Заболевание чаще всего диагностируют в первые три года жизни, однако о его ранних признаках мало кто осведомлен.
Аутизм – это серьезное психическое расстройство, характеризующееся выраженной склонностью к самоизоляции, проявляющейся в отстраненности от окружающего мира и снижении эмоциональной выразительности. Заболевание встречается у детей разного пола, независимо от их расовой принадлежности и социально-экономического статуса. Как правило, аутизм является следствием неврологических нарушений, влияющих на работу мозга.
По данным Росстата за 2020 год, в России насчитывалось около 33 тысячи детей школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Это на 43% превышает показатель 2019 года, когда таких детей было 23 тысячи.
Как выявить аутизм у ребенка?
Признаки расстройства аутистического спектра обычно проявляются у детей в возрасте от двух до трех лет. Часто можно заметить отклонения, если ребенок не отвечает на определенные действия родителей. В частности, у него могут возникать трудности в установлении близких отношений с окружающими.
«Дети с расстройством аутистического спектра не отвечают взаимностью на проявление любви и заботы со стороны родителей, их поведение не отличается в зависимости от того, взаимодействуют ли они с людьми или с предметами. Одной из характерных черт является избегание зрительного контакта, отсутствие «глазового» взаимодействия“.
Помимо этого, эксперт выделяет и другие характерные признаки: замедленное развитие речи, трудности в невербальном взаимодействии, отсутствие интереса к творческим играм. Научные исследования показывают, что поведение детей с аутизмом отличается от нормы: их движения характеризуются некоторой вычурностью, повторяемостью, а мимика и моторика лишены разнообразия. У детей с таким диагнозом также могут возникать нарушения сна, а также наблюдаться проявления агрессии и страха.
Чем может быть вызван аутизм?
Причины возникновения аутизма на современном этапе остаются не до конца понятными для ученых. В отличие от синдрома Дауна, синдромов Патау, Марфана и ряда других состояний, у людей с аутизмом не выявляется генетических нарушений. Специалисты предполагают, что развитие аутизма может быть связано с осложнениями, возникшими в процессе родов или в период внутриутробного развития плода.
По словам врача, при дисфункции головного мозга у пациента может наблюдаться повышенная активность, отклонения в поведении во время игр и снижение когнитивных способностей. При этом специалист подчеркивает, что родителям бывает сложно самостоятельно определить, есть ли у ребенка аутистические черты, и для установления точного диагноза необходимо пройти обследование у педиатра и других специалистов, включая психиатра).
Своевременная постановка диагноза позволит родителям и специалистам оперативно приступить к лечению ребенка и помочь ему вернуться к полноценной жизни в обществе.
«У многих детей с аутизмом есть возможность закончить среднее образование, освоить профессию и работать, однако полноценной личной жизни им удаётся достичь редко, и браки заключают единицы».
Есть ли способы лечения?
В терапии аутизма выделяют различные подходы. По мнению экспертов, необходим комплексный план лечения. Это подразумевает сочетание медицинских процедур, работы по развитию навыков общения и социализации, а также психологической поддержки, необходимой как пациенту, так и его близким.
Медицинская терапия направлена на устранение вегетососудистой дистонии и снижение выраженности психопатических симптомов, таких как нарушения сна и вспышки агрессии. Психотерапевтические занятия, в свою очередь, предназначены для улучшения психологического состояния всех членов семьи, обучения ребенка методам управления приступами агрессии и страха, а также для корректировки его поведения в соответствии с общепринятыми социальными нормами.
«Комплексные реабилитационные мероприятия направлены на то, чтобы помочь ребенку развить членораздельную речь, освоить навыки самообслуживания и поддержать его в процессе получения образования».
При всех сложностях ребенок нуждается в интеграции в социум и должен получать поддержку как от родителей, так и от специалистов. Необходимо также учитывать, что диагноз «аутизм» не является препятствием и не определяет дальнейшую жизнь.
Что входит в процесс социализации?
Социализация предполагает воспитание, обучение в детских школьных учреждениях, взаимодействие с животными и проявление любви к ребенку. Необходимо, чтобы ребенок ощущал любовь и заботу окружающих его людей. Исключать ребенка из общества недопустимо.
Вопросы, связанные с лечением и образованием, рассматриваются в индивидуальном порядке. Для каждого ребенка разрабатывается персональная программа, включающая психологические тренинги и различные виды творческой деятельности. При этом принимаются во внимание многочисленные факторы, такие как наличие музыкального слуха и особенности координации движений.
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера представляет собой форму аутизма, при которой интеллект, речь и когнитивные способности сохранены, то есть отсутствуют признаки умственной отсталости, но наблюдаются заметные трудности в социальной коммуникации. Дети, страдающие синдромом Аспергера, часто проявляют замкнутость, склонность к уединению и испытывают сложности в понимании намерений окружающих. Вместе с тем, их интеллектуальное развитие может быть значительно выше, чем у их ровесников.
Дети с синдромом Аспергера нередко демонстрируют сосредоточенность на конкретных областях знаний. Их внимание обычно концентрируется на довольно узких темах, например, они могут предпочитать просмотр только определенной телевизионной программы или игру с одним и тем же игрушечным предметом. Эта особенность развития может иметь и свои преимущества. Ребенок, страдающий синдромом Аспергера, способен добиться значительных успехов в деятельности, которая предполагает усидчивость и внимательность к деталям, такой как математика, музыка или изобразительное искусство.