С какого возраста малыш начинает постигать окружающую действительность? Об этом aif.ru рассказала… Мария Дегтярева, профессор кафедры неонатологии Института непрерывного образования и профессионального развития Пироговского университета.

Три месяца — возраст активного взаимодействия младенца с окружающим миром. В это время ребенок не только растет физически, но и совершает важные шаги в развитии когнитивных и моторных навыков.

Первые шаги к самостоятельности

К трем месяцам малыш уверенно держит голову, лежа на животе, и опирается на предплечья, что открывает ему возможность исследовать мир с новой стороны. Эта способность служит основой для будущей познавательной активности, так как увеличивается поле зрения малыша и растет интерес к предметам вокруг.

В этом возрасте начинают развиваться навыки манипулирования предметами. Взаимодействие с миром происходит главным образом через удержание и приношение предметов к рту.

Родители могут наблюдать любопытное: ребёнок сначала радуется игрушке, но затем начинает плакать, не выпуская её из кулачка. Это происходит потому что захват предмета у малыша автоматический, а разжатие кисти требует сознательного усилия, которого пока ещё нет. Такое временное беспокойство — обычный этап развития.

Социальное развитие и предречевые навыки

К этому возрасту малыш активно общается со взрослыми. Ключевым признаком социального развития является «комплекс оживления». Реакция на ласковый разговор и прикосновения взрослого проявляется улыбкой, движением конечностей и радостными выражениями. Такое поведение — не просто милый жест, а важный этап предречевого развития.

Исследования показывают, что общение важно для развития речи. С первого месяца жизни ребенок различает звуки человеческой речи и шума. Песни, разговоры и живые беседы помогают малышу научиться первым звукам. Гуление — это первая попытка общения, а эмоции взрослых становятся для ребенка ориентиром в изучении языка.

Когда пора сидеть?

Родители часто спрашивают: в каком возрасте ребенок должен начать сидеть? Ответ зависит от развития опорно-двигательного аппарата, прежде всего позвоночника. Для безопасного и правильного сидения у ребенка должен сформироваться поясничный лордоз — естественный изгиб позвоночника. Этот процесс начинается, когда малыш лежит на животе и поднимается на четвереньки.

Специалисты советуют выкладывать ребенка на живот чаще, чтобы помочь ему подготовиться к этому этапу развития. Это способствует укреплению мышц спины и таза.

Развитие самостоятельности и безопасность

Формирование самостоятельности в приеме пищи — важный этап развития. Родители, позволяя ребенку участвовать в процессе кормления, закладывают основу для его автономности. Первые попытки кушать самостоятельно могут быть неуклюжими, но этот опыт очень необходим. Препятствование этому процессу может привести к привычке к кормлению взрослыми и отказу от самостоятельных попыток есть в будущем.

В возрасте от пяти до шести месяцев малыш становится более активным, но ещё не осознаёт своих возможностей. Это создаёт потенциальные опасности. Например, если ребёнок сидит на руках взрослого за столом рядом с горячим чаем, это может привести к ожогу. Укладывание ребёнка на диван, окружённый подушками, также небезопасно: малыш может упасть вниз головой и получить травмы.