фотобанк
Ежедневно на детских площадках и в других местах, где собираются дети, можно заметить необычную замену понятий. Стоит только одному малышу обратить внимание на игрушку другого, как тут же вспыхивает бурная ссора, привлекающая внимание взрослых. Затем, как будто по заранее намеченному плану, родитель владельца игрушки начинает отчитывать, мягко упрекать и убеждать ребенка, заставляя его, несмотря ни на что, передать спорный предмет. Мы считаем это проявлением жадности и видим в подобном взаимодействии важный элемент воспитания.
Действительно ли существуют иные методы воспитания щедрости, кроме постоянного лишения детей их вещей и формирования у них убеждения, что все, чем они владеют, может быть немедленно передано другим?
Предположим, наша цель – воспитать детей, которые будут по-настоящему щедрыми, проявляющими сочувствие и способность к сопереживанию. Чтобы они могли делиться своими ресурсами с теми, кто находится в менее выгодном положении. И при этом мы, безусловно, желаем, чтобы наши дети уважали себя, умели устанавливать личные границы и могли отказать. Не так ли?
фотобанк
С нашей точки зрения, накопленной годами, за спором из-за мягкой игрушки не увидеть особой трагедии. Что такое игрушка – незначительная вещь, не стоит серьезных переживаний! Мы склонны считать, что игрушки – это то, чем не жалко поделиться, ведь их стоимость невелика. Однако для детей все выглядит иначе. И не имеет значения, нужна ли им эта пластиковая игрушка в данный момент, или она принадлежит им как собственность?
Представьте себе такую ситуацию: вас просят немедленно разрешить обыскать вашу сумку, дать поиграть в игру на вашем телефоне, налить чай в вашу любимую чашку или дать поносить вещи из вашего гардероба – ведь вы и так одеты в другую одежду! И как будто издевательство, окружающие уговаривают «не жадничать» и с пониманием отнестись к тому, кто захотел воспользоваться вашими вещами. Ведь он просто попользуется, отбирать-то не планирует!
Я, пожалуй, преувеличиваю. Однако мы не позволяем никому брать наши детские куртки с кофтами, аккуратно сложенные на скамейке. Возможно, это связано с тем, что одежда все же обладает определенной стоимостью, и для нас она имеет личный характер.
фотобанк
Что положительного можно увидеть в том, чтобы забирать игрушки у собственных детей и отдавать их множеству других, которые стремятся «просто поиграть» и не стесняются добиваться своего через крик и слезы? Я хочу объяснить дочери и сыну, насколько важны доброта и щедрость, но не желаю, чтобы этот урок был усвоен за счет их личных прав.
Перед тем, как отправиться на прогулку, мы берем наши скромные игрушки для песочницы. На каждом ведерке и лопатке маркером нанесена буква «В» – первая буква нашей фамилии. Удивительно, сколько значимости может нести такая простая отметка. Это словно утверждение того, что у этих игрушек уже есть владелец, и никто не сможет забрать лопатку себе.
В моей практике это выглядит так: я маркирую все игрушки моих детей, которые они берут с собой из дома. Другие дети могут играть с ними, если мои дети отвлеклись на что-то другое. Однако, когда мой ребенок захочет вернуть свою игрушку, он имеет на это полное право. Это его собственность, и он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, включая отказ другим.
Если вы не планируете передавать это другим, но и сами не собираетесь использовать – соберите всё в пакет и положите в коляску. Не оставляйте без присмотра то, что не хотите видеть у других. И это лишь потому, что иногда разумнее предпринять профилактические шаги и предотвратить возможные разногласия.