Что делать, если ребенок не может сосредоточиться при выполнении домашних заданий, и как организовать занятия дома.
Наша ассоциация создана для поддержки детей и взрослых, испытывающих сложности, связанные с дислексией, дисграфией и дискалькулией. Активное обсуждение этих проблем началось относительно недавно. Что касается СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то эта тема уже давно находится в поле зрения общества, люди осведомлены о существовании этого расстройства и о трудностях, с которыми сталкиваются дети.
● СДВГ проявляется, в частности, в проблемах с обучением, таких как трудности с концентрацией внимания, поддержанием усидчивости и усвоением информации.
Эксперты, изучающие СДВГ, предлагают различные подходы для коррекции связанных с ним особенностей. Эти методы могут быть полезны как для детей, у которых диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности, так и для тех, кому требуется дополнительная поддержка в учебном процессе.
● Если ребенок проявляет непоседливость и невнимательность, и вы пытаетесь, к примеру, помочь ему выучить стихотворение, обратите внимание на то, как он лучше всего воспринимает информацию. Возможно, ему легче усваивать материал, когда он занят чем-то, например, крутит предмет в руках, перекатывает мяч под столом, или слушает вас, одновременно рисуя?
В мае на вебинарной площадке Ассоциации родителей и детей с дислексией Ирина Лукьянова, учитель, журналист и администратор форума «Наши невнимательные гиперактивные дети», проведет серию вебинаров, посвященных этой теме.
Работа с гиперактивным ребенком в домашних условиях предъявляет высокие требования к взрослому, который этим занимается, и предполагает наличие у него значительного запаса спокойствия и способности к самоорганизации: ведь сложно добиться организованности у ребенка, если сам взрослый подвержен отвлечениям и нервозности.
Занятия с ребенком над уроками часто вызывают напряжение. Это связано с тем, что ребенок не расположен к работе и не способен ее выполнять, и взрослый оказывается не в силах справиться с такой ситуацией, пытаясь воздействовать на него посредством уговоров, криков, давления и принуждения. Чтобы облегчить процесс, необходимо изменить методы, используемые при совместной работе над домашними заданиями.
● Прежде всего важно выстроить корректные отношения с ребенком: взрослый не должен выступать в роли надзирателя, контролирующего нерадивого ученика, или руководителя, требующего безукоризненного выполнения задач. Ребенку не нужна сама по себе работа, ему необходимо научиться выполнять ее самостоятельно. Поэтому задача взрослого заключается не в принуждении к труду, а в стимулировании, обучении правильному выполнению и самоконтроле.
Задачи взрослого – содействие, а не давление. Именно от него зависит, насколько ребенок ощущает себя защищенным, насколько он верит в собственные силы и способность справиться со сложными задачами.
● Второй важный аспект — грамотная организация процесса: чем сложнее ребенку сосредотачиваться, тем больше усилий по организации требуется от родителя. Необходимо помочь ребенку сформировать устойчивые действия: вначале убрать с рабочего места лишнее, затем разложить перед собой необходимое. Проверить задание в электронном дневнике, попросить отсутствующие материалы у одноклассников. Это значительный подготовительный этап. Выполнил? — замечательно. Можно отдохнуть — но не с использованием электронных устройств, а, скажем, попрыгать.
● Значительная часть учебного процесса – это непосредственно занятия. Необходимо определить, какие задания предстоит выполнить завтра и послезавтра. Следует ли приступить к работе над долгосрочным проектом, рассчитанным на месяц? В какой последовательности выполнять задачи: начинать с наиболее сложных или с более простых? Полезно отмечать важные задания в учебниках и использовать закладки для быстрого доступа к ним. Также рекомендуется составить список текущих задач на отдельном листке, разместить его на видном месте и вычеркивать выполненные.
Необходимо обращать внимание на моменты, когда требуется перерыв: если чувствуешь усталость, отдохни (но избегай использования электронных устройств, так как они быстро отвлекают). Одновременно можно развивать навыки самоанализа и саморегуляции: сможешь ли ты выполнить домашнее задание за час? За полтора? Сколько времени потребуется для работы над тремя предметами? Однако для этого родителям рекомендуется сначала понаблюдать за тем, как долго ребенок способен сохранять концентрацию, сколько времени ему необходимо для отдыха между занятиями и какие методы восстановления наиболее эффективны.
Критика ребенка за допущенные ошибки неэффективна, поскольку может привести к потере им мотивации к дальнейшей работе. Гораздо продуктивнее помочь ему самостоятельно обнаружить неточности, исправить их с вашей поддержкой и отметить достигнутый прогресс.
При повышенной гиперактивности у ребенка допустимо чтение в положении стоя или сидя на фитболе, использование игрушек для снятия напряжения (особенно сейчас популярны мягкие силиконовые игрушки с различными выступами), а также упражнения с эспандером – то есть, выполнение небольших физических действий, способствующих поддержанию внимания. Раскачивание на стуле, напротив, не рекомендуется.
Когда ребенок еще очень мал и испытывает трудности с мотивацией, целесообразно поощрять его за каждое небольшое достижение – например, выдавать фишки, которые можно будет обменять на желаемый подарок, или давать небольшие сладости. Постепенно потребность в таких поощрениях исчезнет, однако умение разделять объемную задачу на более мелкие этапы сохранится.
Оплата выполненных учебных заданий или высоких баллов — не лучший подход: такая деятельность в первую очередь должна приносить пользу самому ребёнку, а не его родителям.
В рамках одной статьи невозможно всесторонне осветить нюансы работы с невнимательным ребенком во время выполнения домашних заданий. В моей книге «Экстремальное материнство», посвященной воспитанию детей с гиперактивностью, проблемами с вниманием, импульсивностью и отсутствием организованности, этому вопросу уделена отдельная глава. Кроме того, с 11 мая по понедельникам на платформе Ассоциации родителей и детей с дислексией я буду проводить серию вебинаров для педагогов, посвященных оказанию помощи ученикам с СДВГ в образовательном процессе. Приглашаю вас! И не забудьте пригласить учителей ваших детей.
Источник