Автомобильные аварии, к сожалению, стали обычным делом в современном мире. Согласно статистике, ежегодно они приводят к гибели свыше миллиона людей. Значительно большее число людей получают травмы и повреждения различной степени тяжести – около 50 миллионов. Однако количество пострадавших могло бы быть и более высоким, если бы не изобретение безопасного стекла Триплекс.
1. Кто придумал Триплекс
Необычный случай, когда колба упала, но не разбилась, вызвал размышления у французского химика/Фото:phytocontrol.com
Безопасное стекло было изобретено химиком Эдуардом Бенедиктусом. В начале прошлого века, в ходе одного из экспериментов, ученый случайно уронил колбу. Емкость упала на пол. На сосуде появилась трещина, но он не разбился. Таким образом, первоначальная форма колбы сохранилась. Это заставило химика задуматься. Он вспомнил, что ранее в этой колбе хранился коллодий. Вероятно, остатки этого вещества все еще находились в емкости.
Колодий представляет собой раствор нитрата целлюлозы в спирте. Кто, кроме химика, мог знать о составе этого соединения? Он заметил, что летучее вещество исчезло. Его присутствие подтверждал лишь едва видимый налет нитрата целлюлозы, оставшийся на стенках колбы.
В те годы автомобильные ветровые стекла производились из обычного стекла. При разрушении такой материал образовывал большое количество длинных и острых осколков, представлявших опасность для водителей и пассажиров.
2. Откуда появилась задумка о создании безопасного стекла
Узнав об аварии, Бенедиктус вспомнил историю с неразбившимся сосудом/Фото:antiumverlag.ch
После того, как французский химик ознакомился с информацией об одной из подобных аварий, он вспомнил историю с упавшей, но не разбившейся стеклянной емкостью. Это побудило его к проведению серии экспериментов с ламинированным стеклом. В итоге Бенедиктусу удалось разработать конструкцию, представляющую собой своего рода сэндвич, состоящий из двух слоев стекла и слоя нитрата целлюлозы.
Помимо многослойности, данное стекло обладало уникальной особенностью. При нагревании слой нитрата целлюлозы плавился, обеспечивая надежное соединение двух стеклянных листов. Полученный результат оказался лучше, чем ожидалось. Стекло демонстрировало исключительную прочность: при ударах молотком на его поверхности появлялись лишь трещины, сохраняя общую структуру. Оно не распадалось на осколки, что исключало образование опасных, режущих элементов.
Изобретение, принадлежащее французскому химику, получило широкое признание. В 1909 году ему был официально передан патент на безопасное стекло. Сам Бенедиктус назвал своё изобретение «триплекс» (Triplex).
3. Альтернативные методы изготовления безопасного стекла
Для изготовления безопасного стекла Джон Вуд предложил использовать натуральный каучук/Фото:sustainablenaturalrubber.org
Французский химик не был единственным, кто проявлял интерес к идее создания безопасного стекла. Англичанин Джон Вуд также стремился к этой же цели. Несмотря на то, что он запатентовал свое изобретение значительно раньше Бенедиктуса, в 1905 году, разработка Вуда не была запущена в серийное производство. Подход Джона Вуда к созданию безопасного стекла отличался от французского. Он полагал, что для формирования слоя между двумя стеклами следует использовать натуральный каучук. Однако эта идея оказалась дорогостоящей. Кроме того, такое стекло не обладало достаточной прозрачностью.
Современные автомобилисты видят дорогу через стекло, которое обеспечивает защиту от травм/Фото:ens.az
Автомобильные компании выбрали технологию, разработанную Бенедиктусом. Однако это произошло не моментально, а лишь после того, как триплекс был испытан военными. В период Первой мировой войны из него делали стекла для противогазов. Генри Форд стал первым производителем автомобилей, внедрившим изобретение Бенедиктуса. Таким образом, триплекс со временем получил широкое распространение в автомобильной промышленности.
А ВОТ ИНТЕРЕСНОЕ ВИДЕО С НАШЕГО КАНАЛА:





