История инфекций, передающихся половым путем, охватывает годы и преодолевает расстояния.
В настоящее время мы имеем дело с широким спектром инфекций, передающихся половым путем, включая вирусы, бактерии, грибки и простейшие. Некоторые из них вызывают локальное воспаление, другие оказывают системное воздействие на организм, третьи способствуют развитию онкологических заболеваний, а четвертые могут проникать через плаценту и негативно влиять на развитие плода.
Венерические заболевания известны человечеству на протяжении многих веков. Возможно, даже художницы эпохи палеолита, создавшие знаменитых Венер, обращались к богам с просьбами об избавлении от зуда, боли или гнойных выделений. Однако мы не можем быть в этом абсолютно уверены, поскольку первые письменные источники появились значительно позже, в конце четвертого тысячелетия до нашей эры.
В древней Месопотамии интимные инфекции лечили с помощью экзорцизма, что могло быть связано с уретритом
Согласно информации, содержащейся в глиняных табличках, найденных в ходе раскопок затерянных городов Месопотамии, шумеры при объяснении медицины опирались на веру в богов и демонов. Считалось, что именно они вызывают болезни и даруют исцеления, а основными методами лечения были ритуалы, молитвы, жертвоприношения и изгнание злых духов. Венерические заболевания, которые в те времена, вероятно, называли «иштарическими» (по имени шумерской богини любви), также не являлись исключением.
В ходе раскопок археологи обнаружили поэтические произведения, затрагивающие тему уретрита, упоминания о мужской и женской проституции, а также таблички, содержащие слухи о бурных отношениях правителя Гильгамеша.
Согласно имеющимся сведениям, шумеры были осведомлены о гонорее, хламидиозе и трихомониазе, поскольку в своих текстах неоднократно упоминались выделения из уретры и влагалища. Также встречалось описание «бабу’ту», что соответствует генитальному герпесу. Однако специалисты не уверены в интерпретации выделений, так как они могли быть проявлением паразитарной инфекции – шистосомоза.
После исчезновения шумерской цивилизации, последующие народы переняли их представления о здоровье и способы оказания медицинской помощи.
Половая жизнь в Древнем Египте: скрытые заболевания
В отличие от шумерской цивилизации, более полные сведения о медицине, религиозных верованиях и сексуальной жизни древнего Египта дошли до нас, хотя и некоторые загадки остаются неразгаданными. Известно даже имя первого целителя, впоследствии получившего статус бога — Имхотеп.
По мнению исследователей, такие факторы, как ранние браки, традиционные представления о семейных отношениях и небольшая плотность населения в Древнем Египте, могли сдержать распространение инфекций, передающихся половым путем, однако сведения о них все же зафиксированы на папирусах. Иероглифические надписи повествуют о любовных переживаниях как людей, так и богов, о гомосексуальных отношениях и проституции. Обнаружены даже эротические папирусы, в частности «Туринский», созданный около 1059 года до нашей эры, где авторы подробно описывают двенадцать сложных сексуальных положений.
В документах сохранились сведения не только о болезнях, но и о способах их лечения. В папирусе Эберса (около 1550 года до нашей эры) авторы описывали острое воспаление мочеиспускательного канала и предлагали его лечение посредством введения сандалового масла в уретру. Египтяне применяли афродизиаки, средства для борьбы с импотенцией и даже контрацептивы, а интимные инфекции именовали «секретными болезнями». Некоторые из них, судя по библейскому рассказу о Сарре и Аврааме, вероятно, были инфекционными.
По преданию, Авраам и его супруга Сарра покинули свои земли и отправились в Египет, спасаясь от голода. Однако Авраам решил представить Сарру как свою сестру, чтобы обезопасить себя, и, похоже, не прогадал – египтяне отобрали ее и передали фараону. В качестве компенсации Авраам получил обильные дары, а фараон и его окружение были поражены тяжелым недугом. Сарру вернули и настоятельно посоветовали паре немедленно покинуть пределы Египта.
