Фильм «В бой идут одни старики», созданный в 1973 году, заслуженно считается одним из самых ярких киноработ о Великой Отечественной войне и спустя годы не утратил своей значимости, продолжая вызывать сильные эмоции у зрителей.
Картина Леонида Быкова оставляет глубокий след в душе каждого, кто её смотрит.
Многие не осведомлены о том, что этот человек когда-то мечтал о карьере военного летчика и даже посещал летную школу, а его известная роль в кино стала отражением нереализованной мечты.
Мечта о небе и рождение идеи
С самого детства Леонид Быков грезил о полетах.
С ранних лет Леонида Быкова занимала мечта о полетах. В 1943 году его юношеские планы стать пилотом столкнулись с действительностью: из-за небольшого роста, не превышающего 160 сантиметров, и выявшимся ранее завышением возраста, в поступлении в летное училище ему отказали. Пытаясь изменить свою судьбу, Быков указал неверные данные о возрасте, но правда все же стала известна.
Леониду Быкову потребовалось несколько лет, чтобы поступить в летную школу в Ленинграде. Однако обстоятельства сложились иначе: когда он был принят, военные действия прекратились, и школу закрыли. Тем не менее, военная авиация стала для будущего режиссера фильма безграничным источником вдохновения.
Реализация замысла о создании картины, воспевающей героизм летчиков времен войны, привела к началом работы над сценарием. В этом процессе Быков привлек Александра Сацкого и Евгения Оноприенко. Изначальная задумка заключалась в том, чтобы представить историю не только о бесстрашных пилотах, но и о летчиках, чьи души были наполнены музыкой и любовью.
Сюжет фильма появился не случайно: он основан на множестве историй и воспоминаний настоящих ветеранов воздушных боев.
Высокая комиссия не дала положительной оценки представленной работе, отметив, что персонажи, которые должны были изображать защитников страны, вместо этого занимаются беспелыми песнями. Однако Леонид Быков не стал отказываться от своих намерений после отказа со стороны руководства. В ходе гастролей он зачитывал публике фрагменты из своего сценария. Аудитория была в полном восторге, причем положительные отзывы выражали не только обычные зрители, но и ветераны, непосредственно столкнувшиеся с лишениями военных лет. Благодаря общественному резонансу чиновникам пришлось пойти на уступки.
Для создания фильма значительную помощь оказал герой войны, опытный военный летчик, маршал Александр Покрышкин, к которому Леонид Быков обратился за консультациями. Благодаря его участию удалось задействовать настоящую военную авиатехнику в съемках. Несмотря на изначальное нежелание маршала помогать, Быкову удалось убедить его. Он направил Покрышкину сценарий фильма. Прочитав его, маршал был восхищен и распорядился выделить для съемок пять самолетов. В дальнейшем авиатехника была перебазирована на киевский аэродром «Чайка». В работе над фильмом также приняли участие генерал авиации Харламов и военный летчик Анатолий Иванов, которые на протяжении всего съемочного процесса предоставляли создателям картины консультационную поддержку.
На самолете были нарисованы ноты.
Музей ВВС выделил самолет У-2, широко известный как “Кукурузник”, для съемок. Хотя полеты для этой машины были исключены, ее двигатель оставался исправным, что позволяло использовать ее для передвижения по земле. Управление нелетающим аппаратом было поручено Людмиле Петраш, чемпионке УССР по самолетному спорту. В ходе работы было установлено, что тормозная система самолета не работает. Во время съемок едва не произошла авария с оператором: согласно сценарию, Людмиле необходимо было остановить самолет вблизи него, однако из-за неисправности тормозов выполнить этот маневр не удалось. Оператор в испуге бросился бежать, а члены съемочной группы, понимая угрозу, поспешили к “Кукурузнику”, чтобы остановить его, схватив за хвостовую часть.
Изначально Быков намеревался создать цветной фильм, но получил отказ и был предоставлен черно-белая пленка узкого формата. Позже стало ясно, что это решение было оправданным: черно-белая картинка обеспечила фильму большую естественность, а архивные съемки боевых действий, выполненные в черно-белом цвете, гармонично дополнили художественный стиль картины.
