Янина Жеймо, которую часто называют «Золушкой» Советского Союза, завоевала любовь публики благодаря своему обаянию и актерскому мастерству. Снявшись в черно-белой адаптации известной сказки, она приобрела всесоюзную известность. Примечательно, что на момент работы над фильмом актрисе исполнилось уже 37 лет!

Несмотря на небольшой рост, изящную фигуру и обувь 31-го размера, она убедительно смогла сыграть роль юной героини, которой по сюжету отводилось всего 16 лет.

В период съемок Жеймо была замужем в третий раз и заботилась о двоих детях, а в прошлом у нее были пережитые блокадные годы в Ленинграде, измена второго супруга, паралич и депрессивное состояние, спровоцированное нервным срывом.

На арене цирка с 3-х лет

С самого раннего возраста жизнь подготавливала Янину Жеймо к признанию. Она родилась в 1909 году в семье цирковых артистов, где каждый член семьи, вне зависимости от возраста, был вовлечен в мир сцены. Ее мать была русской, а отец – поляком, и уже в трехлетнем возрасте маленькая Янина начала выступать на цирковой арене, экспериментируя в различных жанрах. После смерти отца семье пришлось самостоятельно решать возникающие трудности. Когда Янине Жеймо было всего семь лет, она невероятным образом избежала трагедии. Зимой, во время переезда труппы из Тобольска в Барнаул, повозки передвигались по льду реки. Внезапно сани, в которых находились Янина и ее сестра Эля, провалились в ледяную воду.

Янина Жеймо и ее сестра Эля изображены на фотографии слева.

Элю удалось извлечь сразу, однако Янина оказалась в ледяной ловушке. Ее спасли в критический момент. Невероятно, но, несмотря на пережитый страх и воздействие холодной воды, обе девочки не подхватили никаких заболеваний. К одиннадцати годам Янина и ее сестра Эля уже демонстрировали собственную программу, неизменно вызывающую восхищение у зрителей. Их выступления сопровождались бурными аплодисментами, а талантливые девочки стремительно завоевали признание публики.

В то время в стране шла война, однако труппу Жеймо не задевали военные действия. Позднее актриса вспоминала, что они нередко оказывались в городах, где смена власти происходила практически ежедневно, и ни красные, ни белые не причиняли вреда артистам.

Жизнь в постоянных разъездах была непростой. Помимо частых переездов, необходимо было перевозить громоздкий реквизит. Янина делилась, что ей наиболее удобно было переносить тяжести на голове, удерживая их руками. Впоследствии врачи сделали вывод, что именно эти нагрузки спровоцировали деформацию позвоночника, что стало причиной прекращения роста. Долгое время девушка не обращала на это внимания, пока не осознала, насколько она отличается от своих ровесниц. Ее рост составлял 148 сантиметров. Один из театров предложил Анне выступать вместе с дочерьми, исполняя вокальные композиции с инструментальным сопровождением.

Через тернии к звёздам

Пока мать пела, Эля и Янина поддерживали ее музыкой. Семейные выступления вызывали у зрителей положительные эмоции, однако Янине этого было недостаточно – в ее сердце появилась мечта о кино. Но для достижения этой цели требовалось обучение. Янина желала овладеть актерским мастерством, однако ее матери эта идея не пришлась по душе. Анна была непреклонна – она полагала, что вместо мечтаний о перспективах дочери стоит сосредоточиться на работе. По ее мнению, актерская профессия не предлагала никаких гарантий, а время, затраченное на учебу, могло быть использовано более продуктивно.

Рост Янины Жеймо составлял 148 сантиметров).

Янина не стала вступать в перепалку с матерью и тайно поступила в мастерскую, связанную с эксцентричным актером. Она продолжала выступать вместе с семьёй, что нередко приводило к пропуску занятий. Ей угрожала отчисление, однако, ознакомившись с её ситуацией, педагоги пошли навстречу и допустили пропуски ради участия в концертах.

Янина Жеймо окончила киномастерскую Фабрики эксцентрического актёра в Ленинграде в 1929 году и приступила к работе на «Ленфильме». Её первой ролью стала роль мальчишки в фильме «Мишка против Юденича», а в следующей картине, «Чёртово колесо», она сыграла школьницу. Благодаря этому её карьера быстро развивалась, и к 25 годам Жеймо исполняла в кино только главные роли.

Первый раз в браке произошел разрыв из-за зависти к достижениям

На съемочной площадке Янина Жеймо познакомилась со своим первым супругом, актером Андреем Костричкиным. У них появилась дочь, которую назвали в честь матери по решению отца. Однако Янина Костричкина, стремившаяся к актерской карьере, столкнулась с нежеланием Жеймо. В конечном итоге дочь выбрала иную профессиональную деятельность и стала автором диалогов для фильмов, создаваемых с дубляжом.

Янина Жеймо получила диплом, подтверждающий ее актерское образование.

В семье существует давняя традиция называть девочек Яниной. Внучка знаменитой актрисы выбрала профессию переводчика, правнучка посвятила себя музыке, а теперь растет и праправнучка. Правнуки Алексей и Александр выбрали карьеру в сфере дубляжа, тем самым продолжив работу с кино, но уже вне экрана. Семейная жизнь Жеймо и Андрея Костричкина оказалась непродолжительной. Ревность мужчины к успехам жены постепенно привела к распаду брака, и супруги развелись.