Описание патологических изменений и методов лечения сифилиса и связанных с ним венерических болезней
ИППП у иудеев: наказание за грехи
У древних иудеев, несомненно, встречались инфекции, передающиеся половым путем, однако сведения о них сохранились фрагментарно, главным образом в религиозных источниках, таких как Библия и Талмуд. Поскольку эти тексты создавались не врачами, современным ученым сложно установить соответствие между описанными симптомами и определенными болезнями.
Иудеи считали, что интимные инфекции – это проявление гнева Божьего, наказание за проступки и неповиновение. В библейских текстах встречаются упоминания о мужской и женской проституции, трепонематозе и выделениях из половых органов, которые могли быть гонореей или хламидийным уретритом. В таких случаях священники советовали воздерживаться от половых контактов в течение семи дней, а предметы обихода, одежда и постельные принадлежности больных признавались «нечистыми».
В религиозных текстах можно найти множество повествований, которые, с точки зрения современной морали, кажутся ужасными — как, например, история Моисея, приказавшего умертвить 24 000 женщин, после войны с мадианитянами плененных людей, обращенных в рабов, и солдат, одержавших победу, поместили на семидневный карантин. Современные исследователи считают, что кожное заболевание Иова было вызвано сифилисом, а царь Соломон, содержавший обширный гарем, в своих поучениях советовал воздерживаться от супружеских измен».
Влияние эллинистической культуры привело к тому, что иудейская медицина перестала быть исключительно религиозной, и начали практиковать врачи.
В Греции распространены заболевания, передающиеся половым путем
Отношение древних греков к сексуальности становится очевидным при изучении греческой мифологии и культуры. Благодаря сохранившимся документам, у нас есть сведения о том, как греки воспринимали семью и брак, сексуальные отношения, однополые связи и проституцию (в частности, стоит упомянуть гетер).
Поэма Гесиода повествует о том, что Пандора стала причиной всех бедствий на Земле, когда она открыла шкатулку, и «то лето было временем любви».
Известный всем Гиппократ отделил медицину от религии и суеверий, задокументировал большое количество клинических случаев и приступил к формированию медицинской терминологии. Он считал, что болезни возникают вследствие нарушения баланса четырех жидкостей организма — крови, меланохолии, холеры и флегмы, а сперму рассматривал как продукт перевариваемой пищи. Гиппократ советовал регулярные половые контакты в качестве «очищающей» процедуры для людей, страдающих от избытка флегмы.
Пациент во время лечения ртутью
Он обозначал острую гонорею термином «странгурия» и давал объяснение вагинальным выделениям, которые он называл «бели», связывая их с особенностями женской анатомии. Гиппократ также упоминал о «язвах», которые, вероятно, были генитальным герпесом, и о генитальных наростах – по всей видимости, остроконечных кондиломах, вызванных вирусом папилломы человека. При проведении обследований он даже использовал приспособление, напоминающее гинекологическое зеркало!
Интимные заболевания в Древнем Риме: аспекты, вызывающие смущение
Согласно сведениям Плиния, до приблизительно 500 года до нашей эры древние римляне не имели врачей. Заболевания у них лечили главы семей, а также вера в множество богов и богинь, среди которых была и Венера. Существование проституции и борделей хорошо зафиксировано в пьесах и комедиях, а фрески, найденные в Помпеях, показывают широкий спектр сексуальных практик, включая фелляция, кунилингус и однополые отношения. Среди авторов, писавших на «эротические» темы, были и женщины, например, Элефантида, жившая в первом веке до нашей эры и написавшая труд о различных способах полового соития.
С расширением территории Римской империи во II и I веках до нашей эры, римское влияние усиливалось, и многие греческие медики переселялись в этот регион. Изначально римляне относились к врачам с недоверием, однако впоследствии они переняли достижения отцов медицины, благодаря чему мир получил выдающихся лекарей древности — Асклепиада, Диоскорида и Галена.
В исторических работах, посвященных медицине, содержатся описания кожных и венерических заболеваний, в которых гениталии обозначались как «непристойные части тела». Среди задокументированных состояний присутствуют различные формы уретрита, баланит (воспаление головки полового члена), язвенные поражения, чесотка, парафимоз и остроконечные кондиломы. Римляне, к слову, называли их фигой, а греки — тамией.
На протяжении первых полутора веков нашей эры накапливались сведения о венерических заболеваниях, для лечения которых рекомендовались цикорий, смесь молока и меда, жесткая постель и промывания. Во втором веке врач-гинеколог Соран Эфесский составил труд «Гинекология», который на протяжении многих столетий формировал представления о девственности для мужчин и женщин как о наиболее благополучном состоянии, наименее восприимчивом к болезням. Идеал девственности и безбрачия стал одним из ключевых достоинств, продвигаемых Западной христианской церковью.
«Подробное практическое руководство, посвященное природе и методам лечения венерических заболеваний, а также других патологий мочеполовой системы у мужчин и женщин …» (1848 г.)
Гален из Пергама, оказавшийся самым известным греческим врачом в Древнем Риме, занимался вскрытиями и проводил эксперименты на животных. Он написал множество научных работ, в том числе трактат, посвященный работе мочевыделительной системы.
Гален полагал гениталии мужчин и женщин идентичными, но расположенными по‑разному, так как «женщинам не хватает жизненного тепла». Яичники он рассматривал как яички, а вагину полагал «вывернутым» пенисом. Как ни странно, такой взгляд остался почти неизменным на протяжении многих веков — даже в труде 16 века анатом и хирург Беренгарио да Карпи в своей книге описал аналогичную женскую анатомию.
Гален первым использовал термин «гонорея», основываясь на неверном предположении, что выделения – это сперма, вытекающая без эрекции. Кроме того, он описал разнообразные формы язв на половом члене, однако не установил их связь с половой деятельностью.
Сведения об интимных инфекциях в древних культурах Индии и Китая фрагментарны и неясны
Индийская культура предлагает ограниченное количество сведений о венерических заболеваниях, хотя они, несомненно, присутствовали в городской среде. Самые ранние священные тексты, Веды и Атхарваведы, содержат некоторые сведения о болезнях, передающихся половым путем, афродизиаках и методах лечения сексуальных расстройств, однако это не являлось научными исследованиями. Более ценные данные содержатся в более поздних аюрведических знаниях, которые существенно не трансформировались с течением времени. Классические труды аюрведической медицины описывают заболевания половых органов и выделения, способы их лечения, а также хирургические вмешательства.
В древнекитайской медицине сведения о заболеваниях, передающихся половым путем, ограничены, однако встречаются описания гонореи и сифилиса, лечение которого проводилось с использованием ртутных мазей).
Древние целители нечасто связывали сексуальные контакты с причиной возникновения интимных инфекций. Это могло быть вызвано чувством стыда, опасениями пациентов при обращении к врачу, продолжительными инкубационными периодами венерических заболеваний и, безусловно, ошибочными представлениями о миазмах.
Существуют авторы, изучавшие сексуальные практики древних цивилизаций, которые утверждают, что сифилис был известен в Риме и других регионах мира еще до наступления Средневековья, ссылаясь на проституцию, эротические тексты и нетрадиционную сексуальную жизнь некоторых императоров. Однако, другие специалисты в области истории медицины не согласны с этой точкой зрения.
«Инфекции, передающиеся половым путем». Иллюстрация Фелисьена Ропса
Средневековая медицина основывалась на вере и ограниченных знаниях о человеческом теле. Лечение болезней часто сводилось к религиозным обрядам, покаянию и молитвам.
Врачей того времени считали носителями святой благодати, способными исцелять больных силой веры. Использование лекарств было ограничено и базировалось на народной медицине, которая опиралась на травы, коренья и минералы.
Хирургические операции проводились крайне редко и сопровождались риском заражения. В случае тяжелых болезней или травм люди часто умирали от инфекций.
В средневековой Европе существовали госпитали, где ухаживали за больными и нищими. Эти учреждения финансировались преимущественно благотворительными организациями и церковью
В конце IV века Великая Римская империя распалась на Западную и Восточную части. Западная часть начала стремительно приходить в упадок, что было обусловлено целым рядом причин, среди которых были эпидемии, нашествие готов, распространение христианства и другие факторы. Это событие положило начало периоду, известному как Темные века, когда затормозилось развитие науки, искусства, экономики и медицины. В медицинской практике господствовали взгляды Галена, практически не подвергавшиеся развитию, поскольку существовало убеждение, что участь человека предопределена Богом, и, соответственно, врачебная помощь не требуется, достаточны молитвы и чудеса.
