Многие родители сейчас испытывают замешательство: стоит ли отдавать ребёнка в школу в возрасте 6 лет и 6 месяцев или подождать, пока ему исполнится почти 8? В чём больше риск — отправить ребёнка в школу раньше времени или запоздало? Ольга Карчевская поговорила с экспертами, чтобы помочь вам принять решение, которое будет наилучшим для вашего, особенного ребёнка.



При выборе, который может оказаться сложным, важно не пытаться подгонять вашего ребёнка под жёсткие рамки единых стандартов и навязанных представлений об универсальном идеале. Не существует идеального возраста для поступления в первый класс; ключевым фактором является индивидуальность ребёнка, его личные особенности и потребности. Для кого-то в семь лет занятия в детском саду или домашнее обучение покажутся недостаточными, а кто-то может быть ещё не готов к школьным занятиям и в семь с половиной лет.


Я отдала своего старшего сына в школу в семь с половиной лет, потому что считала, что для него будет полезнее ещё год провести, катаясь на велосипеде и наслаждаясь общением с семьей, чем сразу же начинать учебный процесс и сталкиваться с определенными трудностями. Школа никогда не была для него лёгким и приятным местом, сейчас он ушёл после девятого класса в музыкальный колледж и выглядит вполне довольным, а я убеждена, что поступила правильно, позволив ему насладиться свободой в период уязвимости. Он не создан для школы (слишком свободолюбивый и творческий для стандартного образования), и в шесть лет она бы его просто подавила. Возможно, младшему сыну, с его выраженными лидерскими качествами и экстравертностью, будет легче адаптироваться к школьной среде, время покажет.


Чтобы определить критерии, по которым можно оценить готовность ребёнка к школе, я проконсультировалась с нейропсихологом, семейным психотерапевтом, экспертом по теории привязанности и руководителем Лиги современных родителей.

Наталья Романова-Африкантова — детский нейропсихолог и магистр когнитивных исследований.

Несмотря на то, что многие родители так считают, умение читать и писать не является показателем готовности ребенка к школе.

Чтобы ребенок успешно осваивал программу обучения в начальной школе, ему необходимо обладать навыками самоорганизации. Это подразумевает отсутствие проблем с концентрацией внимания (даже на задачах, не вызывающих особого интереса), а также способность:

  • запомнить задание,
  • не забыть его в процессе выполнения,
  • не отвлекаясь его выполнить,
  • Результатом моделирования является создание матрицы сравнения критериев, которая содержит оценки степени важности каждого критерия для каждого варианта решения. В таблице указываются обозначения вариантов решений и критериев решения, а также оценка степени важности каждого критерия для каждого варианта решения.
    Таким образом, в результате моделирования получается сравнительная таблица критериев, которая позволяет определить наиболее подходящий вариант решения по каждому критерию.
  • заметить расхождения и внести корректировку.

Главным показателем готовности ребенка к школе является его умение организовывать собственные действия, поскольку это свидетельствует о созревании участка мозга, ответственного за планирование и самоконтроль.

Вторым важным показателем является развитость зрительно-пространственного восприятия. Ребенок уверенно различает понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», способен выполнить графический диктант различной сложности и не допускает ошибок при копировании изображений или букв.

Важный критерий — желание ребенка

Для начала важно, чтобы ребёнок сам стремился посещать школу. Это во многом зависит от родителей, от их умения заинтересовать ребёнка школой, представить обучение в качестве совместного занятия с другими детьми. И эта мотивация должна исходить не из обещания материальной награды или развлечения, а от самого процесса познания. При этом необходимо сформировать у него адекватное представление о том, что его ждёт в школе, чтобы избежать раннего разочарования.

Помимо интереса самого ребёнка, необходимо учитывать его физическое, психологическое и социально-коммуникативное развитие: проверяется ли зрение и слух, способен ли он сохранять концентрацию на одном занятии в течение хотя бы часа; комфортно ли ему в общении с другими детьми; насколько легко он справляется с новыми задачами; и сформировало ли у него представление о себе как о человеке, способном преодолевать трудности?

Светлана Панина, психотерапевт и многодетная мать: