Людмила Целиковская была яркой звездой советского кино эпохи 1940-1950-х годов. Ее творчество отличалось очарованием, легкостью и музыкальностью. В годы войны она, вероятно, пользовалась наибольшей популярностью и любовью зрителей, воплощая в своих ролях идеалы, за которые стоило бороться.

Её кинокарьера началась стремительно, но столь же быстро и закончилась. Личная жизнь актрисы, несмотря на всеобщее обожание со стороны мужчин, оказалась непростой.Новости СМИ2

Почему актриса Целиковская на протяжении 25 лет не появлялась в кино и покинула сцену, полагаясь на поддержку своего единственного сына, несмотря на пять свадеб?

Актриса, чья репутация вызывала сомнения, неожиданно завоевала всенародную любовь.

В мае 1941 года Мосфильм представил музыкальную комедию «Сердца четырёх». Константин Юдин выступил режиссёром, а роль в фильме досталась начинающей актрисе Людмиле Целиковской. Фильм не получил одобрения со стороны партийных руководителей, которые посчитали, что он искажает советскую реальность. По мнению ЦК, советские граждане были показаны как праздные и легкомысленные люди, ненадлежащим образом использующие своё время. В результате фильм был запрещён к показу. Так начался путь к славе легендарной Людмилы Целиковской.

Кадр из фильма «Сердца четырёх».

Кинолента получила разрешение на прокат незадолго до окончания Великой Отечественной войны. Тем не менее, Людмила Целиковская смогла завоевать огромную популярность и стать одной из самых любимых артисток военного времени. Фильм «Антон Иванович сердится», снятый в тот же год, что и «Сердца четырёх», стал важной вехой в её карьере. После этого её полюбили и военнослужащие, и те, кто с нетерпением ждал возвращения с фронта. Кино показывало ту жизнь, за которую стоило сражаться. После окончания войны многие девушки стремились подражать Людмиле Целиковской: они придавали своим бровям тонкую форму, выбирали похожие платья и делали причёску «Люсенька». Они также учились плакать с широко открытыми глазами, как это делала Целиковская…

Людмила Целиковская завоевала всенародную любовь, и даже фильмы, в которых она играла, не всегда успешные, имели оглушительный резонанс. Режиссёры отмечают, что актриса прекрасно отразила дух своей эпохи. Именно такой характер артистки был востребован в то время, и в её случае всё сложилось наилучшим образом. Актриса получила широкую известность в достаточно юном возрасте. Ей ещё не исполнилось 30 лет, когда она уже снялась в нескольких заметных картинах и сменила трёх супругов.

Людмила Целиковская.

Счастье с четвёртого раза

Первый брак не принес Людмиле Целиковской семейного счастья. Третья попытка оказалась более успешной. На этот раз её избранником стал известный и чрезвычайно популярный в СССР артист Михаил Жаров. Их знакомство состоялось в 1943 году в Алма-Ате, куда была эвакуирована студия Мосфильм, где в то время снимали фильм «Воздушный извозчик». Евгений Петрович Петров, один из создателей «Двенадцати стульев», написал сценарий специально для Людмилы Целиковской. Руководство было не в восторге от съёмок тогда ещё малоизвестной артистки, но сценарист и режиссёр убедили их в своём решении.

Людмила Целиковская и Михаил Жаров.

Михаил Жаров, опытный и харизматичный деятель, стал партнёром Целиковской. Актриса не раз делилась с подругами, что никто не любил её так, как Жаров. По имеющимся сведениям, именно он убедил Сергея Эйзенштейна рассмотреть кандидатуру Целиковской на роль царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный». Режиссёр был покорен её талантом и пригласил её на съёмочную площадку вместе с другими выдающимися актёрами того времени. Фильм получил одобрение самого главного ценителя искусства в стране и был удостоен Сталинской премии. Однако сама Целиковская не произвела впечатления на вождя народов, который ожидал увидеть более внушительную личность. По мнению Иосифа Виссарионовича, Люся не соответствовала образу соратницы великого русского царя Ивана Грозного.

Людмила Целиковская снялась в фильме «Иван Грозный».

После периода работы над значимыми произведениями, Целиковская приняла участие в фильме своего супруга «Беспокойное хозяйство». Жаров также исполнил там небольшую роль. Однако после этого они с ним расстались. В фильме снимался Юрий Любимов, и тогда многие говорили, что Людмила оставила своего мужа ради него. Но до их свадьбы с Любимовым должны были пройти долгие годы. Целиковская никогда не любила рассказывать о своей личной жизни.

Юрий Любимов снял фильм «Беспокойное хозяйство».

В конце 1940-х и в 1950-х годах популярность Целиковской была настолько велика, что для поддержания порядка возле театра во время её спектаклей требовалась милиция. Тем не менее, театральная карьера оказалась нелёгким путем. Людмилу приняли в Театр имени Вахтангова, когда она была студенткой второго курса. В 1943 году её уволили из-за активной съёмочной деятельности в кино. Актриса сталкивалась с завистью коллег, которые писали на неё доносы, и была в курсе этих интриг. Эйзенштейн лично ходатайствовал за неё, и она вернулась в театр, где проработала до конца жизни. Однако в последние годы жизни любимица публики практически не появлялась на сцене и была благодарна за любую, даже самую незначительную роль.

Жаров в то время испытывал глубокие переживания. Разрыв с Людмилой оказался для него настолько болезненным, что потребовалась госпитализация. Актриса же, в свою очередь, встретила другого значимого человека в своей жизни – свою самую счастливую и одновременно трагическую любовь. Это был Каро Алабян. Известный архитектор, создавший такие проекты, как морской вокзал в Сочи, Ленинградский проспект и театр Советской Армии. Алабян также занимал пост главы Союза архитекторов, был депутатом Верховного Совета и страстным поклонником театра. Их союз вызывал неодобрение у многих. Подчинённые Алабяна даже обращались с письмами в различные органы власти, утверждая, что пожилой академик потерял рассудок и намерен жениться на молодой и ветреной актрисе, для которой этот брак станет уже четвёртым.

Каро Алабян и Людмила Целиковская.

Лишь влюблённые не обращали внимания на слухи, они были полностью поглощены чувствами друг к другу. В 1948 году они связали себя узами брака. Через год у Людмилы родился единственный сын, Саша.

Недолгое счастье

Вскоре Каро Алабяна постигла травля, организованная влиятельным деятелем СССР — Берией. Архитектору отняли все должности и награды. Вмешательство близкого друга, партийного и государственного деятеля высокого ранга — Анастаса Микояна — позволило избежать ареста. Он немедленно направил Алабяна в Армению. Жена и маленький сын остались в Москве, фактически не имея средств к существованию. Спустя год после отъезда Алабяна, Саша заболел болезнью, которую врачи того времени считали неизлечимой. Матери пришлось отказаться от своей актерской карьеры. Целиковская посвятила сына лечению, отдала ему все свое время и силы. Болезнь была побеждена.

Людмила Целиковская, Каро Алабян и их сын Саша.

В отличие от многих других актрис, Людмила Васильевна отдает приоритет сыну, а не карьере. Эта самоотверженность дала свои результаты — Саша поправился. Хотя на экране Людмила казалась лёгкой, весёлой и беззаботной, в жизни она была совсем другой. Это была женщина Обладает сильным характером, непоколебимыми принципами и твёрдыми убеждениями, которым всегда остаётся верна.

Яркий триумф и мимолетное ощущение радости.

Причины, побудившие Целиковскую сделать перерыв в карьере, остаются загадкой: возможно, это было заболевание сына, неблагоприятная ситуация с мужем или просто усталость от постоянного исполнения ролей светлых и нежных девушек? За десятилетие она приняла участие всего в двух кинопроектах.

Фильм Самсона Самсонова «Попрыгунья», вышедший в 1955 году и включавший в актерский состав Людмилу Целиковскую, был удостоен серебряного льва и приза кинокритиков на Венецианском кинофестивале. Эта картина стала значимой творческой вехой в карьере актрисы. Следующую роль ей предстояло сыграть только через четверть века.

За эти годы в жизни актрисы случилось немало событий. Умер Сталин, и её муж, Каро Алабян, вернулся в Москву. Однако и это счастье оказалось недолгим. В 1959 году скончался любимый муж актрисы. Для Людмилы это стало настоящей трагедией. В кино её не снимали, а женское Счастье оказалось неуловимым. Однако, в отличие от многих своих коллег-актрис, Целиковская не поддалась отчаянию, не изолировалась и не прибегла к деструктивному поведению. В эти годы театром она дорожила как единственной возможностью для творчества. Преданных поклонников у неё было множество. Благодаря своей неуемной энергии, жизнелюбию и силе воли актриса покоряла сердца мужчин.