Для предотвращения повреждений лакокрасочного покрытия самолетов, художники применяли гуашь для создания необходимых визуальных эффектов. Однако это вызывало определенные сложности, поскольку краска под воздействием дождя размывалась, что требовало ее повторного нанесения. Впоследствии художники нашли способ решения этой проблемы: они начали добавлять в гуашь клей, что существенно увеличило устойчивость краски к воздействию влаги. В то же время, удаление клеевой гуаши с поверхности самолетов оказалось сложной задачей, и даже после окончания съемок на учебных машинах долгое время можно было заметить следы звезд и даже немецкой свастики.
Подбор актёрского состава и прототипы
Сергей Подгорный в роли Смуглянки.
Леонид Быков не только выступил в роли режиссера, но и сам исполнил главную роль – капитана Титаренко, по прозвищу «Маэстро». Это позволило ему, пусть и косвенно, осуществить давнюю мечту о карьере летчика. Капитаном Титаренко послужил реальный военный летчик Виталий Попков, также командовавший эскадрильей и имевший позывной «Маэстро». Его подразделение называли «Поющая эскадрилья» из-за наличия хора и даже джазового оркестра. Помимо Попкова, в создании образа участвовали и другие ветераны войны. По словам Быкова, «Маэстро» – это собирательный образ, сформированный на основе рассказов многих людей, принимавших участие в военных действиях.
Леонид Утесов, узнав об уникальном коллективе поющих авиаторов, был настолько впечатлен их мастерством, что принял решение сделать им оригинальный презент – две машины, собственноручно подписанные им в знак благодарности: “Веселые ребята” и “От джаз-оркестра Леонида Утесова”. Идея необычного способа выражения, объединившего военную деятельность и любовь к музыке, принадлежала Василию Емельяненко, Герою Советского Союза и летчику, чье прошлое было связано с факультетом композиторов Московской консерватории – он предложил размещать на фюзеляжах самолетов нотные символы.
Решение о том, кто сыграет Виктора Щедронова в фильме «Смуглянка», оказалось под вопросом, когда Анатолий Матешко, которого уже утвердили на эту роль после успешного прослушивания, неожиданно получил телеграмму с требованием срочно прибыть на другую съёмочную площадку. В результате съёмочной группе пришлось в спешке искать другого исполнителя. В этот момент на съёмочной площадке находились студенты Киевского театрального института, которых пригласили для участия в эпизодах. Быков, внимательно осмотрев молодых людей, выбрал Сергея Подгорного и предложил ему ознакомиться со сценарием и сменить одежду, так как именно ему теперь предстояло воплотить образ «Смуглянки». Персонаж «Смуглянки» был вдохновлен образом друга Леонида Быкова, Виктора, погибшего во время войны.
Актер Рустам Сагдуллаев, известный как «Ромео», воплотил на экране образ младшего лейтенанта Сагдуллаева. Режиссер Быков обратил на него внимание во время съемок фильма «Мой добрый человек», что примечательно, их фамилии оказались идентичными. Несмотря на занятость в другом кинопроекте, Сагдуллаеву удалось принять участие в съемках. Появление актера в кадре в шлемофоне не было случайным. Для работы над фильмом «Мой добрый человек» ему требовалась длинная прическа, в то время как для фильма «Старики» была необходима короткая стрижка. Лишь после завершения работы над первым фильмом актер подстригся и приступил к съемкам у Быкова без шлемофона.
Роль юной Евгении Симоновой исполнила Маша.
Для исполнения роли Маши Быков утвердили начинающую актрису Евгению Симонову. Во время прослушивания она испытывала сильное волнение, однако, ощутив поддержку Леонида Быкова, смогла успокоиться.
Для участия в роли летчика Алябьева Быков обратился к своему знакомому Алиму Федоринскому. Выбор фамилии Алябьев был обусловлен тем, что во время войны семья Быкова была эвакуирована в Барнаул, где получила помощь от семьи Алябьевых. Таким образом, Быков стремился отдать дань уважения людям, которые поддержали его и его семью в непростой период.
Изначально роль «Кузнечика» должна была исполнить Владимир Конкин, однако он был занят на съемках фильма «Как закалялась сталь». В итоге роль досталась Сергею Иванову. По его словам, это стало возможным благодаря его целеустремленности и умению находить выход из сложных ситуаций. Ознакомившись со сценарием до других, он не позволял Быкову вмешиваться. Режиссер был поражен настойчивостью молодого человека и одобрил его кандидатуру. Как и образ «Маэстро», персонаж «Кузнечика» был вдохновлен Михаилом Попковым. Сам Попков подшучивал, что в фильме его личность будто бы разделилась на две. Сюжет о вечном дежурстве, который лег на плечи «Кузнечика», также основан на реальном эпизоде из жизни Попкова, который за свои проступки был вынужден находиться на дежурстве на аэродроме в течение двух месяцев.
