В Советском союзе женщины предпочитали практичную и удобную одежду, не сковывающую движения при работе, поэтому стильные платья оригинального дизайна, широкие шляпы и солнцезащитные очки казались им необычными. Однако со временем женщины стали постепенно перенимать образы голливудских актрис и европейских артисток, но делали это осторожно и избирательно.

Полина Уханова, руководитель выставочного отдела Музея Моды, автор образовательных и развивающих курсов, лектор, семиотик, исследователь моды и издатель книг по искусству, поделилась информацией об эволюции моды и о том, как советские женщины стремились копировать образы иностранных звезд.

Трофеи и мода

В 20-е годы, во времена НЭПа, мода Советский Союз не значительно уступал западным странам, поэтому внешность иностранных женщин не вызывала особого внимания. В это время на Западе активно развивался ар-деко — роскошный стиль, характеризующийся «дорогой и солидной красивости», в СССР подобными эстетическими направлениями считались эксперименты в области авангарда. Силуэтно и стилистически советская и иностранная мода были близки друг другу, глобальных отличий не наблюдалось.


«Серенада солнечной долины»

К 30-м годам разница становилась существенной. В этот период иностранные граждане почти не появлялись в Советском союзе, а их возвращение состоялось лишь после завершения Второй мировой войны. На формирование моды и восприятие иностранцев оказали влияние трофейные предметы и фильмы, поступившие в СССР после 1945 года. В то время кумирами были американские актрисы Лоретта Янг и Дина Дурбин, англичанка Вивьен Ли и венгерская фигуристка Соня Хени, сыгравшая в фильме «Серенада солнечной долины».

Стремясь быть похожими на западных киноактрис, чьи образы были доступны советским зрителям, женщины проявляли осторожность и неторопливость в своих попытках.

Dior’овский поворот

Поворотный момент в отношениях между Советским Союзом и Западом, а также изменение отношения к западным женщинам произошли в 1959 году, когда дом Dior представил свою летнюю коллекцию в Москве. На мероприятии присутствовала лишь высшая элита страны, преимущественно жёны высокопоставленных партийных деятелей. Однако возможность оценить новые французские модели получила и обычная публика — манекенщицы демонстрировали одежду в ГУМе, на Красной площади и на Тишинском рынке.

Яркие образы девушек в вызывающих, по меркам советского времени, нарядах, с макияжем, аксессуарами и прическами, произвели огромное впечатление на советских женщин. Зависти не возникло — лишь глубокое удивление. Это была реакция большинства обычных советских граждан женщин. Естественно, элита отреагировала по-другому — для них западная мода не была настолько в новинку — кто-то бывал за границей, кому-то удавалось листать западные модные журналы.

Для работающих женщин всё увиденное было слишком смелым и непонятным, не функциональным, а, значит, бессмысленным, ведь в таких нарядах нельзя работать. Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел.

Раньше было редкостью использование декоративных элементов, одежда не включала в себя украшения, за исключением вышивки. Даже броши отсутствовали, так как подобные вещи воспринимались как признак мещанства.

Даже шляпы из новой коллекции Dior стали неожиданностью для обычных людей. Советские женщины предпочитали небольшие, аккуратные головные уборы, которые выполняли определенную задачу и существенно отличались от роскошных шляп Dior, предназначенных исключительно для украшения. Эти наряды были лишены практичности и не соответствовали образу женщины, занятой трудом.

Стиляжный мир

В середине 1950-х годов спортсмены и артисты получили возможность выезжать за рубеж. Возвращаясь с гастролей и соревнований, они привозили с собой одежду, косметику и журналы, посвященные моде. Подражая стилю зарубежных знаменитостей, они выступали в роли неких проводников между советскими гражданами и западными модными тенденциями.

Мировая молодёжная акция, состоявшаяся в Москве в 1957 году, стала отправной точкой для появления спекулянтов, торговавших импортными товарами. Их основной аудиторией были стиляги, стремившиеся во всём копировать западные образцы.

Их привлекала не конкретика, а та аура, которая окружала иностранцев и с которой были связаны их вещи.

Стиляги рассматривали иностранцев с практической целью: как возможность получить желаемый товар, видя в них потенциальную выгоду. Общаясь с иностранцами и приобретая импортную одежду, они стремились приблизиться к этому привлекательному, неизведанному и более открытому миру.

Она была актрисою…

Советские актрисы, несмотря на то, что были соотечественницами, способствовали установлению связи между советскими женщинами и голливудскими звездами. В зарубежных поездках они привозили новые фасоны одежды, косметические средства и стилистические решения, которые показывали своим поклонницам. У них были налажены контакты с торговыми точками, где появлялась модная одежда. И советские женщины, повторяя и воспроизводя образы своих артисток, тем самым подражали и западным тенденциям. Воспроизведение образов зарубежных знаменитостей происходило не мгновенно, а лишь тогда, когда фильмы становились доступными в СССР, или когда советские артистки перенимали понравившийся стиль.

История с популярной прической бабетта оказалась весьма интересной. Фильм «Бабетта идет на войну», где главную роль исполнила Брижит Бардо, был показан в Советском Союзе только в 1960 году. Однако после этого сложно было найти девушку с другой прической на улицах.

Не ограничиваясь кино, советские женщины создавали новые образы – Эдита Пьеха стала образцом для многих поколений. Её считали иконой стиля, всегда выделявшей себя эффектными нарядами, укладкой и выразительным макияжем.

Пьеха испытывала смущение из-за своей худощавой фигуры и высокого роста, поэтому предпочитала выступать на сцене в туфлях-лодочках на невысоком каблуке, что сделало их популярной женской обувью. Стрелки на глазах, в стиле Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды, также были частью ее образа, а мини-юбка появилась в ее выступлениях первой. Моду на костюмы-двойки и строгие мужские костюмы она также популяризировала. Польское происхождение певицы добавляло ей определенной элегантности и величия в глазах аудитории, создавая впечатление некоторой экзотичности.

Полина Уханова. Материал создан при участии Московского городского туризма.

Источник