
Ребят, которые воспринимаются как замкнутые, можно сравнить с крепкими, но неприступными косточками: им нужно время, чтобы дать ростки. Психолог Виктория Шиманская делится советами о том, как помочь таким детям обрести свой путь в жизни.
В юности любопытство берет верх: сажаем косточки, ожидая всходов прямо сейчас. Что же происходит под землей? С нетерпением следим за каждым днем, каждым часом. Но время идет — прорастания нет. Радость сменяется разочарованием, а каждый из нас ищет свой путь выхода из этой ситуации.
Некоторые оборвали полив упрямых косточек и семечек, возвращаясь к своим занятьям. Другие, полагая, что с зернышками что-то не так, вспахали землю и обнаружили либо загнившие косточки (из-за излишнего полива), либо уже проросшие ростки, которым испорчен весь сюрприз. Вероятно, после нашего вмешательства они перестанут расти.
Часть людей помнила о своих саженцах. Все еще заботилась о них: поила, ухаживала и разговаривала. И вот сейчас у них на подоконниках растут финиковые пальмы, абрикосовые деревья и цитрусовые деревца.
Ребенков, считающих замкнутыми, сложно переубедить и сломать.
Рассада требует большего времени для роста. Родителям же стоит проявлять больше терпения и деликатности, чтобы не подавить стремление своих детей чрезмерным контролем и давлением, напоминая им о том, что следовало бы сделать иначе в той или иной ситуации.
Хотите помочь? Не мешайте!
Не тревожьте свои семена в процессе их роста, поливайте их только тогда, когда почва станет сухой. Если вы видите, что кто-то погрузился в грусть — ободрите его добрыми словами; если он замкнулся – дайте ему улыбку; если высказывает недовольство – попросите его оставить все как есть, даже если хочется исправить и улучшить всё до мелочей. Покорность слушанию, наблюдению и терпеливое ожидание всхода — это трудная задача для любого.
Лучше стремиться к цели, чем отступать из-за неудач.
Замкнутым детям требуется помощь; все они жаждут быть услышанными. Просто отмахнуться от ребёнка, сказав «он тихий, ничем не отличается», — категорически неправильно.
Если беспокойство по поводу ребенка всё же сильное, стоит удостовериться, что мы создали благоприятную обстановку. То, что мы интерпретируем как замкнутость, может быть вызвано множеством факторов и проявляться по-разному. К примеру, ребенок не поднимает руку в классе, учителя его игнорируют целый период или ему не дают возможности выступить у доски.
В чем причина и как помочь?
Ребенок нуждается в другой среде.
Вещи кажутся чрезмерно громкими, стремительными и однообразными, да и к тому же непонятные… Возможно, проблема в том, что ему сложно понять материал из-за такого стиля преподавания.

Некоторым детям легче воспринимать информацию на слух, например, в виде стихов или считалок. Другим необходима тактильная обратная связь, чтобы усвоить знания, им полезно использовать для этого предметы, например, орешки или камушки. Третьи дети предпочитают визуальную информацию, схемы и таблицы, а некоторые учатся лучше с помощью поэтических текстов.
Чтобы понять причину замкнутости ребёнка, обратите внимание: если ребёнок не участвует в уроке (не поднимает руку, не подходит к доске) — возможно, ему сложно освоить материал. В таком случае попробуйте предложить альтернативные способы подачи информации.
Обогатите свой набор инструментов: если работали с карточками, попробуйте стихи, если стихи — спички, видео или рисунки. Для каждого найдётся подходящий путь к знаниям.
Ребенку страшно допустить ошибку
Учит, знает, может — но вдруг случится непредвиденность? А как отреагирует мама? А что скажет учительница, если сделаю глупость? Лучше оставаться незаметным, слиться с обстановкой, чтобы избежать неприятностей. Так же можно переждать любопытство родителей, ответив «все нормально», а то окажется ещё, что поступил или подумал неправильно?
Если ребенок предпочитает избегать возможных неудач, казавшись оттого замкнутым, попробуйте сделать более простым то, что оценивается, например, оценку или выступление.
Если получится — хорошо, если нет — тоже отлично! Ошибка — возможность вдохновения, которой можно воспользоваться, чтобы увидеть всё с новой стороны и найти ещё более подходящий выход. Не забывайте также отмечать достижения ребёнка: каждая малая победа, каждый удачный пример — повод радостно отметить успех своего растеньица.
Ребенок слишком тонкокожий и чувствительный
Любой контакт с миром для него — катастрофа. Такие случаи редки, но возможны. Ребенку всё время кажется, что мир повернется к нему неправильной стороной: учительнице будет смешно то, что скажет, дети будут смеяться, мама огорчится, папа не поймёт.
Ребенок с неуверенностью в себе нуждается в поощрении успеха, чтобы преодолеть страхи и сомнения. Можно начать с совместного планирования и подготовки доклада, который он сможет выступить перед классом, получив аплодисменты. Также можно предложить участие в проекте с более смелым товарищем, который будет его поддержкой. Важно развить у ребенка особый талант или увлечение, которое станет его сильным местом и даст уверенность в себе. Поклонники и единомышленники появятся у таких идей и талантов, ребенок найдет поддержку, помощников даже фанатов. Важно только решиться на первый шаг.
Запомните: правильное развитие происходит не быстро.
Дайте вашим детям возможность развиваться постепенно, шаг за шагом.
Триумф приходит не в одно мгновение, подобно внезапному ливню на молодой поросль, а постепенно. Мужество — не награда Гудвина, полученная путём подлости, а результат постепенного роста, укрепляющийся с каждым верным решением, каждой осмеянной предрассудком оценкой, каждый игривым телом улыбкой.
Невозможно предугадать, сколько времени потребуется юным саженцам, чтобы окрепнуть и расцвести. В моем детстве один финик пророс лишь спустя год, после того как я совсем о нем забыла. Вместе с этой могучей пальмой наша семья переживала переезды и ремонтные работы: дерево непрерывно росло и зеленело, поражая всех своей стойкостью.