
29 мая 2025 года конгломерат LVMH объявил о том, что уже несколько лет обсуждалось в модном мире: Мария Грация Кьюри покинула Дом Dior. Вспоминаем легендарные творения периода МГК — самого нестабильного в истории марки.
Мария Грация Кьюри на дефиле Кристиан Диор Высокой Моды/2025.
Быстрый взлет не гарантирует стабильности, а оглушительный успех вначале не означает неизбежности побед. Примером тому — карьера Марии Грации Кьюри. Дизайнера, которого сначала считали спасением для Dior, а затем проклятием.
В 2016 году Мария Грация покинула Valentino после семнадцати лет работы со-креативным директором с Пьерпаоло Пиччоли. Тогда казалось, что больше проявила себя именно Мария Грация: ее ждало кресло в одном из самых важных Домов моды, а Пьерпаоло получил лишь дополнительные возможности к имеющимся.

Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли присутствовали на показе Valentino в 2016 году.
Мария Грация стала первой женщиной на посту креативного директора. До неё марку возглавляли Раф Симонс, Джон Гальяно и другие известные мужчины-дизайнеры, не допускавшие женщин до эскизов. Благоприятствующим фактором стало то, что коллекции Рафа показали: драматичное и театральное настроение дома не сочетается с его минималистичными и авангардными представлениями о моде, а бренду требуется новый подход.
Дизайнер, успешно работавшая в Valentino, обладающая практичностью и стабильностью характера, прослужившая 17 лет в одном месте, казалось, идеально подходила для должности креативного директора. Но оказалось, что LVMH либо слишком долго держали Марию Грацию на своем посту, либо талант дизайнера оказался не таким великим, каким предполагалось сначала.
Модное сообщество начало предсказывать конец еще после первых коллекций МГК. Платья с звездным небом, этнические орнаменты и лаконичные черные пальто нравились зрителям, но уже много раз были в коллекциях Valentino. А пышные юбки из тюля, жакеты bar и синий вельвет присутствовали на показах самого Диора и Рафа Симонса. С одной стороны это кажутся невинными отсылками к архивам — ну кто из дизайнеров этого не делал? С другой же бесконечные цитирования других модельеров, а также самой себя, подталкивали на мысль — а точно ли Мария Грация занимает чужое место?
Valentino, осень-зима 2016
С тех пор считалось, что увольнение Марии Грации с поста креативного директора предопределено и будет лишь вопросом времени. Но время тянулось дольше, чем думали — ведь Мария Грация не хотела уходить. Цифры к этому не располагали. Эксперты моды, недовольные Кьюри — люди умные, но именно селебрити, бизнесвумен, носительницы громких фамилий своих отцов и мужей, а также молодое поколение, откладывавшее деньги с обедов хотя бы на брелок от Дома, делали кассу бренду. И они были готовы платить так много, что даже в проблемные для всех брендов ковидные времена Dior сделал выручку в 12 млрд евро.
Скорее всего, прибыль сама по себе больше не могла скрыть слабых сторон коллекции Марии Грации. Дизайнеру улыбнулась удача: в моде наступил период музыкальных стульев, начавшийся в 2024 году. Сейчас Марию Грацию связывают с Fendi, а кресло креативного директора женской линейки Dior может занять Джонатан Андерсон.
Несмотря на споры, во время правления Марии Грации появилось много коммерчески успешных и иногда трогательных изделий. Обсуждение их модным миром сделало их культовыми.
Мария Грация Кьюри: пять ключевых работ от проявления феминизма до культовой сумки.
We should all be feminists

Christian Dior весна-лето, 2017

Christian Dior весна-лето, 2018
Надпись на футболках из первой коллекции Марии Грации для Dior проистекает от её назначения креативным директором Дома. С тех пор вещь стала легендарной: в футболке ходили Рианна, Белла Хадид, Дженнифер Лоуренс и A$AP Rocky. Название отсылает к эссе Чимаманды Нгози Адичи о феминизме XXI века. Это не первый случай, когда Мария Грация основывает свои коллекции на работах других авторов.
После первой появилась целая линейка футболок и лонгсливов с фем-посланиями: «Почему не было великих женщин-художниц?»; «Сестринство — это глобально». В какой-то момент феминизма стало так много, что превратилось в сплошную иронию. Как еще реагировать, когда богатая белая женщина продает идею феминизма таким же далеким от гендерного неравенства покупательницам? Думаем, если бы Мария Грация остановилась на первой футболке, то недовольство модного сообщества можно было избежать.
Это не сумка, это седло!

Кэрри Брэдшоу с Saddle Bag

Saddle Bag
Джон Гальяно разработал сумку Saddle Bag во время своего директорства. Известные личности и героини сериалов носили ее в девяностые и нулевые, после чего отложили. Мария Грация решила, что культовая модель Дома не заслужила забвения, поэтому перевыпустила Saddle Bag в новых расцветках и принтах.
Комбинезон D-Air Lab

Christian Dior осень-зима, 2023
С 2015 года в Италии действует проект D-Air Lab, занимающийся разработкой высокотехнологичной одежды для особых случаев. Работы проекта включают костюмы для ученых, работающих в экстремальных климатических условиях, а также зимние куртки, подходящие для восхождения на Эверест. Для привлечения внимания к проекту Мария Грация представила комбинезон со светодиодами и жакеты со встроенными механизмами. Поскольку Кьюри не останавливается в коллаборациях высокой моды и технологий, эта коллекция вошла в историю и по сей день удивляет своей смелостью.
Dior Book Tote

Christian Dior осень-зима 2023

Christian Dior осень-зима 2019
Эта сумка безусловно стала it-bag. Доказательство — пляж любого роскошного отеля, на лежаках которого красовались сумки авторства Марии Грации. Популярность аксессуара понятна: каждая сумка создана вручную, но применение у нее не только «на выход» — она идеальна и для долгих перелетов, и для путешествий, и для упомянутого пляжного полотенца. С 2018 года выходили как классические сумки с монограммами, так и модели с паттернами в виде пальм от самой Марии Грации. Но какой бы культовой ни была сумка, рекомендуем не вкладываться в неё в 2025-м — или хотя бы подождать пару лет.
Античная обувь
Christian Dior осень-зима, 2018
Марии Грации всегда приписывали одержимость старым и нежелание создавать новое. Например, коллекции в античном стиле актуальны только сейчас, а она создавала платья на одно плечо с драпировками восемь лет. Особую страсть дизайнер испытывала к сандалиям — стиль греческих богинь преобладал в ассортименте бренда. Благодаря упорству Мария Грация добилась популярности античного стиля, и летом 2025 года все будем носить сандалии с тонкими переплетенными ремешками. Когда нет гениальности, настойчивость — тоже инструмент.