На роль механика Макарыча выбрали известного актера Алексея Смирнова, и Быкову пришлось убеждать чиновников в правильности этого выбора. В руководстве не приветствовалось участие комедийного актера, получившего известность благодаря роли Феди из «Операции Ы», в драматической картине. Один из чиновников, не выбирая смягчающих выражений, заявил, что у Смирнова «глупое» лицо и он не соответствует требованиям серьезной роли. Быков, высоко ценивший Смирнова, не мог оставить это без внимания. Он напомнил чиновникам о героическом прошлом актера, прошедшего всю войну, о его многочисленных медалях и наградах. И даже поставил условие: либо Смирнов исполняет роль Макарыча, либо он отказывается от режиссуры фильма. Перед подобным аргументом чиновники уступили. Актер получил роль Макарыча. Для него эта роль стала настоящим подарком судьбы, позволив выйти за рамки комедийного амплуа и проявить себя как драматического актера.
Связь между Смирновым и Быковым отличалась прочностью и искренностью. Весть о трагической гибели Быкова в автомобильной аварии 11 апреля 1979 года стала для Смирнова сильнейшим потрясением, потребовавшим обращения к врачам. Его организм не справился с горем. 7 мая 1979 года, в день, когда планировалась его выписка из больницы, Алексей Смирнов умер в своей палате.
Знаменитая «Смуглянка» и завещание Быкова
Алексей Смирнов и Рустам Сагдуллаев – на кадрах из фильма.
Сейчас песню «Смуглянка» неразрывно связывают с этим фильмом. Леонид Быков впервые услышал её в юности, во время путешествия на поезде. Она произвела на него настолько глубокое впечатление, что через много лет он решил использовать её в своей картине.
Авторами выступили Ян Шведов и Анатолий Новиков. В свое время произведение не приобрело широкой известности и воспринималось как несколько легкомысленное. К 1940-м годам оно было практически забыто. Тем не менее, благодаря Леониду Быкову, песня получила второе дыхание и обрела бессмертие. За три года до своей гибели Леонид Быков составил завещание, в котором попросил актеров, снимавшихся в фильме, исполнить на его похоронах песню «Смуглянка». Его последняя воля была исполнена.
На премьеру фильма, состоявшейся в 1973 году, пригласили не только должностных лиц, но и летчиков, участвовавших в Великой Отечественной войне. По окончании показа зал наполнился аплодисментами, многие зрители не смогли сдержать слез. Однако среди присутствующих украинский чиновник выразил свою неодобрение фильму. Он критиковал чрезмерное внимание к музыкальному сопровождению в период, когда происходили человеческие жертвы, и утверждал, что на войне подобного не наблюдалось. Но ветераны-летчики встали на его защиту, отметив, что война – это не только сражения и смерти. В ней всегда находилось место для товарищества, любви и песен, которые помогали военнослужащим пережить трудные времена. После премьерного показа и выхода в широкий прокат в августе 1973 года кинофильм быстро завоевал всенародную любовь. Перед кинотеатрами выстраивались огромные очереди желающих посмотреть нашумевшую картину Леонида Быкова. Всего фильм посмотрело огромное количество зрителей – почти 45 миллионов человек. В том году картина заняла третье место по кассовым сборам в СССР, уступив только фильмам “Невероятные приключения итальянцев в России” и “Калина красная”.
В 2009 году появилась колоризированная версия, предоставившая зрителям возможность увидеть картину в новом свете. Однако, многие посчитали это неуважением к классическому фильму и высказали сомнения в целесообразности его раскрашивания. В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) представил ограниченную серию внедорожников “Хантер”, оформленных изображением нотного стана из фильма “В бой идут одни старики” и подписью “Маэстро” – это стало выражением почтения к фильму. Леонид Быков создал поистине выдающееся произведение, сумев не только отразить реалии войны, дружбу и любовь, но и показать сплоченность и братство различных народов, объединенных общей целью – одержать победу над противником.