В эпоху Средневековья аскетизм, целомудрие и нравственная чистота считались важными религиозными и моральными принципами. Союз брака был признан священным и рассматривался как необходимое условие для продолжения рода. Наряду с этим существовали вера в приметы, астрология и необычные способы исцеления.
В Византийской империи, расположенной на Востоке, продолжали трудиться известные целители.
Авторы создавали литературные произведения, внедряли новые медицинские термины, такие как «экзема», и давали описания различных заболеваний, включая венерические. Хирургия и гинекология продолжали развиваться, и методы терапии становились более совершенными. Например, в одном из трудов для лечения язв на половых органах предлагалось использовать алоэ и сосновую кору.
Многие исследователи полагают, что именно Византийская империя позволила сохранить медицинские знания, унаследованные от античности, до появления арабской культуры.
Начало становления медицинских учебных заведений: практика кровопускания и применение уксуса
Начиная с шестого-седьмого века, формируется «монашеская медицина», поскольку монахи на протяжении длительного времени являлись наиболее образованной частью общества. В монастырях хранились рукописи, а также культивировались лекарственные травы. В эпоху Средневековья в Европе венерические болезни были широко распространены, что объяснялось отсутствием порядка в жизни, военными действиями, проституцией и наличием публичных домов. Со временем стало ясно, что некоторые инфекции передаются половым путем, что подтверждается законодательными актами, устанавливающими запрет на посещение борделей женщинам с признаками воспаления половых органов.
«Венерические заболевания», 1496
Постепенно начали появляться медицинские школы, ключевую из которых представляла школа в Салерно. Примечательно, что в ней трудились женщины, наиболее известной из которых была Тротула, оставившая описание «женских болезней». Игуменья Хильдегарда Бингенская первой указала на связь полового акта и риска заражения. В своем труде она описала излечимую форму проказы, поражающую «похотливых мужчин» — некоторые исследователи считают, что это было описание сифилиса.
В качестве новых способов борьбы с венерическими болезнями применялись различные методы, такие как промывание влагалища холодной водой или уксусом после полового акта, использование мазей на основе ртути, лечение пиявками, кровопускания, ванны, вызывание рвоты и промывание мочеиспускательного канала.
Арабская медицина и заболевания, передающиеся половым путем: период расцвета медицинской литературы
В эпоху Средневековья исламские целители аккумулировали обширные познания, полученные от античных греческих, римских, византийских и индийских медиков, и сами сделали значительный вклад в прогресс медицины.
Одним из первых известных арабских врачей был Али ибн-Аль-Табари, автор труда под названием «Рай мудрости». В его представлениях, половая активность была нежелательна после приема пищи, и он советовал ограничивать ее молодыми женщинами. Персидский врач Рац в своем сочинении описал гонорею и предложил лечение, включающее закапывание в уретру козьего или грудного молока. Знаменитый ученый Авиценна создал множество обширных работ, некоторые из которых были посвящены болезням, передающимся половым путем. В частности, для устранения выделений из мочевыводящего канала он рекомендовал диету, воздержание от половых контактов и промывание.
Авиценна включал любовь в перечень психических расстройств, рассматривая её наряду с такими состояниями, как мания и бессонница.
Врачи, работавшие в арабских странах, выполняли и документировали хирургические вмешательства на половых органах мужчин и женщин, используя при этом серебряные инструменты и катетеры. Однако, завоевание Багдада монголами в XIII веке и захват испанских городов христианами стали причиной кризиса арабской культуры, что повлекло за собой снижение уровня медицинских знаний.