Второй раз брак обернулся нервным срывом

После развода с Андреем Костричкиным Янина Жеймо вновь связала себя узами брака — её новым мужем стал режиссёр Иосиф Хейфиц. Имилия казалась благополучной, и в 1940 году у них родился сын Юлий. Однако вскоре началась война. В 1941 году Иосиф Хейфиц направил сына и дочь Янины Жеймо от предыдущего брака в эвакуацию в Алма-Ату, а сам отправился в Ташкент для работы над новым фильмом. Янина же осталась в Ленинграде, который находился в блокаде. Ей предлагали эвакуацию, но она не согласилась — актриса не только перенесла тяготы блокады вместе со всеми, но и поддерживала моральный дух горожан, выступая с концертами.

Янина Жеймо с детьми.

Позднее Жеймо всё же смогла выехать из Ленинграда, чтобы быть с семьёй. Однако состав, на котором она ехала, подвергся авиационному удару. Благодаря своевременной пересадке в вагон военного эшелона, актрисе удалось избежать гибели. Но её близкие не были в курсе произошедшего – им сообщили о кончине Янины. Хейфиц вскоре нашёл другую женщину. Жеймо не смогла простить ему это. Она не могла понять, как он столь быстро пережил её «смерть» и, по сути, предал их семью.

Счастье с третьей попытки

Актрисе было крайне сложно пережить этот период: она страдала от нервных срывов, ощущала пробелы в памяти, испытывала слабость, из-за которой ей было трудно передвигаться. Врач назначил ей специальный препарат — рекомендовано принимать небольшими глотками ежедневно, пока он не будет полностью израсходован. Лечение оказалось эффективным, однако впоследствии стало известно, что в бутылке была обычная вода. В этот сложный период жизни рядом с Яниной Болеславовной был её давний знакомый — польский режиссёр Леон Жанно. Многие годы он испытывал к ней чувства, не ожидая ответных эмоций, но находил удовлетворение в заботе о ней и её детях.

После развода Янина Жеймо пережила состояние нервного истощения.

После разрыва с Хейфицем, простить которого Жеймо так и не смогла, её верный друг постепенно стал для неё нечто большее — их дружба со временем переросла в романтические отношения, и Леон стал её мужем. Со временем боль утихла — Янина Жеймо преодолела депрессию, а её измождённость сменилась стройной и изящной фигурой. В новом браке она обрела умиротворение и счастье. Однако, несмотря на все пережитые трудности, актриса продолжала мечтать о возвращении в кино.

«Золушка»

В 1946 году тридцатисемилетняя Янина Жеймо приступила к работе над образом Золушки. Страна, прошедшая через трудные годы войны, неуклонно восстанавливалась, и людям, столкнувшимся с огромными потерями, была необходима светлая и добрая сказка. Однако выбор исполнительницы вызвал дискуссии в худсовете. Некоторые его участники не стеснялись утверждать, что Жеймо слишком взросла для этой роли. На ту же роль претендовала двадцатитрехлетняя Мария Мазун — солистка Ленинградского Малого оперного театра. Она отличалась изяществом, исполняла партию Золушки в балете Прокофьева и во многом соответствовала образу. Но режиссёр Надежда Кошеверова и сценарист Евгений Шварц остались при своём мнении.

В возрасте 37 лет Янина Жеймо исполнила роль юной Золушки.

Они не увидели в Золушке легкости, свойственной балерине, а напротив, ощутили её естественность, некоторую неловкость — ведь героиня привыкла к грубой обуви, а не к изящным пуантам. Её привлекательность должна была исходить не из внешней красоты, а из доброты, искренности и трогательной наивности. Янина Жеймо стремилась полностью раствориться в образе Золушки. Вне съёмочной площадки она курила «Беломор», но стоило включиться камере — и перед зрителями появлялась не повидавшая многое в жизни женщина, а юная, искренняя и наивная девушка, впервые посещающая бал. Эта картина, созданная в 1947 году, стала подлинным чудом — она согревала сердца людей, вселяла надежду и напоминала о том, что добро всегда торжествует.

Последние годы жизни

В 1954 году Янина Жеймо последний раз снялась в кино, впервые воплотив на экране образ взрослой женщины в фильме «Два друга». Одновременно её мужу была предложена работа в Польше с привлекательными возможностями, и семья приняла решение о переезде. В Варшаву вместе с Яниной и Леоном отправился её сын, который изменил фамилию с Хейфиц на Жеймо. Дочь же осталась в Москве и продолжала работать на «Мосфильме».

Янина Жеймо с третьим мужем.

Время оставило свой отпечаток — сердце, ослабленное пережитыми инфарктами, не смогло справиться с нагрузкой. 29 декабря 1987 года наступил трагический конец жизни актрисы. Её обнаружили с рукой, тянущейся к медикаментам. В соответствии с завещанием, тело было транспортировано в Россию и захоронено на Востряковском кладбище, где до сих пор поклонники возлагают цветы.