Сегодня Жиль Сандеру исполняется 81 год. Мы собрали десять малоизвестных фактов о немецком дизайнере, заслуженно считающемся королем минимализма, и сопроводили каждый из них архивной фотографией Жиля.
1
дебютировала в фэшн-индустрии в 21 год
Сандер, будущая приверженка минимализма, появилась на свет в 1943 году в небольшом немецком городке Вессельбурене, где с ранних лет осознала свою тягу к одежде, а именно к ее созданию. В 1963 году Жиль поступила в текстильную школу в Крефельде, после чего благодаря высоким академическим показателям отправилась на двухлетнюю стажировку в Калифорнийский университет Лос-Анджелес. В возрасте 21 года она начала свою карьеру в индустрии моды в качестве помощника редактора журнала McCall’s в Нью-Йорке, однако была вынуждена отказаться от этой мечты и вернуться в Германию в связи со смертью отца. На родине Жиль вскоре нашла свое место и продолжила писать, но уже для журнала Brigitte, а в 1966 году заняла должность фэшн-редактора в Petra. Уже через год Сандер решилась на открытие первого бутика в гамбургском районе Пёсельдорф, где представляла Thierry Mugler и Sonia Rykiel, а также начала предлагать вещи собственного дизайна.
Жиль Сандер
2
продолжила стоять на своем и прокладывать дорогу минимализму в 70-х
В 1968 году был основан бренд Jil Sander, а в 1975 году Жиль представила его в Париже. Однако минимализм, лаконичность и чистота цвета и формы, характерные для немецкого дизайнера, не вызвали отклика. Тем не менее, Сандер не отказалась от намеченного пути и в 1979 году запустила свой первый парфюм Pure. Выход в индустрию красоты в то время был скорее исключением, как и выход брендов на фондовую биржу. Но именно этот шаг позволил бренду быстро расширяться по всему миру, причем Сандер активно развивала направления в Азии и Северной Америке. В 1993 году дизайнер триумфально вернулась в Париж, чтобы открыть флагманский магазин на авеню Монтень. В отличие от традиционных представителей высокой моды, Жиль ориентировалась на немецкие представления о современности. Ее эстетика опиралась на принципы Баухауса, предполагающие сочетание ремесла и промышленного производства, а в первой рекламной кампании прослеживались явные намеки на искусство графической редукции.
Жиль Сандер, 1968
Жиль Сандер на пороге своего бутика в Гамбурге, 1968 год
3
создавала одежду прежде всего для реальной жизни
После Франции флагманские бутики Jil Sander открывались в различных странах мира – от Соединенных Штатов до Китая. «Мы располагали обширной коллекцией, необходимой для наполнения магазинов площадью 10 000 квадратных футов. Безусловно, в рамках дефиле мы стремились донести определенную идею, однако, посещая бутик на авеню Монтень, покупатели могли оценить великолепную одежду. Каждая модель отличалась безупречным качеством и мастерством. Мы никогда не создавали одежду исключительно для показа».
Показ Jil Sander весна-лето 2005 года, Милан
4
уходила и возвращалась в собственный бренд несколько раз
Жиль Сандер, Сан-Франциско
В 1999 году Jil Sander вошла в состав Prada Group: Миучча Прада и Патрицио Бертелли приобрели 97% акций бренда. Сандер сохранила должность креативного директора и одновременно заняла пост председателя. Вскоре она покинула компанию, объяснив это несовпадением взглядов с Бертелли. В 2003 году Сандер вновь присоединилась к Jil Sander, но уже через год снова покинула ее.
Жиль Сандер
5
пробовала силы в работе с массмаркетом Uniqlo
В период смены владельцев (в феврале 2006 года Change Capital Partners приобрела бренд у Prada Group, а в 2008-м права на него перешли к японской компании Onward Holdings), дизайнер сосредоточилась на личном благополучии, уделив внимание своему саду в Германии, и объявила о сотрудничестве с Uniqlo. Для японского ритейлера она разрабатывала (до 2022 года) мужские и женские коллекции под брендом +J. Эта коллаборация оказалась чрезвычайно успешной на протяжении всего периода. «На протяжении всей моей жизни люди желали приобрести дизайн Jil Sander, однако ценовая политика препятствовала этому. Партнерство с Uniqlo стало прекрасным опытом, которое позволило сказать: Jil Sander – для каждого».