Несмотря ни на что, Людмила Целиковская всегда сохраняла позитивный настрой.

И всё-таки счастье было

Кто мог предположить, что Людмила вновь обретет счастье? Она сама не питала такой надежды, однако встреча с Юрием Любимовым спустя двадцать пять лет подарила ей веру в возможность столь заветного женское Счастье. Поговаривают, что на протяжении всего этого времени Любимов испытывал чувства к актрисе. В кино его ждала неудача, и он выбрал путь преподавателя. Однажды он поставил спектакль со своими студентами, а Людмила Васильевна пригласила на премьеру влиятельных представителей интеллигенции и власти того времени. Успех оказался ошеломляющим. Так началась история театра на Таганке. Без Целиковской не было бы и его.

Юрий Любимов и Людмила Целиковская.

Юрий Петрович стал заметной фигурой в театральном мире 1960-х годов, во многом благодаря поддержке своей жены. Она оказывала ему всестороннюю помощь и вдохновляла на новые начинания. Благодаря её связям творческое сообщество обратило внимание на талант Любимова. Кроме того, получение разрешения на постановку каждого спектакля было полностью заслугой Целиковской, которая обладала уникальной способностью добиваться желаемого. Театр на Таганке на протяжении многих лет являлся не только местом для творчества, но и символом беспрецедентной свободы, что стало результатом усилий Людмилы Васильевны.

Это был радостный период в жизни актрисы. Он был наполнен любовью, творчеством и борьбой за театр. Юрий и Людмила жили в полной гармонии. Своим оптимизмом они вдохновляли всех вокруг. Тем временем подрос сын Саша. Родился внук — Каро. Счастливый брак Целиковской и Любимова продолжался 17 лет. Актрисы театра на Таганке настолько глубоко уважали Людмилу Васильевну, что старательно защищали личное пространство её супруга от молодых актрис, которые стремились поближе познакомиться с талантливым режиссёром. Никого к нему не допускали. Но не смогли уберечь. На гастролях Юрий Петрович увлёкся молодой журналисткой. Сказать об этом жене долго не решался. Целиковская всё поняла и вызвала мужа на откровенный разговор. После этого сама подала на развод. Окружающим ни разу не дала понять, как ей тяжело.

После этого случая Людмила Целиковская приняла участие лишь в одном кинопроекте. Во время съёмок фильма «Лес» под руководством Владимира Мотыля молодой актёр Станислав Садальский упал с балкона. Падение оказалось настолько серьёзным, что многие были уверены в его гибели. Несмотря на шок и устрашающую картину, Людмила Васильевна сохраняла спокойствие. Она организовала транспортировку Садальского в Москву, в институт Склифосовского, и предоставила ему лучших специалистов-травматологов. И по сей день артист благодарен Целиковской за то, что она не только спасла ему жизнь, но и способствовала тому, чтобы он не стал инвалидом в результате этого несчастного случая.

В фильме «Лес» снялись Станислав Садальский и Людмила Целиковская.

Партийные чиновники посчитали великолепную ленту искажением классики и надолго убрали ее из оборот. В результате, последняя, но очень заметная работа Целиковской прошла практически незамеченной. Забавно, что актриса обрела новую волну популярности в начале 1990-х, когда по телевидению начали часто демонстрировать советскую классику. Фильмы с участием легенды советского кино вызывали у зрителей восторженные отклики. В период, когда зрители вновь переживали трогательные приключения Шурочки Мурашовой, их любимая актриса уходила из жизни.

Людмилу Васильевну постигла тяжёлая операция, сопровождавшаяся высокой температурой, и врачи прогнозировали неблагоприятный исход. В этот период рядом с ней не было её близких мужчин, лишь сын. Однако для родных и всех, кто её знал, она оставалась источником вдохновения, излучая уверенность и позитив. Она была легендарной киноактрисой, женой и музой многих выдающихся мужчин, чью жизнь она озаряла своим талантом, умом и силой, а также дарила блеск своим многочисленным поклонникам.

До самого конца она дарила всем свое тепло.

О Людмиле Целиковской, выдающейся актрисе и женщине, можно сказать словами одного из величайших русских поэтов:

«… В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

(Сергей Есенин «Чёрный человек»)