Как помочь ребенку сосредоточиться на учебе, когда живет дома?

Цель нашей ассоциации — оказывать поддержку детям и взрослым, испытывающим трудности с дислексией, дисграфией и дискалькулией.
Недавно общественность стала активно обсуждать эти проблемы, в то время как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) уже давно известен и вызывает понимание среди людей по поводу сложностей, с которыми сталкиваются дети.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) сталкиваются с проблемами в учебе, которые проявляются в частности в трудностях с сосредоточением, удержанием внимания на задаче и усвоением информации.

Специалисты по расстройству дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) предлагают ряд рекомендаций для корректировки соответствующих проявлений. Эти рекомендации могут быть полезны как детям, у которых диагностирован СДВГ, так и тем, кто не имеет этого диагноза, но испытывает трудности с учёбой.

Если ребёнок проявляет неусидчивость и часто отвлекается, например, во время запоминания стихотворения, обратите внимание на его способы восприятия информации. Возможно, ему удобнее выполнять какое-нибудь действие параллельно: крутить что-то в руках, под столом играть с мячиком, или рисовать, слушая вас одновременно.

В мае на платформе вебинаров Ассоциации родителей и детей с дислексией состоится серия лекций на тему дислексии, которые проведет Ирина Лукьянова — учитель, журналист и администратор форума «Наши невнимательные гиперактивные дети».

Работа с гиперактивным ребенком в домашних условиях ставит перед взрослым-воспитателем серьезные требования к уравновешенности и организации: собственные рассеянность и волнение только усложняют задачу по обучению ребенка.

Работа над уроками с ребенком часто становится испытанием для нервов.
Это происходит потому что ребенок не желает и не способен выполнять задания. Взрослый, оказавшись бессильным, пытается повлиять на ребенка уговорами, криками, давлением или принуждением. Чтобы сделать совместную работу над задачами более комфортной, стоит пересмотреть свои методы.

Важно наладить с ребенком правильные отношения: взрослый — не надзиратель, требующий безупречного результата, а помощник. Необходимо содействовать самостоятельности ребенка, помогая ему понять и выполнить работу сам. Взаимодействие должно быть направлено на мотивацию, обучение и самоконтроль, а не на принуждение к выполнению.

Взрослые должны поддерживать ребенка, а не навязывать ему свое мнение. От этого зависит его самооценка и вера в свои силы для преодоления трудностей.

Важно правильно организовать работу ребенка. Чем больше у малыша рассеянность, тем большую ответственность за это берет на себя родитель. Нужно научить его простейшим алгоритмам: сначала убрать лишнее с стола, потом разложить нужное. Затем проверить задание в электронном дневнике и собрать недостающее у друзей. Это основательная подготовка к заданию. Успел? Отлично! Можно отдохнуть — но не за компьютером или телефоном, а, например, попрыгать.

Вторая важная часть плана — непосредственно обучение. Что предстоит сделать завтра, послезавтра? Нужно ли спланировать действия для проекта, разворачивающегося в течение месяца? Как распределить задачи: самые сложные начать с первых или оставить на конец? Можно совместными усилиями отметить задания в учебниках и использовать закладки. Составить список задач на сегодня, вывесить его напоказ и галочкой отмечать завершенные пункты.

Важно уметь регулировать время работы и отдыха. Если чувствуешь усталость, необходим перерыв (но не пользуйся гаджетами, они могут отвлечь). Используй это время для самоанализа: сможешь ли выполнить уроки за час? За полтора? Сколько времени потребуется на три предмета? Чтобы ответить на эти вопросы, лучше сначала заметить, как долго ребенок способен сосредоточиться, сколько ему нужно отдыхать между занятиями и какие методы отдыха наиболее эффективны.

Упрекать ребёнка за промахи бесполезно: это оттолкнёт его от дальнейшей работы. Лучше содействовать ему в обнаружении ошибок, корректно их исправить и поблагодарить за успехи.

Для ребёнка с повышенной энергией допустимо читать стоя, сидя на фитболе, мнить игрушку (мягкие силиконовые игрушки с щупальцами или пупырышками отлично подходят), давить эспандер – любые мелкие физические действия, которые помогают сконцентрироваться. Качаться на стуле не рекомендуется.

Для малышей с низкой мотивацией на начальном этапе полезно поощрять выполнение каждого шага работы — например, фишками для обмена на приз или сладостями. С течением времени в такой системе поощрения не будет необходимости, а умение делить большую задачу на меньшие сохранится.

Оплачивать домашние задания или хорошие отметки неправильно: данная задача важна для ребенка самого себя, а не для родителей.

В краткой статье невозможно описать все нюансы обучения ребенка, который не может сосредоточиться. Подробно эта тема освещена в моей книге «Экстремальное материнство», посвященной воспитанию гиперактивных, невнимательных, импульсивных и неорганизованных детей. С 11 мая по понедельникам на площадке Ассоциации родителей и детей с дислексией я проведу серию вебинаров для учителей о помощи детям с СДВГ в классе. Все приглашаются! Просите своих педагогов присоединиться.

Источник