В наше время каждый ребёнок знаком со смартфонами. Школьники много времени проводят у экрана гаджетов, телевизора и компьютера. Родители беспокоятся о том, что это может негативно повлиять на детей: искажённое представление о внешности, мошеннические объявления, а в худшем случае — снижение зрения. Возможен ли отказ от экранов – решительно ли нужно его полностью исключить? Об этом поговорим с семейным терапевтом Еленой Шамовой.

ДО ДВУХ ЛЕТ

С маленьким ребенком можно познакомиться с телефоном, телевизором или другими устройствами как с обычным предметом: рассказать о его внешнем виде, текстуре, цвете, показывать, как его включать и выключать.
Важно быть рядом и объяснять все действия ребенка во время знакомства. Не оставляйте малыша без присмотра перед экраном – это может привести к перевозбуждению и проблемам со сном.

В этом возрасте важно много играть с ребёнком. Просмотр мультфильмов не заменит физических упражнений. Если малыш посмотрел, например, серию «Морковка» из «Малышариков», покажите ему настоящую морковь, чтобы он ощутил её на ощупь и понял, как она выглядит в реальности. Можно даже придумать игру: аккуратно отнять у малыша устройство с мультфильмом, взять несколько игрушек и настоящую морковку. Разложите их перед ребёнком, затем покажите овощ и назовите его. Предложите малышу найти морковь и показать её вам.

ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Я советую ограничивать время пребывания ребенка перед экраном 30-40 минутами в день. Разделите это время на несколько частей по 15 или 10 минут. За это время малыш может играть в игры на мобильном телефоне, смотреть мультсериалы, которые бывают даже по 10 минут длиной, например, «Тима и Тома» или «Смешарики».

С совместным просмотром не обязательно каждый раз проводить время вместе. Можно просто узнать у ребёнка о сюжете серии, о приключениях его любимых героев. Это поможет сблизиться, понять его переживания, и он станет больше делиться своими мыслями с вами.

ОТ ШЕСТИ ЛЕТ И СТАРШЕ

Детям начальной школы допустимо до часа общения с гаджетами каждый день, а старшеклассникам — не более двух часов. Временной лимит можно разделить на несколько частей. К помощи приходят короткие мультфильмы, которые могут стать любимыми у ребенка. Современные мультисериалы часто совмещают обучение и развлечения (edutainment).

Мультфильмы такого плана включают в себя образовательные моменты. Например, сериал «Фиксики» за шесть минут может объяснить устройство Солнечной системы, работу электрического чайника и принцип действия сенсорного экрана простым языком, чтобы ребенок не отвлекся и смотрел до конца серии. Такой мультфильм привлекателен не только для детей, но и для взрослых.

Как поступить, если раньше не было ограничений на длительность просмотров?

Вводя ограничения может быть сложнее, но не отчаивайтесь. Общайтесь с ребенком, объясняя причину своих действий.
Важно помнить: не стоит совершать поступки без объяснений. Ниже приведены примеры практик, которые способствуют формированию здорового отношения к экранам.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Совет №1: начинаем с себя

Ребята усваивают привычки, наблюдая за взрослыми. В доме, где во время ужина отказываются от телефона и постоянных переключений передач на телевидении, ребенок тоже будет следовать такому порядку.

Предложите занятие, которое покажется им увлекательным. Например, сыграйте в настольную игру или создайте фигурки животных из пластилина.

Совет №2: не используйте гаджеты за 30-60 минут до сна

Польза крепкого сна распространяется не только на детей, но и на родителей. Синий свет экранов подавляет выработку мелатонина – гормона, отвечающего за регуляцию «биологических часов». За час до отхода ко сну важно обеспечить отдых как детской, так и взрослой психике, чтобы избежать перевозбуждения и быстрее заснуть.

Совет №3: используйте «родительский контроль»

Этот совет применим до того момента, как ребенок достигнет подросткового возраста (примерно 13 лет). В этот период дети еще не всегда ясно различают добро и зло, эти понятия им вкладывают родители. Благодаря таким настройкам ваши отпрыски не попадут на сайты для взрослых, можно будет ограничить время пользования устройством и виды приложений, доступных для загрузки.

Совет №4: сохраняйте хладнокровие, когда случается вспышка эмоций.

Иногда капризы — это попытка добиться своего, пользуясь эмоциями. Если исполнить просьбу невозможно, надо сказать об этом честно.
Важно сохранять спокойствие и не поддаваться раздражению.

Вместо того чтобы смотреть экран, решайте настоящие проблемы.

Телевизор превращает действительность в вымышленное пространство. Если ваш ребенок достаточно старший, обратитесь к нему за помощью, поручив ему конкретное задание. Возможно, предложите ему награду за труд, хотя чаще всего, если занятие нравится ребенку, он будет вам помогать с радостью, даже без всякой компенсации.

Совет №6: поощряйте хобби и увлечения

Проявляйте интерес к тому, чем увлечен ваш ребенок, поддерживайте его занятия и хвалите за старания. Если малыш любит рисовать, обратите внимание на мелкие детали его работ, скажите ему, что получилось особенно хорошо, но не критикуйте и не сравнивайте его с другими детьми.

Источник