Восхождение сифилиса: ртуть и сера
Сифилис впервые появился в Западной Европе в период с 1494 по 1495 год. Происхождение этого заболевания до сих пор остается предметом дискуссий, однако наиболее распространенная гипотеза предполагает, что оно было занесено из Америки командой Христофора Колумба, вернувшейся из путешествия, которая, предположительно, заразилась от местных жителей острова Гаити. Заболевание быстро распространилось по всей Европе, став причиной смерти более 5 миллионов человек. К 1500 году эпидемия охватила Россию, Северную Африку и Турцию, Юго-Восточную Азию, Китай и Индию. Предполагается, что сифилис стал главной причиной смертности в Европе в эпоху Возрождения.
Вторая стадия сифилиса
Вторая стадия сифилиса
Существуют и другие гипотезы относительно того, как сифилис попал в Европу, опирающиеся на труды римских и греческих медиков, изучение захоронений и генетические исследования. Однако современные исследователи считают, что штамм бледной трепонемы, вызывающей сифилис, который существовал в прошлом, вызывал отдельный тип заболевания, не передающийся половым путем.
В течение длительного времени сифилис ошибочно принимали за разновидность гонореи. На это повлиял шотландский врач, который, стремясь подтвердить свою гипотезу, намеренно заразил себя сифилисом, введя в крайнюю плоть гнойную жидкость из уретры человека, страдающего гонореей. В результате у него развился сифилис (той же болезнью был и «донор»), и на протяжении последующих шестидесяти лет врачи в целом не подвергали сомнению эту точку зрения.
Изготовление медикамента для лечения сифилиса из коры растения. Гравюра, относящаяся к XVI веку, работы голландского гравера и издателя Филиппа Галле
На первых этапах лечения использовались растительные средства, а в начале шестнадцатого столетия главным методом стало применение ртути, которая оставалась в употреблении до начала двадцатого века. В течение восемнадцатого и девятнадцатого веков также широко использовали мышьяк и серу. Эти «лекарства» зачастую представляли большую опасность, чем само заболевание, вызывая тяжелые побочные реакции и приводя к летальному исходу из-за отравления.
Значительным шагом в современной терапии сифилиса стало изобретение сальварсана в 1910 году. В середине 1940-х годов началось серийное производство пенициллина — действенного и доступного средства.
Век прогресса: преступления и наказания
В 19 и начале 20 века ученые идентифицировали возбудителей большинства венерических заболеваний. Выявление бледной трепонемы заняло больше всего времени, однако и ее удалось обнаружить.
Иллюстрация, предупреждающая о рисках, связанных с сексуальными контактами с работницами сферы сексуальных услуг
В это же время велись напряжённые научные исследования, направленные на выявление альтернативных факторов, вызывающих заболевания, передающиеся половым путем, помимо сексуального контакта. Врачи нередко фиксировали заражение женщин, чьи мужья посещали проституток, и в таких ситуациях не сомневались в том, что причиной инфекции послужил половой контакт. Однако среди заболевших гонореей и сифилисом встречались и дети, преимущественно девочки. Подтверждение возможности инцестуального сексуального насилия ставило под вопрос необходимость пересмотра общепринятых социальных норм.
Сотрудники науки прилагали значительные усилия, чтобы подтвердить возможность заражения через бытовые предметы в каждом отдельном случае, несмотря на противоречащие данные.
Если у не замужней женщины выявлялось заболевание, передающееся половым путем, она неминуемо подвергалась осуждению и считалась женщиной легкого поведения. В наиболее благоприятном сценарии ее могли направить на принудительное лечение, в противном случае ей грозило изгнание из города или поселения.
История взаимосвязи антибиотиков и сексуальной свободы еще не завершена
В период с 1960 по 1970 год антибиотики оказались эффективными против многих заболеваний, передающихся половым путем. Этот успех, в сочетании с разработкой надежных средств контрацепции, стал одним из факторов, определивших наступление «сексуальной революции». Однако бактериальные инфекции были заменены вирусными, такими как вирус папилломы человека, ВИЧ и гепатиты.
Вероятно, нам навсегда предстоит сосуществовать с определенными инфекциями, передающимися половым путем. Однако, к счастью, сегодня у нас есть возможность использовать средства защиты, принимать медикаментозное лечение и, что самое важное, получать достоверные сведения.
Источник