Как помочь ребенку сосредоточиться на учебе дома, если у него трудности с концентрацией?

Цель нашей ассоциации — оказывать поддержку детям и взрослым, испытывающим трудности с дислексией, дисграфией и дискалькулией.
Недавно общественность стала активно обсуждать эти проблемы, в то время как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) уже давно известен и вызывает понимание среди людей по поводу сложностей, с которыми сталкиваются дети.

Дети с диагнозом СДВГ часто испытывают трудности в учебе, например, им сложно сосредоточиться, удерживать внимание и воспринимать информацию.

Специалисты по расстройству дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) предлагают ряд рекомендаций для корректировки соответствующих проявлений. Эти рекомендации могут быть полезны как детям, у которых диагностирован СДВГ, так и тем, кто не имеет этого диагноза, но испытывает трудности с учёбой.

Когда ребёнок не способен усидеть на месте и постоянно отвлекается во время занятий, например, заучивания стихов, обратите внимание на его предпочтения.
Может быть ему удобнее выполнять действия руками: крутить что-то, толкать мячик под столом? Или он лучше воспринимает информацию, рисуя во время беседы?

В мае на платформе вебинаров Ассоциации родителей и детей с дислексией состоится серия лекций на тему дислексии, которые проведет Ирина Лукьянова — учитель, журналист и администратор форума «Наши невнимательные гиперактивные дети».

Домашние занятия с ребенком, склонным к гиперактивности, требуют от сопровождающего взрослого большой уравновешенности и планирования: сложно управлять поведением ребенка, если самому приходится часто отвлекаться и волноваться.

Посиделки за уроками с малышом — дело для нервов. Дело в том, что ребенок не желает и не может трудиться, а взрослому приходится смириться с этим бездействием, пытаясь повлиять на ребенка обещаниями, криками, давлением, принуждением. Для облегчения этого процесса следует переосмыслить методы совместной работы над домашними заданиями.

Важно принять правильную позицию по отношению к ребенку: взрослый – не надсмотрщик, не начальник, а помощник. Ребенку нужна помощь не в выполнении самой работы, а в обучении её качественному выполнению. Взрослым следует мотивировать ребенка, показывать ему правильное выполнение и помогать проверять результаты.

Взрослые должны поддерживать ребенка, а не навязывать ему свое мнение. От этого зависит его самооценка и вера в свои силы для преодоления трудностей.

Чтобы процесс обучения прошел гладко, важно правильно его структурировать. Чем меньше ребенок сосредоточен, тем больше обязанностей берет на себя родитель. Нужно помочь малышу сформировать привычные схемы действий: сначала убрать лишнее с рабочего места, потом разложить нужные вещи. Проверить задание в электронном журнале, взять недостающие материалы у товарищей. Это уже основательная подготовка к работе. Успешно справился? – замечательно! Можно отдохнуть – но не заглядывать в гаджеты, а лучше попрыгать, например.

Вторая важная часть плана — непосредственно обучение. Что предстоит сделать завтра, послезавтра? Нужно ли спланировать действия для проекта, разворачивающегося в течение месяца? Как распределить задачи: самые сложные начать с первых или оставить на конец? Можно совместными усилиями отметить задания в учебниках и использовать закладки. Составить список задач на сегодня, вывесить его напоказ и галочкой отмечать завершенные пункты.

Важно уметь регулировать время работы и отдыха. Если чувствуешь усталость, необходим перерыв (но не пользуйся гаджетами, они могут отвлечь). Используй это время для самоанализа: сможешь ли выполнить уроки за час? За полтора? Сколько времени потребуется на три предмета? Чтобы ответить на эти вопросы, лучше сначала заметить, как долго ребенок способен сосредоточиться, сколько ему нужно отдыхать между занятиями и какие методы отдыха наиболее эффективны.

Упрекать ребёнка за промахи бесполезно: это оттолкнёт его от дальнейшей работы. Лучше содействовать ему в обнаружении ошибок, корректно их исправить и поблагодарить за успехи.

Для поддержания внимания у ребенка с повышенной активностью можно разрешить ему читать стоя или сидя на фитболе, держать в руках игрушку (мягкие силиконовые игрушки с щупальцами или пупырышками отлично подходят для этого), сжимать эспандер — то есть выполнять небольшие физические действия, которые способствуют концентрации. Но качаться на стуле не рекомендуется.

Когда ребёнок ещё совсем юный и с мотивацией у него трудности, на начальном этапе можно поощрять его за каждый выполненный этап работы – например, фишками, которые впоследствии обменивают на награду, или сладостями. Со временем эта система вознаграждений станет не нужна, а привычка разбивать большую задачу на маленькие части сохранится.

Оплачивать выполнение заданий или получение высоких оценок — сомнительное решение. Эта деятельность должна приносить пользу ребёнку самому, а не его родителям.

В краткой статье невозможно описать все нюансы обучения ребенка, который не может сосредоточиться. Подробно эта тема освещена в моей книге «Экстремальное материнство», посвященной воспитанию гиперактивных, невнимательных, импульсивных и неорганизованных детей. С 11 мая по понедельникам на площадке Ассоциации родителей и детей с дислексией я проведу серию вебинаров для учителей о помощи детям с СДВГ в классе. Все приглашаются! Просите своих педагогов присоединиться.

Источник