
Великой депрессии
Франция, 1932 год. Европа переживает трудные времена: Великая депрессия обесценивает деньги, безработица растет, спрос падает. Однако появляются и обнадеживающие события: в Париже открывается джазовая ассоциация Hot Club de France, а во Франции спускают на воду «Нормандию» — самое большое трансатлантическое судно мира. Алмазная промышленность обращается к Шанель за помощью, и появляется ювелирная коллекция Bijoux de Diamants — первая и последняя, созданная лично ею.
Габриэль Шанель, 1931 год. Фотография Гойнингена-Гюне.
не было застежки, чтобы носить
их как захочется
Коллекция Шанель 1932 года включала 50 украшений из платины и желтого золота с белыми или желтыми бриллиантами. Почти половина из них была вдохновлена небесными телами — Солнцем, Луной, кометами. Также были ювелирные изделия в форме бантов, перьев и бахромы, а еще строгие геометрические спирали, окружности, прямоугольники и кресты. Вся коллекция не имела застежек. Идея Шанель заключалась в том, что женщинам не нужно указывать, где и как носить украшения. Колье в виде метеоров и хвостов комет можно было превратить в тройной браслет, а кулон от него носить как брошь. Бриллиантовые перья с одинаковым успехом надевались на голову вместо ободка или обвивали плечо вместо браслета. Шанель говорила: «Терпеть не могу застежки. Я их отменила! Поэтому мои украшения так легко меняются».
Фото Робера Брессона
вылилась в скандал
С появлением новости о подготовке Шанель этой коллекции профессиональные ювелиры с Вандомской площади возмутились. Вся гильдия единодушно пыталась запретить ей это сделать, утверждая, что нельзя прийти в ювелирное искусство только потому, что ты известная модистка.
Несмотря на недоброжелателей, некоторые ювелирные изделия авторства Шанель были проданы уже в первый день — именно они сохранились до наших дней.
Готовила вместе с Жаном Кокто
Предпоказы коллекции в особняке Роган-Монбазон начались 5 ноября 1932 года. Число пять имело символическое значение для Шанель: свои кутюрные коллекции она показывала 5 февраля или 5 августа. В интерьерах XVIII века Шанель разместила восковые манекены, которые одела и накрасила сама — руки и шеи были усыпаны драгоценностями. Биографы сообщают, что среди приглашенных были Пабло Пикассо, Глория Свенсон и Жан Кокто, который помогал Габриэль с инсталляцией. После двух дней предпоказов коллекцию представили на выставке. Входной билет стоил 20 франков — сборы Шанель пожертвовала двум благотворительным организациям: Обществу помощи малоимущим матерям и Обществу покровительства среднему классу.
Набросок Кристиана Берара со дня выставки
«1932» тоже посвящается
небесным телам
Через 90 лет креативный директор ювелирной студии Патрис Легеро переосмысливает историческую коллекцию Шанель, вдохновленную небесными телами. Центральным украшением коллекции «1932» является колье Allure Céleste: среди бриллиантов круглой огранки сияет сапфир весом 55,55 карата и бриллиант в 8,06 карата. Части колье-трансформера можно носить как броши, а центральная бриллиантовая нить превращается в браслет — тогда колье становится короче. В течение года полная коллекция «1932» выйдет и будет представлена в июле на Неделе высокой моды в Париже.
Колье Allure Céleste из коллекции «1932»