Жизель Сандер для Marie Claire Германия, 1991 год
6
снова возвращалась в Jil Sander, и снова ненадолго
Сандер возвращается в Jil Sander спустя восемь лет. Это произошло в 2012 году, после ухода Рафа Симонса в Dior. Однако этот период оказался для Жиль последним — через три сезона и 18 месяцев, сославшись на личные обстоятельства, она покидает бренд в третий и окончательный раз. За свой вклад в развитие Jil Sander она удостоится Bundesverdienstkreuz — ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
Жиль Сандер
7
оказалась новатором своего времени
Влияние Сандер на модную индустрию, как современную, так и будущую, оказалось чрезвычайно значительным: ей удалось не только преобразить визуальные представления, но и изменить подход целой отрасли к брендингу, розничной торговле, фотографии, художественному руководству, парфюмерии и косметическим продуктам. Несмотря на периоды подъемов и спадов, дизайнер всегда придерживалась выбранного курса — она стремилась создавать одежду, отличающуюся чистотой и привлекательностью благодаря своей простоте. И это ей успешно удавалось. Благодаря новаторским методам кроя, ткачества, обработки и производства, дизайн Сандер стимулировал новые подходы к одежде.
Жиль Сандер
Она всегда концентрировалась на материалах, тщательно изучая их и используя передовые японские ткани. Для создания новых материалов с скульптурной гибкостью она также сотрудничала с итальянскими производителями. Коллекции Люси и Люка Мейер, продолжающие с 2017 года работу Жиль, заслуживают высокой оценки, поскольку они развивают ее идеи и интегрируют их во все аспекты визуального стиля бренда.
8
курировала экспозицию, посвященную собственным работам
В 2017 году во Франкфурте, в Музее прикладного искусства, открылась выставка, посвященная творчеству Сандер – Jil Sander. Present Tense. Жиль Сандер и Маттиас Вагнер выступили кураторами этой экспозиции. В ее состав вошли масштабные мультимедийные инсталляции, отражающие влияние Сандер на эстетику, выбор материалов и форм в моде и дизайне, а также в архитектуре и ландшафтной архитектуре. Выставка прежде всего представляла собой новое прочтение эстетики Сандер.
Жиль Сандер выступил с приветственной речью на открытии выставки Jil Sander. Present Tense в Франкфурте, 2017 год
9
была настоящим революционером
О данной революции, как и о новаторстве Жиль, можно судить по ряду характерных деталей и стилистических приемов, которые опережали свое время. Так, в 1995 году дизайнер застегивала белоснежный жакет на все три пуговицы (кампейн с Эмбер Валлеттой) и оставляла кардиган на голое тело зафиксированным лишь на одной, верхней, кнопке на показе весна-лето 1998. В 1998 году она представила платье-одеяло, а на протяжении всей своей карьеры отдавала предпочтение прозрачности, а также любила сочетать черный, серый, белый и бежевый цвета, изредка добавляя в эту строгую палитру акценты ярких оттенков.
Жиль Сандер в фокусе камеры Питера Линдберга
10
и настоящим источником вдохновения для других
Ее стремление к лаконичным и понятным решениям, которые не утяжеляют образ, желание одевать женщин не для мужского взгляда, а для них самих, умение создавать удобную, доступную и при этом выразительную одежду, в которой женщина ощущает себя комфортно и уверено, а также ее безупречная работа с технологическими аспектами, сделали ее символом минимализма. Интеллектуальный минимализм, который после ухода из мира моды Жиль продолжили развивать Стелла Маккартни и, конечно же, Фиби Файло.
Жиль Сандер