шиманская делится советами о том, как помочь таким детям обрести свой путь в жизни.
В детстве мы с любопытством сажали косточки в землю, представляя, как сейчас же появятся зеленые побеги. Затаив дыхание, наблюдали за тем, что происходит под землей. Дни шли один за другим, но ничего не менялось. В какой-то момент надежда на прорастание угасала. Мы испытывали разочарование и отчаяние, после чего каждый из нас решил действовать по-своему.
Некоторые оборвали полив упрямых косточек и семечек, возвращаясь к своим занятьям. Другие, полагая, что с зернышками что-то не так, вспахали землю и обнаружили либо загнившие косточки (из-за излишнего полива), либо уже проросшие ростки, которым испорчен весь сюрприз. Вероятно, после нашего вмешательства они перестанут расти.
Некоторые же всё-таки помнили о своих саженцах. Не переставали их поливать, говорить им ласковые слова, и вот теперь на подоконниках у них растут финиковые пальмы, абрикосовые деревья и лимоны.
Ребята, считающихся замкнутыми, обладают непоколебимым характером и трудно проникают в их мир.
Рассада требует большего времени для роста. Родителям же стоит проявлять больше терпения и деликатности, чтобы не подавить стремление своих детей чрезмерным контролем и давлением, напоминая им о том, что следовало бы сделать иначе в той или иной ситуации.
Хотите помочь? Не мешайте!
Не тревожьте свои семена в процессе их роста, поливайте их только тогда, когда почва станет сухой. Если вы видите, что кто-то погрузился в грусть — ободрите его добрыми словами; если он замкнулся – дайте ему улыбку; если высказывает недовольство – попросите его оставить все как есть, даже если хочется исправить и улучшить всё до мелочей. Покорность слушанию, наблюдению и терпеливое ожидание всхода — это трудная задача для любого.
Лучше стремиться к цели, чем отступать из-за неудач.
Детям, которые замкнуты в себе, необходима помощь и внимание. Им очень хочется ощутить поддержку и тепло родных. Нельзя оставаться равнодушными к таким детям и думать, что «нашего ребенка ничего путного не получится» — это ошибочное суждение.
Когда беспокойство по поводу ребенка превышает допустимые рамки, стоит позаботиться о создании благоприятной среды для него. То, что мы интерпретируем как замкнутость, может иметь множество причин и проявлений. Например, ребенок молчит в школе, учителя систематически игнорируют его или не дают ему возможности высказаться у доски.
В чем причина и как помочь?
В сложившихся условиях ребенок не может нормально развиваться.
Шум, скорость, монотонность и сложность — всё это мешает ему понять материал. Возможно, ему нужна иная форма подачи информации.
Некоторым детям легче воспринимать информацию на слух, например, в виде стихов или считалок. Другим необходима тактильная обратная связь, чтобы усвоить знания, им полезно использовать для этого предметы, например, орешки или камушки. Третьи дети предпочитают визуальную информацию, схемы и таблицы, а некоторые учатся лучше с помощью поэтических текстов.
Если ребёнок боится участвовать в уроке из-за трудности с освоением материала, попробуйте изменить формат его преподавания.
Расширьте свой набор инструментов обучения! Если уже применяли карточки, попробуйте стихи, если стих, – воспользуйтесь спичками или видео, нарисуйте картинки.
Найдётся способ, который подойдет для каждого ученика, даже самого упорного.
Ребенку страшно допустить ошибку
Может быть, умеешь — но что если всё пойдет не так? А как мама отреагирует? А вдруг учительница раскритикует или унизит, если я скажу что-то глупое? Лучше всего остаться незаметным, слиться с обстановкой, тогда проблем не будет. Так же можно уйти от расспросов родителей, сказав «все в порядке», чтобы потом не выяснилось, что ты совершил ошибку или неправильно поступил.
Если замечаете, что ребёнок предпочитает избегать ситуаций, где может провалиться, и потому выглядит замкнутым, постарайтесь уменьшить важность предстоящего теста или выступления.
Важно не бояться неудач. Если что-то получится – отлично! Если нет – тоже ничего страшного. Ошибки могут стать стимулом для новых идей и более креативных решений. Не забудьте отмечать достижения ребенка, даже самые маленькие успехи заслуживают похвалы и поддержки.
Ребенок слишком тонкокожий и чувствительный
Взаимодействие с окружающим миром приносит ему только проблемы. Такое бывает нечасто, но всё же возможно. Мальчик постоянно ощущает, что мир воспринимает его неправильно: учительница посмеется над его словами, дети будут смеяться в его адрес, мама расстроится, папа не поймет и так далее.
Ребенку с такой впечатлительной душой найти подходящее решение непросто, но можно начать с того, чтобы помочь ему испытать радость успеха, несмотря ни на какие страхи и сомнения.
Например, вместе придумать тему доклада, подготовиться к нему столько времени, сколько нужно (неделями или месяцами), а затем выступить перед классом и получить заслуженные аплодисменты. Или принять участие в совместном проекте с более смелым товарищем, который будет безоговорочно поддерживать вас. Еще можно найти особый талант, увлечение ребенка, и превратить его в мощный аргумент, «фишку», с помощью которой ему будет легко и уверенно двигаться по жизни. Обычно подобные идеи и таланты находят своих поклонников, и у чувствительного ребенка появляются единомышленники, помощники, даже фанаты и верные друзья.
Главное — сделать первый шаг.
Важно помнить для всех таких детей: правильный рост — это небыстрый рост.
Дайте вашим детям возможность развиваться постепенно, шаг за шагом.
Достижения не приходят сразу в виде огромного урожая, одолевающего молодую листву, а развиваются постепенно. Отвага — не то, будто ты украл у Гудвина все его смелые качества, а нарастающая сила с каждым верным решением, каждой неуместной оценкой и каждой улыбкой.
Невозможно предугадать, сколько времени потребуется юным саженцам, чтобы окрепнуть и расцвести. В моем детстве один финик пророс лишь спустя год, после того как я совсем о нем забыла. Вместе с этой могучей пальмой наша семья переживала переезды и ремонтные работы: дерево непрерывно росло и зеленело, поражая всех своей стойкостью.