Имя Иссея Мияке известно каждому ценителю моды. В 1970 году японский дизайнер начал исследования текстиля и фэшн-дизайна с целью создания «новой универсальной формы одежды, отвечающей требованиям нашего времени». Тот факт, что Мияке отошел от управления делами еще в 90-е годы, не означает, что его разработки оказались забыты. Сегодня Issey Miyake возглавляет Йошиюки Миямаэ, который с почтением и вниманием продолжает совершенствовать каждое достижение своего учителя. Для Buro 24/7 Фарук Чекуфи провел беседу с креативным директором японского модного дома о наследии и инновациях, креативной свободе и скрупулезной работе, а также о том, как Issey Miyake удерживается в авангарде моды, оставаясь вне трендов.

Какими шагами были положены основы для ваших передовых технологий, например, создания трёхмерной ткани? В чем заключаются принципы вашего уникального подхода к дизайну моды?

С начала карьеры я стремился создавать новые материалы для Issey Miyake, основываясь на техниках «Pleats» и A-POC.

После изучения техник я создал новую плиссировку «Steam Stretch», где складки ткани сшиваются чувствительной к высоким температурам нитью, сжимающейся при контакте с горячим паром. Техника использует сложный компьютерный расчет и оригинальную инновационную нить. В отличие от «Pleats», которая работала только с полиэстером, «Steam Stretch» позволяет использовать хлопок или шелк. Каждый сезон с весны-лета 2014 по осень-зиму 2018 мы демонстрировали прямую, трехмерную и другие плиссировки. В Issey Miyake исследования и разработка технологий работы с тканью продолжаются.

— Вы — японский дизайнер-визионер, ведущий бренд, посвященный инновациям в моде. Как вы себя чувствуете в этой роли? Ваш подход кажется новаторским из-за точных, скульптурных силуэтов.

В нашей компании и команде философия господина Мияке ежедневно сочетается с креативной свободой, которой нас обеспечивают. Я высоко ценю такие марки — с мощной философией и собственным взглядом на вещи.

— Каким образом стартовала ваша профессиональная деятельность? В каком месте это произошло? Как вы поняли, что вам предназначено быть моделью?

В двухтысячном году, придя на работу в Miyake Design Studio.

С первых же слов о проекте A-POC меня поразила его концепция. Участие в нем стало для меня настоящим событием – от первоначальных набросков до реализации финальной версии я был вовлечен с самого начала. Моя любознательность и разносторонние интересы помогают мне развивать инстинкты и интуицию в области дизайна.

Дизайн — это не просто профессия для меня, ведь приносит огромную радость. Думаю, призвание определяется продолжительностью наслаждения от работы. Моя задача — продолжать трудиться в этой сфере и находить новые методы творчества.

Все еще собираете коллекции в Японии? Почему именно там?

Производство происходит исключительно в Японии. Доверие составляет основу дизайнерского процесса. Результат работы Issey Miyake строится на поддержке множества людей, трудящихся в компании уже много лет. К отношениям с фабриками и мастерами по всей Японии отношение серьёзное.

— Какими проектами вы сейчас занимаетесь?

Параллельно с реализацией нескольких проектов основное внимание мы уделяем развитию новаторских идей в области дизайна.

— Как на то, что вы делаете, влияет японская культура?

Культура, имеющая богатую историю и традиции, формирует эстетику, ценности и целостность, которые на подсознательном уровне влияют на нашу деятельность.

Расскажите, пожалуйста, о вашем творческом процессе и студии.

Нам важно сотрудничество в команде. Мы поддерживаем близкие связи и взаимодействуем всё время. Стремлюсь создать атмосферу, где всем комфортно и интересно работать, чтобы каждый мог целиком посвятиться творчеству.

— Где вы нашли вдохновение для коллекции осень-зима 2018?

Я черпаю вдохновение в природе — она творит красоту, которую человек не может повторить.
Это тесно связано с японской культурой и ее отношениями к природе. Отражается это и в нашем питании, и в образе жизни.

В каждом сезоне меня вдохновляют разные явления и образы природы. Коллекция осень-зима 2018 посвящена твёрдым и стойким растениям и животным, ожидающим прихода весны и возрождения жизни в холодные и суровые зимние месяцы.

Вдохновение я находим во многих сферах: новых материалах, полученных в ходе исследований, беседах с друзьями, культурных течениях, из газет и телепередач, театральных постановках, посещение которых часто практикую, а также фрагментах идей, которые живут в моём сознании. Источники вдохновения взаимосвязаны и формируют единый образ или мотив.

Как дизайнер, я постигаю мир через модные ткани. Эта важная мысль мне принадлежала от господина Мияке.

Как запускается разработка новой коллекции?

Мы команда, которая всегда ставит исследование на первое место, совместно создавая прототипы и разрабатывая новые идеи. Некоторые материалы создаются за три месяца, а другие требуют много лет работы. Как в кинопроизводстве, все процессы протекают одновременно.

Что отличает Иссей Мияке от других сегодня?

Мы разрабатываем дизайн, опираясь на собственную философию, а не на популярные тенденции и стиль.

Какие технологии оказали наибольшее влияние на вашу работу? Каким образом технология повлияла на ваш дизайн за время работы в Issey Miyake?

Сегодня компьютерные технологии развиваются с невероятной скоростью, что позволяет создавать одежду благодаря доступному объёму информации. Технологии стимулируют креатив и любопытство, открывая путь к инновациям. Сохранение баланса между технологиями и ремеслом — всегда актуальная задача.

— Что делает вас счастливым в Issey Miyake?

Для меня счастье — создавать вещи. Радость клиентов, одеваясь в то, что мы делаем, приносит мне счастье.

Как архивы помогают вам работать? И как вы вносите свой вклад в собрания экспонатов?

Чтобы постичь Issey Miyake, не нужно изучать искусственный «стиль». Важно глубоко понять философию и дух господина Мияке, лежащие в основе стиля. Название «A Piece of Cloth» простое, но мысли и философия за ним невероятно глубоки. До настоящего момента я думал о двух вещах: первой — изменении, а второй — унаследовать и развивать бренд дальше. Выразительные методы и стили должны изменяться со временем. С другой стороны, важно передать дух Мияке и его отношение к созданию вещей как эстафетную палочку следующим поколениям. Но я также учусь по архивным материалам. Что оказало на меня колоссальное влияние, так это опыт работы с господином Мияке и командой над проектом A-POC сразу после моего прихода в компанию. Поначалу я ничего не понимал в этих материалах — начал познавать их в процессе развития A-POC. Именно поэтому теперь могу исследовать и совершенствовать новые материалы. Каждую неделю я прихожу в разные мастерские и учусь у огромного количества людей, вижу, как они создают предмет одежды начиная с нитей и заканчивая готовым объектом. Моя обязанность — брать то, чему научился у господина Мияке, и передавать это молодой команде дизайнеров, предоставлять им неограниченное пространство и возможности для творчества и развития. Это может в каком-то смысле противоречить тому, как сейчас функционирует мода, но я чувствую, что важно верить и посвящать время созданию самых высококачественных дизайнов.

— Что из себя представляет стиль бренда?

Одежда Иссей Мияке стремится дать людям ощущение свободы благодаря свободным формам и энергетичным цветам, но при этом не имеет строгого стиля.

Важны ли сегодня магазины для премиального покупательского опыта?

В будущем магазины могут преобразовываться в важные места для погружения покупателей в мир бренда.

— Какой у вас любимый рынок?

Мои работы предназначены не для какой-то конкретной страны, мой дизайн выходит за рамки национальных границ. Я считаю дизайн Issey Miyake универсальным.