Вместе с экспертом попробуем понять этот вопрос.
В последнее время все больше родителей предпочитают домашнее обучение для своих детей. Что является причиной такого выбора?
Необходимо учитывать, что домашнее обучение, или семейное обучение, не всегда предполагает занятия с детьми со стороны родителей. Зачастую именно отсутствие времени и необходимых знаний для роли учителя сдерживает взрослых от выбора такой формы обучения для ребенка. Существуют и другие возможности получения знаний, такие как онлайн-школы, альтернативные школы, услуги репетиторов, а также домашние мини-школы, где несколько детей объединяются в подобие класса и привлекают для занятий педагогов).
Какие перспективы открывает домашнее обучение для ребенка?
Возможность выбирать
Решить, проснуться раньше или позже, заняться русским языком или математикой, подготовиться к занятиям на пару дней наперед или отдохнуть, расположиться за столом или на полу, писать синей ручкой или зеленой с блестками.
Зачастую родители опасаются предоставления детям слишком большой свободы, однако важно учитывать, что во взрослой жизни многим из них остро не хватает умения (или возможности) самостоятельно принимать решения.
Безусловно, большинство взрослых в конечном итоге осознают желание выбирать: работу, приносящую истинное удовольствие, удобный график, приятных коллег. И самое важное – ощущать, что выбор действительно принадлежит нам. Однако, когда значительная часть решений принималась за нас, эта способность была утрачена. Наша способность к самоанализу не развивалась, а порой и вовсе подавлялась. И это еще одна возможность, которую предоставляет домашнее обучение:
Способность обращать внимание на свои ощущения, желания и потребности
Не каждый ребенок с энтузиазмом берется за решение задач в 8:00, в 8:50 — страстно желает рисовать, а в 9:40 — проверять безударные гласные. При этом, как правило, дети вынуждены находиться в неестественной для них позе – неподвижно сидя. Особенно, если в это время очень хочется спать или, например, бегать и играть. Однако детям объясняют: их чувства и желания не имеют значения.
Именно поэтому клиенты психологов и коучей нередко испытывают трудности при ответе на вопрос о своих чувствах. По всей видимости, важнейшим ориентиром для человека является способность опираться на собственные чувства и ощущения.
Домашнее обучение обладает большей гибкостью. Это позволяет адаптировать образовательный процесс к особенностям каждого ребенка: можно начинать занятия позднее, чтобы обеспечить достаточное время для сна, посвящать целый день изучению одного предмета, если он вызывает интерес, двигаться в процессе обучения, когда это необходимо, и делать перерывы при усталости.
Регулярный анализ своих действий и планов позволяет четко различать собственные стремления и навязанные извне, ставить свои нужды в приоритет и двигаться к собственным целям, а не к тем, которые кто-то навязывает. В конечном итоге это дает возможность строить свою жизнь в соответствии с личными представлениями, а не следовать общепринятым нормам или ожиданиям других.
Возможность получать удовольствие от обучения
Не все дети находят удовольствие в обучении в классической школе, и это нормально. Однако существуют и те, кому занятия и выполнение домашних заданий доставляют значительные трудности. В таком случае, что можно предпринять?
Детская любознательность – явление естественное, поэтому малыши постоянно стремятся к новым знаниям и опыту. Задача взрослых – распознать эту потребность и поддержать её, предложив увлекательную, соответствующую возрасту форму, комфортный темп, поддерживающую обстановку и благоприятные условия.
Подумай: если взрослым что-то полюбилось изначально, сохранят ли они эту любовь, если их постоянно будут оценивать, торопить, указывать на недочеты и заставлять что-то делать, невзирая на их желания в данный момент, а также угрожать переделкой или лишением телефона? Вероятно, увлечение быстро угаснет.
Внешние факторы, особенно негативные, служат лишь стимулом со стороны. Домашнее обучение, напротив, в большей степени поддерживает формирование внутренней мотивации, побуждающей человека к обучению по собственному желанию и облегчающей достижение целей в дальнейшем.
Возможность фокусироваться на собственном прогрессе
Традиционная система оценивания, используемая в школах, основывается на сопоставлении учеников. Это приводит к тому, что оценки, разделяющие детей на «хороших» и «плохих», автоматически обозначают одних как «успешных», а других – как «неуспешных». В результате возникает ощущение собственной неполноценности – благоприятная среда для развития неуверенности в себе, откладывания дел и синдрома самозванца.
При обучении ребенка дома легче сосредоточиться не на конечном результате, выраженном в оценке «отлично», а на отслеживании собственного развития и создании постоянной ситуации успеха — достижении результатов, немного превосходящих вчерашние. Это способствует укреплению веры в собственные возможности и формированию установки «я справлюсь», которая останется с ребенком на всю жизнь.
Когда родители рассматривают возможность домашнего обучения, их часто беспокоят различные опасения. В обсуждениях этой формы образования нередко поднимается вопрос социализации. Позволим сразу опровергнуть мнение, что ребенок, не посещающий школу, не может социализироваться.
Социализация заключается не в постоянном взаимодействии с определенным кругом лиц на протяжении длительного времени. Она предполагает знакомство и общение с разнообразными людьми разных поколений: родственниками, как ближайшими, так и дальними, друзьями семьи, сверстниками во дворе, в спортивных и творческих секциях, в онлайн-играх, в поездках и в других ситуациях. При этом ребенок имеет возможность самостоятельно определять, с кем и как часто он будет поддерживать контакт.
Родителей часто волнует вопрос об уровне знаний их детей, если они решат отказаться от традиционного образования, и нередко их останавливает опасение выбрать нетрадиционный путь. Однако стоит признать, что насколько полезны школьные знания, полученные когда-то, и применяются ли они в реальной жизни? Знания – это доступный ресурс, которые можно получить в любое время и в любом возрасте. Гораздо важнее те основы, которые мы можем заложить сейчас, чтобы в будущем ребенок мог самостоятельно принимать решения и строить свою лучшую жизнь.
Даже если родители не готовы к решению о переходе на домашнее обучение, они могут предоставить детям возможности, которые мы обсуждали, в семейной обстановке, в свободное от школьных занятий время.